В образовании в настоящее время остро стоит проблема качества образования и применения современных образовательных технологий. Нам представляется важным такое методическое обеспечение учебного процесса, которое позволяет восполнить пробелы в школьном образовании и соответствовать современным образовательным стандартам. Для проверки исходного уровня знаний студентов 1 курса ежегодно проводим входной контроль знаний, включающий основные темы школьного курса химии. Результаты его анализируются уже на протяжении 15 лет. Контрольные работы и устные ответы студентов позволяют рассмотреть качественные изменения в их знаниях. В 90-х, как и в 80-х годах, основным типом ошибок являлись ошибки формального характера (написание уравнений несуществующих реакции, неумение применять понятия к конкретным химическим объектам при оперировании ими и др.). Положительным моментом являлось то, что у учащихся была развита устная и письменная речь, учебники по химии читались и прорабатывались, и эти навыки привносились в вузы, что позволяло студентам достаточно быстро включаться в учебный процесс. Однако, тестовый контроль знаний показывал низкие результаты, вследствие психологического неприятия тестовых заданий и неумения детально прорабатывать учебный материал. Следующее десятилетие характеризовалось резким снижением числа выпускников средних школ (потенциальных абитуриентов) и введением ЕГЭ. В этих условиях изменился характер подготовки учащихся в вузы. Хотя в основе введения ЕГЭ лежала хорошая идея единых требований к знаниям выпускников различных школ, главное внимание учителей химии было направлено уже не на фундаментализацию знаний и развитие личности обучаемых, а на то, чтобы учащиеся овладели навыками выполнения тестовых заданий (части А и В), последнее повлекло за собой недостаточное внимание к формированию умений писать формулы и уравнения, строить доказательно и обоснованно свой ответ. Наиболее типичные недочеты и ошибки: учащиеся не могут читать формулы, некоторые из них затрудняются дать современные и тривиальные названия веществ по формуле, и наоборот, составить формулу по названию вещества. Уменьшился круг решаемых типов задач, вызывают сложности математические расчеты и применение физических величин. Сократилось число часов на изучение естественных наук и количество сдаваемых экзаменов в школе, среди которых оказались базовые дисциплины (физика, иностранный язык), необходимые для полноценного школьного и вузовского образования. У вузов не оставалось выбора: принимались и принимаются абитуриенты, не владеющие основами естественных наук.
В этих условиях достаточно эффективным оказалось сочетание традиционных и новых технологий для организации аудиторной и домашней самостоятельной работы. Популярными среди студентов стали дидактические материалы, в которых четко были прописаны алгоритмы работы и учебно-познавательной деятельности студентов. В дидактические материалы включаются такие задания, которые позволяют не только восполнить школьные знания, но и успешно изучать новый вузовский материал. Особенно эффективным было наличие в заданиях для самостоятельной работы образцов решения задач, тестовых заданий, ответов на теоретические вопросы. Через нулевые варианты проверочных работ прорабатывался материал по конкретным темам. Также результативными оказались химические диктанты, благодаря которым студенты в короткий срок овладевали тривиальной и современной номенклатурой неорганических веществ. Важным явилось включение студентов в активную познавательно-коммуникативную деятельность. Назначались консультанты из числа более знающих химию студентов с целью повышения качества подготовки домашних заданий, лабораторного практикума; разрабатывались учебные проекты, включающие поиск литературы, ее анализ, формулировку проблемы, ее решение; проводились межпредметные конференции: «Неорганические вещества в медицине», «Нанотехнологии в медицине» и т.д.
Активизируют познавательную деятельность и учебную дисциплину балль-но-рейтинговая система контроля знаний. У обучаемых появляется возможность изучать учебный материал по модулям, в которые включаются посещение занятий (лекций и лабораторно-практических), выполнение домашних и аудиторных заданий, текущий контроль знаний, а также другие виды работ (олимпиады, рефераты, доклады, презентации). С целью повышения рейтинга разрешается добрать баллы по каждому проведенному модулю. Это развивает самооценку обучаемых, повышает их ответственность за результаты обучения, позволяет приобретать опыт собственной деятельности в процессе обучения.
Кафедра взяла на себя трудоемкую работу по организации еженедельных консультаций и отработке студентами пропущенных занятий. Данный вид работы позволяет в активной форме преодолевать обучаемым пробелы в знаниях, осмысливать их, приучает к систематической работе. Многие студенты отмечают, что понимание учебного материала приходит при многократной его проработке и важным при этом является внеаудиторная самостоятельная работа под руководством преподавателя.
Процесс обучения это совместная деятельность преподавателя и студента и поэтому для получения высоких результатов в обучении требуются не только талантливые, но и не менее добросовестные, любящие свою работу преподаватели.
Библиографическая ссылка
Саушкина Е.А., Грибакина Л.В. АНАЛИЗ И КОРРЕКЦИЯ БАЗИСНЫХ ЗНАНИЙ ПО ХИМИИ НА ПЕРВОМ КУРСЕ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 4-2. – С. 210-212;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4032 (дата обращения: 21.11.2024).