«Образование есть путь длиною в жизнь, студент лишь делает на нем первые шаги во время постижения университетского курса... Яучич студентов-медиков в палатах...» (}V.Osier) «Всегда смотреть больных, видеть образы заболеваний, которые сознательно ичи несознательно запоминаются и составляют настоящее богатство для врача в будущем» (A. Trousseau) «По книгам и больным, по больным и книгам каждый студент, каждый врач может достичь высот теории и практики» (Е.М. Тареев)
Преподавание клинических медицин, в частности внутренней патологии, является весьма сложной педагогической задачей. В подготовке будущего врача при изучении клинических дисциплин участвуют не только преподаватель и студент, но и пациент. Кроме того, на клинических кафедрах учебный процесс проходит в условиях лечебно-профилактического учреждения, где в процесс общения преподавателя и студентов оказывается вовлечен также персонал клинического отделения и администрация учреждения. Как правило, на клинической кафедре преподаватель ведет лечебную работу и способен обеспечить адекватный уровень подготовки обучающихся. В то же время интересной тенденцией последнего времени в России является появление определенных проблем и противоречий. При большом стаже работы, наличии сертификатов, как по специальности «терапия», так и по узкому профилю (нефрология, кардиология, эндокринология и др.), преподавателю проще следить за постоянно изменяющейся современной клинической медициной, хотя, следует отметить, что до сих пор отсутствуют четко определенные требования к его медицинской квалификации. При высоком уровне подготовки преподавателя не возникает этических коллизий при его общении со студентами, в то же время, при небольшом стаже работы и реальном клиническом опыте возможно возникновение ситуаций, которые могут уменьшать авторитет преподавателя в глазах студентов в связи со сложностью освоения преподавателем всех многообразных и сложных аспектов клинической медицины.
Нужно также отметить, что в последнее время возрастает уровень моти-вационных притязаний студентов к качеству учебного процесса, что, к сожалению, не всегда соотносится к усердию в освоении материала как самостоятельно, так и на практическом занятии. Будущие врачи, помимо использования традиционных источников знаний (учебники, методические пособия), обязательно должны приобщаться к современным способам получения и обработки информации (интернет, тестирование, деловые игры). Отдельное значение имеет качественное освоение практических навыков. Конечно же, полноценное освоение практических навыков работы с пациентами возможно только при непосредственном контакте с ними.
Учебный процесс, связанный с привлечением пациентов может затрагивать некоторые важнейшие этические и правовые принципы. Во время обучения студент (еще не врач!), непосредственно вникает в историю болезни, а также образа жизни, привычек и других недостатков пациента. Студенту становятся известны имя, отчество и фамилия больного, адрес его проживания, профессия, иногда место работы. В связи с этим, в большинстве стран эти вопросы регламентируются отдельными нормативными актами. Гак, например, в Правах и обязанностях пациента, приведенных в Стандартах по аккредитации больниц в США и Канаде, говорится: «Участие больного в клинических обучающих программах или в сборе данных для научных исследований возможно только на добровольной основе».
Российские реалии также начинают приближаться к международным, хотя по прежнему остается много нерешенных вопросов. Так, при поступлении в стационар пациент подписывает информированное согласие на проведение исследований, манипуляций, оперативное лечение, в котором оговаривается в соответствии со статьями 9, 10 Федерального закона № 152-ФЗ (от 27 июля 2006 года) «О персональных данных» возможность сбора, систематизации, накопления, хранения, уточнения, использования, распространения (в том числе передача), обезличивания, блокирования, уничтожения различных сведений о паспортных данных, национальности, адресе, семейном, социальном, имущественном положении, профессии, состоянии здоровья пациента и его родственников. Таким образом, с учетом данного документа привлечение пациента к образовательным программам на клинических кафедрах, в общем, правомерно, в то же время важно подчеркнуть, что отдельно этот аспект отсутствует в информированном согласии.
При анализе литературы нам, к сожалению, не удалось найти какие-либо регламентирующие или хотя бы методические рекомендации по проблеме взаимодействия преподаватель - студент -больной. В современных условиях неэтично требовать от пациента без его согласия участия в учебном процессе, в особенности - в контроле знаний и практических умений на экзамене, хотя ранее (50-60-е годы) это было обычным делом. Среди преподавателей клинической медицины сейчас возобновились дискуссии о необходимости возврата таких экзаменов, хотя, нужно прямо признать это малореально. В западноевропейских и американских университетах и медицинских школах используют актеров, волонтеров или каким-то образом компенсируют участие пациентов в обучении врачебной профессии.
