Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,757

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ОДНО ИЗ НЕОБХОДИМЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ПРЕПОДАВАТЕЛЮ РУССКОГО ЯЗЫКА

Логинова Е.Ф. 1
1 ГБОУ ВПО КубГМУ Минздравсоцразвития России
1. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М.: издательство «Знание»,1979.
2. Сластенин В.А., Исаев И.Ф. и др. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М: Издательский центр «Академия», 2002.

Преподаватель русского языка (как родного и как иностранного) является активным, ведущим, направляющим субъектом учебного процесса и педагогического общения. Существует определенный набор профессиональных требований к преподавателю, традиционно включающий в себя профессиональную компетентность. Она является необходимой составляющей профессионализма, следовательно, некорректно рассматривать ее как выражение высокого уровня квалификации и профессионализма. Понятие «профессионализм» более широкое, чем понятие «профессиональная компетентность». В современной отечественной педагогике принято последнюю рассматривать как аспект общекультурной компетентности. Иногда это понятие отождествляется с понятием «уровень образованности специалиста». В любом случае профессиональная компетентность означает владение деятельностью на высоком профессиональном уровне, наличие специальных знаний и умение применять их на практике. Выделяют несколько видов профессиональной компетентности, в том числе специальную.

Применительно к деятельности педагога профессиональная компетентность отражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности, следовательно, характеризует его профессионализм. Специальная компетентность преподавателя включает глубокие знания, квалификацию и опыт деятельности в области преподаваемого предмета, т.е. теоретическая готовность означает знание преподавателем соответствующего предмета (в частности, системы научно-теоретических знаний в области русского языка) и теоретических положений психологии, общей дидактики, педагогики и методики. В данном случае можно вести речь о педагогической компетентности как одном из вариантов профессиональной компетентности. В качестве ее основных элементов выделяют методическую, психолого-педагогическую, дифференциально-психологическую, аутопсихологическую и другие виды компетентности. Многие из перечисленных выше знаний как составной части педагогической компетенции являются предпосылкой педагогических умений - конструктивных, организаторских и коммуникативных. Коммуникативные умения преподавателя наиболее полно рассмотрены А.А. Леонтьевым, который включил в их число следующие:

1) волевые качества, умение управлять своим поведением;

2) качества внимания, прежде всего наблюдательность, гибкость (переклю-чаемость) и т.п.;

3) умения социальной перцепции («чтения по лицам»);

4) умение «понимать», а не только видеть, т.е. адекватно моделировать личность ученика, его психическое состояние по внешним признакам;

5) умение «подавать себя» в общении с учащимися;

6) умение речевого общения, т.е. оптимально строить свою речь в психологическом плане;

7) умения речевого и неречевого контакта с учащимися;

8) гностические умения (по Н.В. Кузьминой), связанные с осознанием и переносом информации.

Перечисленные умения получают конкретное, специфическое содержание в ходе преподавания русского языка и культуры речи и русского языка как иностранного. Как известно, для обучения характерно несколько видов общения: преподаватель - группа, преподаватель - студент, студент - студент, студент - группа. В нашем вузе в одну учебную группу включаются отечественные и иностранные студенты, причем среди отечественных студентов имеются представители различных этнических сообществ. Следовательно, и виды общения намного разнообразнее перечисленных: общение представителей разных социальных стереотипов поведения, общение носителей разных языковых культур, общение индивидуумов с разным объемом и характером знаний. Таким образом, между преподавателем и студентами устанавливается сложная система отношений.

Как видим, одним из важнейших компонентов профессиональной компетентности преподавателя, как и других специалистов, является коммуникативный, который включает умения ясно и четко излагать мысли, аргументировать, убеждать, строить доказательства (т.е. владеть теорией аргументации), анализировать, устанавливать межличностные связи, выбирать оптимальный стиль общения в различных деловых ситуациях, организовывать и поддерживать диалог. Этот тезис согласуется с утверждением психологов, что качество общения с группой обусловливается степенью развития коммуникативных способностей преподавателя. В.П. Павлова определяет как первоочередную задачу преподавателя необходимость развивать свои коммуникативные способности. В психологии обычно под способностями понимаются прижизненно формирующиеся осооенности личности человека, которые обеспечивают большую эффективность той или иной деятельности. Формируются они в процессе самой деятельности на базе врожденных психофизиологических предпосылок - задатков. Говоря о возможности и необходимости развивать коммуникативные способности, мы имеем в виду комплекс профессиональных умений, которыми должен обладать преподаватель независимо от его индивидуальных качеств. Такие профессиональные умения можно целенаправленно развивать. В число профессиональных умений преподавателя необходимо включить его речевое поведение, так как оно влияет на создание благоприятного микроклимата в группе: по возможности избегать использования повелительного наклонения, чаще включать в свою речь реплики оценочного характера, вселяющие уверенность в студента, и реплики, стимулирующие их мыслительную деятельность. Языковая и речевая культура преподавателя также является обязательным компонентом его профессиональной компетентности. Недопустимы в общении со студентами орфоэпические ошибки (в частности, неправильная постановка ударения в словах) и использование просторечий и вульгаризмов.

Как одну из важнейших составляющих педагогической компетентности можно рассматривать и способность преподавателя самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности. Незаменимыми для преподавателя становятся справочники и различные словари - ценнейшие справочные пособия для совершенства речевой культуры.


Библиографическая ссылка

Логинова Е.Ф. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ОДНО ИЗ НЕОБХОДИМЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ПРЕПОДАВАТЕЛЮ РУССКОГО ЯЗЫКА // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 4-2. – С. 142-144;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=4001 (дата обращения: 13.06.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074