В основе нового государственного стандарта высшего профессионального образования лежит компетентностный подход, согласно которому приоритетной целью образования становится формирование профессиональных и общекультурных компетенций будущего специалиста. Изменения в области целей образования связаны с новыми требованиями, предъявляемыми к деятельности выпускника вуза в современных условиях. Понятие «компетенция»выступило «в качестве общего определения ... интегрального социально-личностно-пове-денческого феномена как результата образования в совокупности мотивацион-но-ценностных, когнитивных составляющих», что позволяет говорить не просто о модернизации учебного процесса, а о переходе к новой образовательной парадигме [1].
Компетентность специалиста предполагает не только наличие профессиональных знаний, умений и навыков, но и способность и готовность реализовывать знания, опыт, личностные качества в профессиональной и социальной сфере, осознавать социальную значимость и личную ответственность за результаты своей деятельности, понимать необходимость постоянного совершенствования, проявлять конкурентоспособность на рынке труда и готовность ксоциаль-ной и профессиональной мобильности.С точки зрения компетентностного подхода, уровень образованности специалиста определяется способностью самостоятельно решать задачи и проблемы различного уровня сложности на основе имеющихся знаний, т.е. внимание акцентируется на способности применения полученных знаний, умений и навыков в конкретных ситуациях.
Однако выпускник вуза призван реализовать себя не только в узкой профессиональной области, но и в сложной и многогранной системе социальных и межличностных связей и отношений. Общество видит в специалисте с высшим образованием носителя высокого уровня культуры, прочно сформировавшейся системы нравственных ценностей, гражданских качеств, активной жизненной позиции. Поэтому понятие «компетентность» является интегральным и характеризует человеческую деятельность в различных сферах.
В связи с этим государственный образовательный стандарт в перечне требований к результатам освоения программ подготовки специалиста называет не только профессиональные, но и общекультурные компетенции (ОК). Особую роль в решении задачи формирования компетенций данного уровня в медицинском университете играют дисциплины социально-гуманитарного цикла.
Так, в процессе освоения дисциплины «История Отечества» наряду с решением познавательных задач (систематизация знаний в области отечественной и мировой истории; изучение закономерностей и тенденций развития мирового исторического процесса) у студентов формируются самостоятельность и критичность мышления, способность к восприятию и адекватной интерпретации проблем и процессов общественной жизни. Эти качества необходимы для личностной ориентации молодого специалиста в современном мире, как условие свободного выбора своих мировоззренческих позиций, осознанного участия в жизни государства и общества. Учебный курс «История Отечества» направлен на формирование таких общекультурных компетенций, как способность и готовность анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1); способность и готовность к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства (ОК-3).
Значительную роль в формировании общекультурных компетенций специалиста-медика играет учебная дисциплина «Психология и педагогика», задачи преподавания которой, лежат не только в познавательной, но и в ценностно-моти-вационной, аксиологической, коммуникативной плоскостях. В результате освоения материала данной дисциплины у студентов формируется способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к ведению дискуссии и полемики, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5).
Помимо этого, знания в области психологии и педагогики, овладение методологией психолого-педагогических исследований направлены на формирование у студентов ценностей образования и воспитания, мотиваций к продолжению обучения, способностей оценивать и определять свои потребности, необходимые для профессионального и личностного становления, а, следовательно, служат фундаментом для изучения дисциплин профессионального цикла и для последующей профессиональной деятельности и социальной активности.
Учебная дисциплина «Философия» в структуре образовательной программы медицинского вуза выполняет, в первую очередь, мировоззренческую, методологическую, аксиологическую функции и направлена на формирование способности и готовности к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, к самосовершенствованию (ОК-2). В результате освоения материала этой дисциплины студенты должны понимать принципы единства естественнонаучной и гуманитарной культур, философии и медицины, применять философские принципы, законы, методы в познании социальных и медицинских явлений, философски осмысливать достижения современной науки, ориентироваться в системе социальных и духовных ценностей.
