Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,757

УЧАСТИЕ СТУДЕНТОВ В РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНЫХ ПРОГРАММ ПРОФИЛАКТИКИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Скорикова Л.А. 1 Баженова Н.П. 1 Волков В.А. 1 Лапина Н.В. 1 Осадчая Г.Н. 1 Ордули А.Н. 1
1 ГБОУВПО КубГМУ Минздравсоцразвития России
1. Кузьмина Э.М. Гигиенист стоматологический. Учебное пособие. - М., 2005.-С. 120-121.
2. Курякина Н.В., Савельева Н.А., Стоматологическая профилактика: Н. Новгород. - 2005. - С.45-47.
3. Лукиных Л.М. Профилактика кариеса зубов и болезней пародонта. - М.: Медицина, 2003. - С.156-157, С. 188189.
4. Луцкая И.К. Профилактическая стоматология. - М. - медицинская литература. - 2009. - С. 121-122.
5. Орехова Л.Ю., Улитовский СБ., Кудрявцева Т.В. и др. Стоматология профилактическая. - М. - 2005. - С. 75

Здоровье населения - это основа государственного развития и его процветания, которое является одной из самых важных ценностей жизни. Мировым сообществом в 1998 г. принята программа достижения «Здоровье для всех в XXI столетии». В ней изложены глобальные приоритеты на первые два десятилетия XXI века и задачи для достижения и поддержания наиболее высокого уровня здоровья населения. Европейское региональное бюро ВОЗ в Копенгагене разработало информационную систему стоматологического здоровья ORAT-EL, в основу которой взят индекс КПУ зубов [3, 5]. Рекомендуется использовать новые критерии оценки КПУ в возрасте 12 лет: 0-0.50 - очень низкий, 0,51-1,50 - низкий, 1,51-3,00 -средний, 3,01-6,50 - высокий, 6,51-10,00 - очень высокий. Кроме того, ВОЗ не допускает удаление постоянных зубов по поводу кариеса у 18 летних подростков [2, 4, 5].

Практикующие врачи стоматологи осознают возможность профилактики кариеса зубов и болезней пародонта. Они прекрасно понимают, что стоматологический статус детей оказывает значительное влияние на их общее здоровье. С этой целью сотрудниками СП ГБОУ ВПО КубГМУ Минздравсоцразвития России участвуют в реализации программы профилактики в организованных детских коллективах под патронажем Ассоциации гигиенистов стоматологических России. Целью программы является обеспечение стоматологического здоровья детей школьного возраста, т.е. уменьшение распространенности кариеса у детей, снижение количества осложнений кариеса, уменьшение количества удаленных зубов из-за осложнений, уменьшение интенсивности болезней пародонта [1].

В реализации программы принимают участие и студенты нашего ВУЗа. Они ежегодно задействованы в элективном курсе по профилактике стоматологических заболеваний. В ходе дополнительных занятий создается атмосфера непринужденности, заинтересованности, а главное, творчества. Появляется желание разобраться в клинической ситуации, грамотно ее решать, а именно - желание работать.

Для участия в программе были задействованы дети гимназии №48. Стоматологический осмотр, включающий определение индекса гигиены (РНР). десневого индекса GI, интенсивности кариеса временных и постоянных зубов по индексу кп и КПУ, проводился в детском отделении СП ГБОУ ВПО КубГМУ Минздравсоцразвития России. Там же в полном объеме осуществляли стоматологическое лечение по показаниям. Все лечебные процедуры проводились с письменного согласия родителей.

На кафедре пропедевтики и профилактики стоматологических заболеваний проводились уроки здоровья - обучали детей правилам гигиены полости рта, говорили о правильном питании. Эти уроки здоровья проводили студенты. Общение с детьми у студентов вызывало живой интерес. Беседы студенты проводили с демонстрацией наглядного материала. Для этого на кафедре имеются фильмы по профилактике стоматологических заболеваний, оформлены стенды по современным средствам гигиены полости рта.

На основании полученных данных осмотра для каждого ребенка были составлены индивидуальные программы. Каждому ребенку были выданы зубные пасты и щетки для домашнего пользования. Кафедрой пропедевтики и профилактики стоматологических заболеваний разработаны опросники с целью выявления усвоения содержания лекций и бесед по гигиене полости рта. Через 6 месяцев был проведен повторный осмотр школьников и контрольная чистка зубов. На кафедре провели анкетирование детей на вопрос определения уровня знаний по вопросам гигиены полости рта и профилактики кариеса. В обработке анкет активное участие приняли студенты, занимающиеся на элективных занятиях по профилактике стоматологических заболеваний. В результате обработки анкет были получены следующие результаты: 89,1% детей знают, что зубы нужно чистить утром после завтрака и вечером после ужина перед сном. Из всех опрошенных 99,1% понимают, что именно зубной налет содержит вредные микроорганизмы и является главным предрасполагающим фактором в развитии кариеса и болезней пародонта. В то же время 72,4% не знают симптомов кариеса зубов и 89,6% не знакомы с симптомами заболеваний десен, хотя на вопрос: "Есть ли у Вас кровоточивость десен при чистке зубов?" -42,3% ответили да. На вопрос: "Кто научил Вас чистить зубы?" - 49,8% ответили, что знания получили в стоматологической поликлинике. Зубы они чистят по стандартной методике: подметающими движениями, вертикальными и завершают чистку круговыми движениями. Горизонтальными движениями чистят зубы школьники, освоившие данную процедуру самостоятельно, или с помощью родителей.

В беседе с детьми уделялось внимание вопросам питания, т.е. умению ограничить потребление рафинированных углеводов, особенно в промежутках между основными приемами пищи, полосканию рта после еды для сохранения стоматологического здоровья. Дети (90%) знают, что прием сладкого следует ограничивать, хотя 64,6% детей не считают это необходимым.

Сегодня есть все условия, которые позволяют наглядно и индивидуально обучить детей, как методике чистки зубов, так и контролю за качеством гигиены полости рта. Сочетанное применение методов профилактики кариеса: фториды, силанты, ограничение сладкого, гигиена полости рта позволят снизить распространенность кариеса. Существующие методики профилактики еще не в полном объеме обеспечивают медицинскую эффективность. Однако комплексные этиопатогенетиче-ские лечебно-профилактические мероприятия дают стойкие отдаленные позитивные результаты. В связи с этим санацию следует считать завершенной после профессиональной гигиены, обучения и закрепления правил чистки зубов, герметизации фиссур и проведения необходимых реминерализующих мероприятий. Именно они должны найти применение в практическом здравоохранении, как в государственных, так и в частных лечебно-профилактических учреждениях. Обязательно к реализации программ следует привлекать студентов. Это позволит привить студентам интерес к специальности и убедить их в необходимости овладения мастерством диагностики и последующего планирования комплексного лечения.


Библиографическая ссылка

Скорикова Л.А., Баженова Н.П., Волков В.А., Лапина Н.В., Осадчая Г.Н., Ордули А.Н. УЧАСТИЕ СТУДЕНТОВ В РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНЫХ ПРОГРАММ ПРОФИЛАКТИКИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 4-2. – С. 226-228;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=4040 (дата обращения: 14.06.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074