На современном этапе развития общества, в период социально-экономических перемен, происходящих в стране, с новой силой встает вопрос об укреплении здоровья российских граждан и их всестороннем гармоничном развитии. Это должно стать приоритетным направлением в сфере физической культуры и спорта. Современная жизнь предъявляет все возрастающие требования к физической и психической готовности личности к продуктивной жизнедеятельности. Сохранение и укрепление здоровья, повышение и поддержание высокой работоспособности являются одной из важнейших задач общества. Создав в стране культ здоровья, здорового образа жизни, благоприятные условия для занятий физкультурой и спортом, мы добьемся улучшения физической подготовленности людей, в частности молодежи.
В системе высшего профессионального образования эта задача решается в процессе физического воспитания студентов с помощью теоретических и практических учебных занятий, направленных на обучение и совершенствование в определенном виде спорта. В качестве примера возьмем один из игровых видов спорта - волейбол.
Волейбол как игра популярен среди людей всех возрастов и стал поистине неотъемлемой составной частью культурного отдыха, особенно молодежи. Это объясняется не только его доступностью и эстетической красотой, но и благотворным влиянием на развитие физических качеств - выносливости, быстроты, силы, координации.
Волейбол является не только популярной командной игрой, но и, пожалуй, самой технически сложной. Обучение этой игре имеет важное значение для дальнейшего становления игрока. Совершенствование умений и навыков для достижения спортивных результатов зависит от правильного подхода к решению ряда вопросов в тренировочном процессе. Структура отдельных технических приемов кажется довольно простой, однако рациональное применение их в игре связано с определенными трудностями [2, 3].
Если детально проанализировать традиционную учебную программу по предмету «Физическая культура», можно констатировать недостаточность решения спортивно-оздоровительных задач физического воспитания. Изучив спортивные интересы студентов, убедившись в доступности спортивных игр, в частности волейбола, с учетом материально-технических возможностей и уровня квалификации преподавательского состава вуза, можно сделать вывод о необходимости разработки новой рабочей программы, основанной на спортивной тренировке [2, 4].
Например, в рабочей программе, разработанной на кафедре физвоспита-ния в КубГУ по дисциплине «Физическая культура» (специализация «Волейбол»), с учетом возможностей студентов и по выбору преподавателя предусмотрено обучение и совершенствование в этом виде спорта. Чтобы студенты прочно освоили необходимые двигательные действия, овладели соответствующими знаниями, игровыми умениями и навыками, преподавателю при планировании занятий по волейболу важно четко представлять значение элементов данной спортивной игры. Это позволит правильно и своевременно отбирать соответствующие средства и методы обучения.
Большое значение имеет организация данного процесса. В начале учебного года на первом курсе комплектуются группы, имеющие разные уровни подготовленности и потенциальные возможности в овладении навыками игры в волейбол. Поэтому в первом семестре обучение идет по традиционной программе. Вначале осуществляется обучение тому или иному элементу игры, затем его закрепление и совершенствование, завершающееся контрольным выполнением.
В практическом разделе программы, начиная со второго семестра, авторами разработаны учебно-тренировочных комплексы, в структуру которых вошли упражнения, позволяющие существенно повысить эффективность обучения технике и тактике игры, и сформировать условия для повышения потенциала здоровья студентов.
Первый комплекс включает в себя упражнения для развития координации и быстроты: эстафеты с элементами волейбола, подвижные игры, жонглирование, балансирование. Эстафеты с применением элементов волейбола - эмоциональные групповые упражнения, которые позволяют в соревновательной форме закреплять и совершенствовать техническую подготовленность. Подвижные игры специально отобраны и представляют собой в основном подготовительные и подводящие к волейболу упражнения.
В состав второго комплекса для обучения техники игры входят имитационные упражнения и упражнения с мячом при участии зрительного контроля и без него.
Третий комплекс - это групповые упражнения, направленные на удержание мяча, обучение начальным игровым ситуациям, и упражнения, позволяющие быстрее осваивать основные игровые моменты и повышать уровень двигательной активности. Комплекс призван реализовать тренировочные эффекты отдельных сторон подготовки (физической, технической, тактической) в игровой соревновательной деятельности.
Четвертый комплекс - организационно-методический. На определенном этапе в рамках указанного комплекса с учетом приоритетного значения, связанного с решением оздоровительных задач, в ходе занятий необходимо исключить травмоопасные приемы (нападающие удары, блокирования, падения), что позволит увеличить продолжительность игровых моментов. Далее предполагается придать распределению различных видов физических упражнений целенаправленный, спортивно-тренировочный характер, решить задачи общей и специальной физической подготовки для ускорения освоения техники и развития качеств, необходимых для игры в волейбол.
Отдельной строкой в этой программе необходимо выделить организационно-педагогические условия (требования). Такие, как:
- физическая подготовка игроков (позволяющая эффективнее повышать общий уровень физического состояния);
- техническая подготовка игроков (позволяющая быстрее и качественнее осваивать игровые элементы);
- тактическая подготовка (позволяющая целесообразно согласовывать действия игроков команды, направленные на достижение победы);
- комплектование команд по показателям подготовленности игроков с целью продолжительности увеличения времени игровых эпизодов;
- оценка игровой деятельности (позволяющая осуществлять контроль за качеством технической и тактической подготовки не только на учебно-тренировочных занятиях, но и в период соревновательной деятельности с обязательной практикой студента в судействе).
В процессе организации и проведения развивающих и оздоровительных занятий волейболом необходимо придерживаться следующих нагрузок:
- специфических (они включают в себя эстафеты с элементами волейбола, упражнения с мячом в парах, тройках, четверках с перемещением, различные виды подач мяча, а также взаимодействие линии атаки с защитниками);
- неспецифических (к ним относятся бег в медленном, среднем темпе, специальные физические упражнения и подвижные игры);
- упражнений большой и максимальной нагрузки: нападающие удары без блока и против блока, бег в максимальном темпе, подача в прыжке и двусторонняя игра;
- упражнений средней и малой координационной сложности: прыжки, различные передачи мяча сверху, снизу, в прыжке или с перемещением, игровые комбинации и общеразвивающие упражнения.
В качестве параметров педагогического контроля рекомендуются следующие выполнения тестов физической и технической подготовленности студентов:
- бег 30м;
- челночный бег 4x9 и 6x6;
- прыжок в длину с места;
- передача мяча над собой сверху, передача в парах сверху без потери;
- передача мяча над собой снизу, передача в парах снизу без потери;
- подача верхняя прямая в пределы площадки;
- подача избранным способом на точность [1].
Таким образом, использование предложенной программы занятий волейболом для студентов вуза расширит возможности совершенствования процесса физического воспитания, позволит существенно повысить уровень физической подготовленности и укрепить здоровье студенческой молодежи, что является приоритетным направлением деятельности высшей школы.
Библиографическая ссылка
Матиевская СМ., Крутько Г.А. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ВУЗА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» (НА ПРИМЕРЕ ВОЛЕЙБОЛА) // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 4-2. – С. 156-159;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4006 (дата обращения: 21.11.2024).