Таким образом, дисциплины социально-гуманитарного цикла в структуре образовательной программы подготовки специалиста-медика направлены не только на овладение знаниями в области конкретных наук, но и на становление личности, осознающей значение своих профессиональных и социальных функций, имеющей устойчивое позитивное отношение к своим общественным обязанностям, нацеленной на совершенствование и развитие общества.
Следует отметить, что существенной характеристикой компетентности специалиста является эффективное исполь
зование полученных знаний, умений и навыков, что предполагает способность ориентироваться в бесконечном разнообразии профессиональных и жизненных ситуаций, успешно работать даже в условиях отсутствия готовых алгоритмов решения задач, проявлять творческое мышление в нестандартных ситуациях, плодотворно сотрудничать с коллегами и межличностной средой, обладать развитым самосознанием.
Поэтому реализация компетентност-ного подхода предусматривает внедрение новых образовательных технологий, широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий, увеличение объема самостоятельной работы студентов. По мнению специалистов, «попытка внедрения компетентностного подхода на основе репродуктивных методов обучения обречена на провал, поскольку компетенции могут быть сформированы только как результат вовлеченности студента в образовательный процесс» [2].
При изучении дисциплин социально-гуманитарного цикла активно используются информационно-коммуникационные образовательные технологии (лекция-презентация; доклад-презентация; демонстрация учебных фильмов), а также такие методы, как групповая дискуссия, деловая игра, мини-конференция, проблемное обучение. Такие методы открывают новые возможности для развития познавательных способностей студентов: памяти, мышления, воображения, для активизации творческой инициативы.
При таком подходе к обучению акцент переносится на развитие мышления, а не памяти: через постановку учебной проблемы, ее принятие и решение студенты усваивают и сами знания, и способы овладения ими, а также овладевают способностью к поиску путей и средств решения проблемных ситуаций. Информация в значительной своей части не передается студентам в готовом виде - знания приобретаются ими в процессе самостоятельной познавательной деятельности. Групповые задания, которые требуют коллективных усилия для решения поставленной задачи, способствуют овладению средствами общения и техникой проведения партнерской беседы, формированию навыков работы в команде, сотрудничества, аргументации и контраргументации. Следует учитывать и то, что посредством интерактивных форм проведения занятий восполняется недостаток эмоционального компонента в обучении, который способствует перестройке психики для восприятия большого объема информации.
Активные и интерактивные формы проведения занятий могут использоваться как системно, помогая решать основные задачи образования и воспитания, так и фрагментарно, в качестве вспомогательного при решении дидактических целей и составляют при изучении блока социально-гуманитарных дисциплин до 15% от общего объема аудиторных занятий. Основными принципами применения активных образовательных технологий являются принцип научности и доступности обучения, принцип системности обучения и связи теории с практикой, принцип сознательности и активности учащихся в обучении, принцип наглядности, принцип прочности усвоения знаний и связи обучения со всесторонним развитием личности студентов.
Следует отметить и то, что внедрение в учебный процесс новых методов обучения и образовательных технологий приводит и к изменению роли преподавателя, который теперь становится не только и не столько носителем знаний, сколько руководителем и «инициатором» самостоятельной работы и творческой активности студентов. Кроме того, реализация компетентностного подхода в обучении означает повышение внимания к личности студента. Дж. Равен в книге «Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация» отмечает, что преподаватель, ориентированный на реализацию компетентностного подхода в обучении, должен научиться видеть каждого обучающегося с точки зрения наличия у него набора качеств, важных для успеха в той или иной деятельности, и при выборе форм и методов обучения останавливаться на тех, которые будут содействовать выявлению и формированию ком-петентностей обучающихся в зависимости от их личных склонностей и интересов [3].
Таким образом, молодому специалисту в современном обществе необходимо быть готовым к деятельности в постоянно меняющихся экономических и социальных условиях, к непрерывному обучению в течение всей жизни. Он должен уметь быстро анализировать информацию, принимать творческие решения, обладать коммуникативными навыками. Все это входит в состав общекультурных компетенций, формирование которых является одной из важнейших задач высшего профессионального образования.
Библиографическая ссылка
Овсянникова Е.К. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 4-2. – С. 177-180;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4015 (дата обращения: 21.11.2024).