Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,757

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДИК ОБУЧЕНИЯ И ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ

Рамонова Л.П. 1 Запрудина Г.Г. 1 Бондаренко П.П. 1 Егорова Н.А. 1 Мельник Е.Г. 1
1 МАОУ ВПО «Краснодарский муниципальный медицинский институт высшего сестринского образования»
1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995.
2. Вербицкий А.А. Деловая игра как метод активного обучения // «Современная высшая школа». - 2005. - №3. - С.23-28
3. Давыдов В. В.. Варданян А. Ч. Учебная деятельность и моделирование. -Ереван, 1981.
4. Маврин С.А. Педагогические системы и технологии. Омск, 1993.
5. Носков М.В., Шершнева В.А. Междисциплинарная интеграция в условиях компетентностного подхода // Высшее образование сегодня. - 2008. -№9.- С. 23-25.
6. Семиченко В.А. Психология личности. К., 2001.
7. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии - М.: ACADEMA, 2002.
8. Хуторской А.В. Эвристическое обучение: теория, методология, практика. Научное издание. — М.: Международная педагогическая академия. 1998. 266 с.
9 Шорникова О.Н. Технология формирования информационной компетентности студентов на основе междисциплинарной интеграции // Успехи современного естествознания. - 2010. — № 12 -С . 83-85

Системный подход к подготовке специалистов в настоящее время рассматривается как прогрессивная методика обучения и форма организации учебного процесса в вузе. Системный подход к подготовке специалистов предполагает наличие следующих элементов:

- программы развития высшего образования в стране;

- создания эталона личности специалиста, соответствующего современным требованиям науки и практики;

- программы развития института на 5 лет.

Эти документы определяют саморазвитие института, основные цели, задачи и установки, которые определяют целеполагание - основное звено педагогической системы. Содержание педагогического процесса определяется тремя факторами: ГОС, уровнем подготовленности преподавательского состава к овладению современными вузовскими технологиями и возможностями, особенностями учащихся, их обучаемостью и воспитанностью.

В соответствии с этими факторами осуществляется планирование образовательного процесса и система его реализации в практике работы педагогического коллектива.

Важное звено системного подхода -формы и методы преподавательской деятельности, которые подчинены задаче качественного усвоения ГОС и тем требованиям, которые предъявляются к медицинским работникам с высшим образованием. Основной путь решения этой проблемы - реализация концепции воспитывающего и развивающего обучения в сочетании с инновационными формами работы профессорско-преподавательского состава: участие в эксперименте, исследовательская работа со студентами, деловые игры и др.

Следующее звено образовательной системы института - использование кроме традиционных контрольных работ, экзаменов и зачётов, решение проблемных задач, коллективное обсуждение новой литературы, рецензирование статей и книг по традиционным и нетрадиционным методикам обучения и т. д.

Критериями эффективности внедрения инновационных методик является сформированность профессионального самосознания, комплексная мотивация учения, гибкость профессионального мышления и самостоятельная практическая деятельность по внедрению теории в практику.

Заключительное звено педагогической системы - непрерывная педагогическая диагностика. Она реализуется в процессе текущего и итогового контроля на основе анализа успеваемости и сформированное™ личностных качеств будущего специалиста.

Системный подход в профессиональной подготовке кадров предполагает формирование в педагогическом коллективе единых педагогических позиций и требований. Реализация системного подхода предусматривает взаимодействие учебных целей и задач, воспитательных установок в работе со студентами и постоянное повышение уровня профессионального сознания и самосознания преподавательского состава.

В этом плане в институте ведется работа в следующих направлениях:

- обсуждение актуальных проблем образовательных и новых дидактических технологий на заседаниях кафедр;

- междисциплинарные связи в процессе преподавания;

- интеграция профессионально значимой информации, определение единой терминологии, преемственность в обучении, исключение дублирования;

- обмен передовым педагогическим опытом (межкафедральное взаимодействие преподавателей и студентов).

Образовательный процесс в институте рассматривается как единство обучения, воспитания и развития личности, в котором решается несколько функций: обучающая, развивающая, воспитательная, организаторская, исследовательская, самодиагностическая; формируется Я-концепция студента как Я-концепция специалиста.

В большинстве случаев при анализе учебной деятельности преподавателя преобладает обучающая функция образования (около 75% времени уходит на реализацию на занятиях данной функции).

Традиционность и трафаретность затрудняет переход педагогического коллектива института на уровень саморазвития, на творческий, исследовательский подход в обучении.

В обучении преобладает профессиональная направленность приблизительно у 40% преподавателей, с преобладанием исследовательской направленности -у 20%, с выраженной профессиональной и исследовательской направленностью -около 30%.

Инновационная деятельность преподавателей активизирует познавательную деятельность студентов при соблюдении следующих условий:

- обучение вариативному мышлению;

- использование межпредметной информации при решении теоретических и практических задач;

- овладение культурой логического мышления (сравнение, оппонирование, опровержение, доказательство и др.);

- поощрение усилий самих студентов при решении типичных задач нестандартным образом.

В настоящее время критериями оценки инновационности образовательного процесса в вузе могут служить:

- реализация цели образования -воспитание социально зрелой, нравственно воспитанной, творчески действующей, технологически грамотной личности специалиста, способной работать в современных условиях развития науки и здравоохранения;

- овладение преподавательским составом исследовательским подходом в образовании, связь учебной и исследовательской работы среди преподавателей, включение во все виды обучения исследовательских методов работы со студентами;

- наличие системы непрерывного повышения квалификации педагогических кадров, последовательное овладение преподавательским составом новыми педагогическими технологиями обучения и воспитания: методикой сотрудничества в обучении, технологией учебного моделирования [1, 3, 4, 6], эвристическими методами обучения [8], исследовательскими методами обучения [2, 7], междисциплинарными научными методами обучения [5, 9], привлечением к педагогической деятельности лучших представителей практического здравоохранения.


Библиографическая ссылка

Рамонова Л.П., Запрудина Г.Г., Бондаренко П.П., Егорова Н.А., Мельник Е.Г. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДИК ОБУЧЕНИЯ И ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 4-2. – С. 204-206;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=4028 (дата обращения: 16.06.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074