Организация «среды обитания» кафедры на клинической базе часто не зависит от ее коллектива и во многом определяется возможностями или отношением администрации ЛПУ. Здесь нужно отметить, что клинические кафедры Кубанского государственного медицинского университета находятся в особом положении. История сотрудничества Краевой клинической больницы № 1 и кафедр Кубанского государственного медицинского университета имеет богатую историю, да и сам основатель больницы профессор СВ . Очаповский стоял также у истоков создания нашей Alma mater! В настоящее время Краевая клиническая больница № 1 является базой для очень многих клинических кафедр медицинского университета. Кафедра факультетской терапии (зав. кафедрой - доктор медицинских наук, профессор, академик МАНЭБ - Л.Н. Елисеева), на которой в настоящее время осуществляется обучение студентов 4 курса лечебного факультета и 4, 5, 6 курсов педиатрического факультета располагается на базе Краевой клинической больницы № 1 им. профессора СВ . Очаповского (главный врач — доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАМН В.А. Порханов).
Обучение врачебному искусству на больных имеет длительную и непростую историю. Древнегреческие и китайские врачи обучали своих учеников у постели больного. В период Средневековье в Европе господствовал схоластический методом преподавания медицины. Тексты из этих книг древнегреческих авторов заучивались студентами наизусть. Только в XVI веке профессор Падуанского университета Джованни Батиста Монта-но сумел отстоять право проводить обучение студентов у постели больного. Только в начале XVIII века на медицинском факультете Лейденского университета (Голландия) была организована клиника, которой руководил знаменитый врач Герман Бурхааве. В России первая клиническая палата на 10 коек была открыта в 1797 г. при Московском военном госпитале. Ею заведовал выдающийся врач и хирург Ефрем Осипович Мухин.
В наше время этические вопросы преподавания на клинической кафедре обретают особую актуальность в связи с тем, что обязательное соблюдение прав больного человека в современном обществе, являющегося неотъемлемым элементом правого государства, может значительно осложнить учебный процесс, сделав пациента недоступным для обучения врачебной профессии. Одним из возможных выходов в улучшении качества подготовки будущих студентов становится внедрение обучения в фантомных классах и центрах по освоению практических навыков (ЦГШ). Такой центр создан в Кубанском государственном медицинском университете, его возглавил декан лечебного факультета доцент Сухинин А.А. На базе ЦПН ежегодно проходит проверка практических умений выпускников — важнейший этап итоговой государственной аттестации. Здесь студенты демонстрируют полученные за время обучения практические навыки и умения выполнения лечебных и диагностических манипуляций, приемов сердечно-легочной реанимации, владения медицинским инструментарием. В соответствии с поставленными целями и задачами ЦПН оснащен разнообразными по степени сложности муляжами, фантомами и тренажерами от самых простых до высокотехнологичных, максимально приближенных к человеку и имитирующих различные проявления патологии. Центр осуществляет систематическое пополнение и обновление необходимого учебного оборудования, а также информационную помощь кафедрам в приобретении необходимого учебного оборудования с целью оснащения кафедральных фантомных классов. Совместно с кафедрами разработана программа оснащения Центра оборудованием, совершенствуется учебно-методическая база обучения практическим умениям и навыкам.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что возможность включать пациента в процесс обучения было значительным завоеванием профессионального сообщества многих поколений медицинских учителей и никакое обучение с использованием фантомов (при его безусловной необходимости), не может полностью заменить непосредственную работу с пациентами. Возможная утрата такой возможности может значительно ухудшить качество обучения, которое превратится в «книжное». В связи с этим, необходима выработка новых норм профессиональной этики общения между преподавателями клинической медицины, студентами и пациентами, которые положительно повлияют на общую ситуацию с правами человека в нашем обществе.
Библиографическая ссылка
Оранский СП., Елисеева Л.Н. Денисова Т.П., Скляренко В.Н. НЕКОТОРЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ НА КЛИНИЧЕСКОЙ КАФЕДРЕ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 4-2. – С. 184-187;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4018 (дата обращения: 21.11.2024).