Системный подход к подготовке специалистов в настоящее время рассматривается как прогрессивная методика обучения и форма организации учебного процесса в вузе. Системный подход к подготовке специалистов предполагает наличие следующих элементов:
- программы развития высшего образования в стране;
- создания эталона личности специалиста, соответствующего современным требованиям науки и практики;
- программы развития института на 5 лет.
Эти документы определяют саморазвитие института, основные цели, задачи и установки, которые определяют целеполагание - основное звено педагогической системы. Содержание педагогического процесса определяется тремя факторами: ГОС, уровнем подготовленности преподавательского состава к овладению современными вузовскими технологиями и возможностями, особенностями учащихся, их обучаемостью и воспитанностью.
В соответствии с этими факторами осуществляется планирование образовательного процесса и система его реализации в практике работы педагогического коллектива.
Важное звено системного подхода -формы и методы преподавательской деятельности, которые подчинены задаче качественного усвоения ГОС и тем требованиям, которые предъявляются к медицинским работникам с высшим образованием. Основной путь решения этой проблемы - реализация концепции воспитывающего и развивающего обучения в сочетании с инновационными формами работы профессорско-преподавательского состава: участие в эксперименте, исследовательская работа со студентами, деловые игры и др.
Следующее звено образовательной системы института - использование кроме традиционных контрольных работ, экзаменов и зачётов, решение проблемных задач, коллективное обсуждение новой литературы, рецензирование статей и книг по традиционным и нетрадиционным методикам обучения и т. д.
Критериями эффективности внедрения инновационных методик является сформированность профессионального самосознания, комплексная мотивация учения, гибкость профессионального мышления и самостоятельная практическая деятельность по внедрению теории в практику.
Заключительное звено педагогической системы - непрерывная педагогическая диагностика. Она реализуется в процессе текущего и итогового контроля на основе анализа успеваемости и сформированное™ личностных качеств будущего специалиста.
Системный подход в профессиональной подготовке кадров предполагает формирование в педагогическом коллективе единых педагогических позиций и требований. Реализация системного подхода предусматривает взаимодействие учебных целей и задач, воспитательных установок в работе со студентами и постоянное повышение уровня профессионального сознания и самосознания преподавательского состава.
В этом плане в институте ведется работа в следующих направлениях:
- обсуждение актуальных проблем образовательных и новых дидактических технологий на заседаниях кафедр;
- междисциплинарные связи в процессе преподавания;
- интеграция профессионально значимой информации, определение единой терминологии, преемственность в обучении, исключение дублирования;
- обмен передовым педагогическим опытом (межкафедральное взаимодействие преподавателей и студентов).
Образовательный процесс в институте рассматривается как единство обучения, воспитания и развития личности, в котором решается несколько функций: обучающая, развивающая, воспитательная, организаторская, исследовательская, самодиагностическая; формируется Я-концепция студента как Я-концепция специалиста.
В большинстве случаев при анализе учебной деятельности преподавателя преобладает обучающая функция образования (около 75% времени уходит на реализацию на занятиях данной функции).
Традиционность и трафаретность затрудняет переход педагогического коллектива института на уровень саморазвития, на творческий, исследовательский подход в обучении.
В обучении преобладает профессиональная направленность приблизительно у 40% преподавателей, с преобладанием исследовательской направленности -у 20%, с выраженной профессиональной и исследовательской направленностью -около 30%.
Инновационная деятельность преподавателей активизирует познавательную деятельность студентов при соблюдении следующих условий:
- обучение вариативному мышлению;
- использование межпредметной информации при решении теоретических и практических задач;
- овладение культурой логического мышления (сравнение, оппонирование, опровержение, доказательство и др.);
- поощрение усилий самих студентов при решении типичных задач нестандартным образом.
В настоящее время критериями оценки инновационности образовательного процесса в вузе могут служить:
- реализация цели образования -воспитание социально зрелой, нравственно воспитанной, творчески действующей, технологически грамотной личности специалиста, способной работать в современных условиях развития науки и здравоохранения;
- овладение преподавательским составом исследовательским подходом в образовании, связь учебной и исследовательской работы среди преподавателей, включение во все виды обучения исследовательских методов работы со студентами;
- наличие системы непрерывного повышения квалификации педагогических кадров, последовательное овладение преподавательским составом новыми педагогическими технологиями обучения и воспитания: методикой сотрудничества в обучении, технологией учебного моделирования [1, 3, 4, 6], эвристическими методами обучения [8], исследовательскими методами обучения [2, 7], междисциплинарными научными методами обучения [5, 9], привлечением к педагогической деятельности лучших представителей практического здравоохранения.
Библиографическая ссылка
Рамонова Л.П., Запрудина Г.Г., Бондаренко П.П., Егорова Н.А., Мельник Е.Г. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДИК ОБУЧЕНИЯ И ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 4-2. – С. 204-206;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4028 (дата обращения: 21.11.2024).