Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

Нефёдов П.В. 1 Школьная Л.Р. 1 Захарченко И.С. 1
1 ГБОУ ВПО КубГМУ Минздравсоцразвития России

Основная задача современной медицины - сохранение, укрепление и восстановление здоровья людей. Это достигается тремя путями: предупреждением болезней (профилактика), лечением и реабилитацией.

Современная гигиена -это комплекс медицинских профилактических научных дисциплин и областей практической деятельности врачей, имеющих целью сохранение и укрепление здоровья людей методом предупреждения болезней и преждевременного старения организма. В настоящее время встает вопрос о пересмотре профилактического направления всего нашего здравоохранения и более глубокого его внедрения в медицинскую практику. Во всех цивилизованных странах профилактическое направление медицины является общепризнанным и наиболее эффективным. В этой связи преподаванию гигиены для будущих врачей любой специальности необходимо уделять особое внимание.

В настоящее время гигиена разделились на ряд профилактических научных дисциплин и областей практической деятельности, объединенных общей целью, но с различными методами ее достижения. Основными разделами гигиенической науки являются коммунальная гигиена, гигиена труда, гигиена детей и подростков, гигиена питания, радиационная гигиена, военная гигиена применительно к изучаемым объектам: промышленным предприятиям, населенным местам, детским и школьным учреждениям, объектам общественного питания и предприятиям пищевой промышленности, объектам военной техники.

На кафедре гигиены с экологией КубГМУ обучаются студенты лечебного, педиатрического, стоматологического, медико-профилактического и фармацевтического факультетов. Для студентов различных факультетов важен дифференцированный подход к преподаванию гигиены, учитывающий специфику их будущей специальности. Дифференциация заключается в преподавании различных дидактических единиц, их количестве и объеме.

На всех факультетах преподается такая дидактическая единица как гигиена питания, однако и здесь в соответствии с Государственными стандартами, типовыми и рабочими программами имеется разный подход.

Базовой дидактической единицей гигиены как науки является коммунальная гигиена. Основные разделы коммунальной гигиены это - гигиена атмосферного воздуха, гигиена воды и хозяйственно-питьевого водоснабжения, гигиена почвы и санитарной очистки населенных мест, гигиена жилищ и общественных зданий, лечебно-профилактических учреждений, гигиена планировки населенных мест изучаются студентами всех факультетов. Специфичные темы данной дидактической единицы характерны для студентов фармацевтов - гигиена аптеки, для студентов стоматологов - гигиена стоматологического кабинета и зуботехнической лаборатории. Студенты медико-профилактического факультета углубленно изучают основные методы исследования в коммунальной гигиене.

Основная задача практического курса по гигиене питания заключается в том, чтобы научить будущего врача умению оценивать воздействие на организм структуры питания, определять индивидуальную количественную и качественную потребность в пище, пищевую и биологическую ценности пищевых продуктов и их доброкачественность, организацию питания в организованных коллективах, санитарный режим при эксплуатации предприятий общественного питания, а также проведению сани-тарно-просветительной работы. В связи с этим для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов сделан акцент на такие принципы рационального питания как, методы расчета и гигиеническую оценку суточных энергозатрат и индивидуальной потребности человека в пищевых веществах, гигиеническую оценку основных продуктов питания, их роль в развитии различных патологий. Дополнительно будущих детских врачей знакомят с особенностями организации и контроля питания в детских коллективах. Студентам медико-профилактического факультета, учитывая наличие отдельной дисциплины «гигиены питания» на старших курсах даются только вводные знания по данной дидактической единице. Студенты фармацевтического факультета, помимо общих понятий о гигиене питания знакомятся с экологическими проблемами питания, в том числе применяемыми пищевыми добавками.

Дидактическая единица гигиена труда не менее важна для врачей всех специальностей и провизоров. На лечебном и педиатрическом факультетах кроме понятий о профессиональных вредностях в целом, уделяется внимание гигиене труда работников здравоохранения, студенты стоматологического факультета изучают особенности труда врачей стоматологов и зубных техников. Студенты медико-профилактического факультета знакомятся только с базовыми понятиями данной дидактической единицы. Студенты фармацевтического факультета изучают специфические неблагоприятные факторы работников аптек, химико-фармацевтических предприятий и вопросы промышленной токсикологии.

Одной из наиболее важных дидактических единиц для студентов педиатрического факультета является гигиена детей и подростков, объем которой составляет 3 предмета и включает такие темы как гигиена детских дошкольных учреждений, школ различного вида, гигиена детской одежды и обуви, детских книг и игрушек, гигиенические требования к профессионально-техническим училищам, принципы и методы закаливания. Студенты других факультетов ограничиваются изучением гигиенической оценки физического развития детей и подростков и требованиям к образовательным учреждениям.

Такой подход к изучению гигиены является обоснованным и продиктован профессиональными потребностями будущих специалистов. Таким образом, изучение гигиены как науки преследует цель сформировать у будущих специалистов различных медицинских профессий основы крайне необходимого им профилактического менталитета, что будет способствовать их авторитету специалиста в современной конкурентной среде.


Библиографическая ссылка

Нефёдов П.В., Школьная Л.Р., Захарченко И.С. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 4-2. – С. 176-177;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4014 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674