Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,757

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ВУЗЕ

Крутько Г.А. 1 Матиевская СМ. 1
1 ФГБОУВПО «Кубанский государственный университет»
1.Ермолаев Ю.А., Ермолаева Ю.Ю. и др. Народные подвижные игры // Учебное пособие. -М. , 1990.
2.Лубышева Л.И. Концепция физического воспитания: методология развития и технология реализации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996, №1.
З.Яковлев В.Г. Игры для детей. - М, 1975.
4. Беляев И.Н. Русская лапта. - М, 1957.

Подвижные игры - универсальное и независимое средство физического воспитания подрастающего поколения. Важнейшее достоинство подвижных игр состоит в том, что в своей совокупности они содержат все виды свойственных человеку естественных движений, оказывают комплексное воздействие на организм, на все стороны личности занимающихся.

В современных условиях подвижные игры, в сочетании с различными физическими упражнениями, являются эффективным средством физического воспитания и широко используются в образовательных учреждениях. В КубГУ подвижные игры целенаправленно применяют на практических занятиях по физической культуре для повышения уровня физического развития, выносливости и физической работоспособности студентов. Основными качествами, характеризующими физическое развитие человека, являются сила, быстрота, ловкость, гибкость и выносливость. В зависимости от характера подвижных игр эти качества воспитываются в процессе тренировки на занятиях различными видами спорта. Следует особо отметить, что регулярные занятия физическими упражнениями и играми не только повышают общую физическую подготовленность, но и укрепляют здоровье и формируют готовность к здоровьесбережению студентов вуза. Это связано с их благоприятным воздействием на развитие и функционирование всех органов и систем подрастающего поколения (двигательной, нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, сенсорной и др.). Важным фактором является улучшение умственной работоспособности студентов, занимающихся активной двигательной деятельностью.

С применением подвижных игр на занятиях по физвоспитанию снижается монотонность работы, направляется и активизируется наблюдательность, мышление и внимание занимающихся, развивается память, сообразительность и творческое воображение. Соблюдение правил игры воспитывает такие важные психологические качества, как чувство коллективизма, активности, инициативы, смелости, дисциплинированности, настойчивости в достижении поставленной цели.

Соревновательный элемент и естественные виды движений позволяют успешно использовать подвижные игры для подготовки к занятиям спортивными играми. Умение координировать свои действия в плане коллективного взаимодействия, проявлять инициативу в условиях игры, чувствовать себя активным доставляет большое удовольствие и помогает заинтересовать, увлечь студентов на занятиях по физической культуре. В связи с этим подвижные игры являются одним из основных средств физического и психологического воспитания студентов.

Вместе с тем, следует отметить, что применение народных игр, как эффективного средства физического воспитания, организации активного досуга и формирования здорового образа жизни, используется еще недостаточно широко. В КубГУ среди средств физического воспитания, способствующих развитию массовости физической культуры и спорта, перспективное значение имеет применение народных подвижных игр. У студентов, занимающихся в группах по специализации «волейбол», большим почетом пользуется игра «Русская лапта» (беговая).

История применения этой русской игры в физическом воспитании молодежи насчитывает многие столетия. Лапта - эффективное средство развития ловкости, быстроты, смелости, взаимовыручки. Скоростные рывки, быстрые, сильные и точные удары, ловкие увертывания от мяча - все это требует от участников высокого уровня физической подготовленности и устойчивости к психическим нагрузкам. Характерной чертой подвижных игр, и в частности игры «Русская лапта», является не только богатство и разнообразие движений, но и свобода их применения в разнообразных игровых ситуациях, что создает большие возможности для проявления инициативы и творчества.

«Русская лапта» — это двусторонняя командная игра, которая проводится на прямоугольной площадке, ограниченной боковыми и лицевыми линиями. Цель одной команды — совершить как можно больше перебежек после совершенных ударов битой по мячу, в отведенное для игры время, где каждый игрок, совершивший полную перебежку, приносит своей команде очки. Цель другой команды - не дать соперникам сделать перебежки осаливанием мячом и поймать больше «свечей», причем, осалив перебежчика, команда получает право на удары и перебежки, если не произойдет переосаливания (ответное осаливание).

