Одна из основных целей экологического образования - реставрация биосферного многообразия планеты и на этой основе полноты и гармоничности человеческого бытия. Идея биосферной регуляции непосредственно связана с экологически ориентированным мышлением и воспитанием. По этому поводу русский религиозный мыслитель С.Н. Булгаков писал: «Природа онтологически связана с человеком, она предназначена к очеловечению чрез опрозрачне-ние духом» [1]. Формирование высокого уровня экологического сознания и экологической культуры возможно при условии следования в экологической теории и практике четырем правилам - законам экологии, сформулированным американским экологом Барри Коммо-нером. Они представляют собой следующие аксиоматические положения:
«Все связано со всем; все должно куда-то деваться; ничего не дается даром; природа знает лучше» [3, с. 647].Направленность научно-технического процесса на практические цели, ускорение социальной коммуникации и появление новых информационных систем приводит к изменению геологической роли человечества, усилению его воздействия на биосферу в условиях всеобщей информационной и научно-технической связности разных регионов планеты. Продолжается поиск средств формирования экологической культуры и укрепления экологического мировоззрения - важнейших духовных оснований общественного прогресса и гармонизации отношений между обществом и природой. При этом следует иметь ввиду, что реформационные процессы получат необходимое усиление при условии их всесторонней поддержки в области образования, в частности, медицинского, которое занимает особое место в комплексе фундаментальных факторов и социальных механизмов предотвращения экологической катастрофы.
Перспективные программы экологической педагогики должны ориентироваться на продуктивные идеи различных научных систем, затрагивающих проблемы коэволюции общества и природы, в том числе теоретические системы прошлого, актуализированные процессами и тенденциями современного мира, состоянием социоприродной реальности. В отечественной науке к таким теориям необходимо отнести бионоосферное учение В.И. Вернадского, которое содержит в себе значительный идейно-мировоззренческий потенциал для формирования современной экологической культуры средствами педагогического процесса.
В учении о биосфере и ноосфере Вернадский не ограничился предметной конкретикой наук о природе и вышел в область широких мировоззренческих обобщений. Это потребовало привлечения методологических подходов гуманитарных дисциплин и, прежде всего, философии, активное обращение к которой в рамках решения эколого-образова-тельных задач усиливает мировоззренческий потенциал современных экологических исследований, обогащает их оперативный методологический арсенал.
Оптимизм В.И. Вернадского во взглядах на будущее, обусловленный аргументами его ноосферной парадигмы, сопровождался призывами к человечеству осмыслить новые задачи в условиях ноосферного этапа развитии биосферы. Такое осмысление является атрибутом ноосферного процесса, обеспечивающим его целостность и необратимость. На современном этапе развития общества человек несмотря на продолжающиеся социальные и социоприродные конфликты «.. .впервые реально понял, что он житель планеты и может - должен - мыслить и действовать...в планетном аспекте... в биосфере ... он ее неизбежно, закономерно, непрерывно изменяет» [2, с. 262]. В современном мире с его научно-техническими ресурсами ноосферное учение Вернадского, выступает в качестве своеобразной регулятивной парадигмы экологического образования и воспитания, наряду с другими перспективными научно-теоретическими моделями экологической педагогики. Идея коэволюции природы и общества выявляет не только свой утилитарно-экзистенциальный, но и нравственно-императивный смысл. Разумное отношение людей к окружающему миру - понимание механизмов и движущих сил перехода биосферы в ноосферу с необходимостью должно выражаться в социальной практике.
С этой точки зрения очевидна связь ноосферной концепции Вернадского и концепции устойчивого развития, которую, в самом общем смысле, следует рассматривать как «...переходный этап продвижения мирового сообщества к определенному ноосферному состоянию, но связано с качественной трансформацией всех сфер общественной жизни, с растущей ролью природных факторов в каждой из них» [4, с. 5]. Разумеется, основой многостороннего развития современного общества в условиях острых противоречий между обществом и природой будет развитие экологической сферы. Связь концепций также проявляется в их ин-тенциональности на социальную практику в условиях, когда в «... геологической истории биосферы перед человеком открывается огромное будущее, если он поймет это и не будет употреблять свой разум и свой труд на самоистребление...» [2, с. 479] Обе концепции как взаимодополняющие научно-теоретические парадигмы обобщают и консолидируют интересы человеческого сообщества в отношении его экзистенциальных перспектив, заключают в себе стремление к целостному рассмотрению социальных и природных процессов, которое обусловлено их фактической взаимосвязью. Для учения В.И. Вернадского характерен глобальный охват реальности в системном анализе социоприродных взаимодействий, превышающий ее геологические рамки в контексте идеи энергетической зависимости нашей планеты от Космоса. Это связано с решением теоретических и практических задач, соответствующих научно-техническим возможностям и интересам современного человечества в области освоения космического пространства, экологических перспектив расширения ноосферы в Космос.
В условиях современной цивилизации усиливается интеграция профессиональных сфер, динамика профессиональной мобильности, увеличивается потребность в высококвалифицированном труде, что повышает значение когнитивного элемента в структуре целостного учебно-воспитательного процесса. При рассмотрении проблематики экологического характера, оно возрастает в силу наличия мощного арсенала статистических данных о состоянии природной среды. В то же время информационно-гносеологический элемент учебного процесса является необходимым условием эффективной воспитательной работы, направленной на формирование нормативно-ценностных структур сознания учащихся и студентов. Именно в воспитательном процессе раскрывается нравственный смысл приобретенных знаний о состоянии природной среды и диалектике общества и природы. Тем самым создаются нравственные инварианты со-циоприродной деятельности общества и экологической культуры.
Библиографическая ссылка
Онищенко В.Л. НООСФЕРНОЕ УЧЕНИЕ В.И. ВЕРНАДСКОГО В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 4-2. – С. 182-184;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4017 (дата обращения: 21.11.2024).