«Русская лапта» со студентами проводилась по измененным (модернизированным) правилам, адаптированным к условиям спортивного стадиона университета. Вместо теннисного мяча и биты применялся волейбольный мяч.

На футбольном поле выделяли игровую площадку (как правило, площадку для игры организовывали в углу футбольного поля). Игровая площадка представляет собой прямоугольник размером 40-55 м в длину и 25-40 м в ширину. Принадлежности для игры: волейбольный мяч, отличительные жилеты. На одной из сторон площадки проводится линия «города» и параллельно «городу» -десятиметровая линия, определяющая штрафную зону, на другой стороне - линия «кона».

Так как играют две команды, то перед началом игры выбираются два капитана. По жребию одна команда становится за линию «города», другая, «водящая», произвольно размещается в «поле» (пространство между линиями «кона» и «города»). Игроки в «городе», соблюдая очередность, выполняют нижнюю прямую подачу в «поле». В случае удачной подачи мяч оказался в игре (выбит на игровое поле за пределы штрафной линии или, коснувшись ноля, вылетел за одну из боковых линий или вылетел за линию кона по земле). Если удар был хороший и мяч полетел далеко, то подающий игрок перебегает через поле за линию «кона» и обратно за черту «города». Если же удар был слабым и мяч упал недалеко, то игрок ждет хорошего удара следующего за ним игрока и тогда бежит с ним вместе. Но выполнить перебежку не просто. Игроки «поля» стараются поймать мяч от земли или с лёта и осалить им кого-нибудь из игроков «города», перебегающих «поле». Если игрокам «поля» удается попасть (осалить) мячом в перебегающего игрока команды «города», все игроки команды «поля» должны быстрее убежать в «город», так как игроки «города» могут схватить мяч и, в свою очередь, осалить любого игрока «поля», не успевшего убежать за черту «города», и т.д. Каждый игрок команды «город», благополучно перебежавший от «города» до «кона» и обратно за городскую черту, получает для своей команды 1 очко.

Правила. 1. Каждый игрок команды «города» может подавать подачу только один раз, независимо от того, удачная подача или нет. Право на вторую и последующую подачу он получает каждый раз после того, как сбегает за линию «кона» и вернется в «город», не будучи задетым мячом.

  1. Перебегать могут сразу два или три игрока (это делают обычно после сильной подачи) из зоны «пригорода».
  2. Для обратных перебежек с линии «кона» до «города» игроки могут дожидаться благоприятного момента. В этом случае выбегать с линии «кона» разрешается после очередной подачи.
  3. Игроки команды «поля» имеют право бегать с мячом по всему полю и перебрасывать мяч друг другу.
  4. Игрокам команды «поля» запрещается мешать перебегающим (вставать на пути, задерживать).
  5. Перебегающим запрещается пересекать боковые линии площадки.
  6. Мяч, нарочно отбитый игроком за границы «поля», не засчитывается, и удар выполняется вновь.
  7. Выигрывает команда, получившая за время игры большее количество очков.

Для повышения общей результативности проводимых занятий, рекомендуемая игра составлена таким образом, что ее практическое проведение осуществляется, когда одновременно играют все занимающиеся. А само содержание игры может легко и оперативно варьироваться: усложняться или упрощаться но усмотрению преподавателя, исходя из конкретно складывающейся учебной ситуации. Лапта как нельзя лучше подходит для общего физического развития волейболистов. Одной из важнейших сторон «Русской лапты» является ее массовость и комплексное воздействие на развитие физических качеств, а также влияние на формирование двигательных умений и навыков.

Подвижные игры включают все основные виды движений (ходьба, бег, прыжки, метание и др.), развивают физические качества (ловкость, быстроту, силу, выносливость, гибкость), и поэтому на протяжении многих веков народные подвижные игры служили главным средством физического воспитания подрастающего поколения.

Перестройка занятий по физическому воспитанию в плане их оживления, насыщения более динамичным содержанием сегодня так необходима, ведь студенты не должны отбывать физическую повинность, как это, к сожалению встречается. Каждый занимающийся должен получать от занятий радость, жить на них и активно мыслить, покидать зал или стадион с удовлетворением и улыбкой.


Библиографическая ссылка

Крутько Г.А., Матиевская СМ. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ВУЗЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 4-2. – С. 122-125;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=3992 (дата обращения: 13.06.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074