Сложность преподавания патологической анатомии обусловлена не только значительным объёмом учебной информации, но также необходимостью изучения нозологических форм и патологических процессов на трех уровнях: макроскопическом, микроскопическом и ультраструктурном. С переходом к федеральному государственному образовательному стандарту 3-го поколения, который предполагает существенную оптимизацию учебного процесса, высококачественная подготовка будущего врача невозможна без активного внедрения инновационных образовательных технологий.
В освоении студентами патологической анатомии первостепенную роль играет восприятие зрительных образов, иллюстрирующих структурные проявления патологических процессов и заболеваний. Вот почему на кафедре патологической анатомии КубГМУ средствами мультимедиа полностью оснащен-весь курс лекций для студентов лечебного, педиатрического, стоматологического и медико-профилактического факультетов. Мультимедийные презентации, созданные на основе программного пакета MicrosoftPowerPoint, включают в себя изображения макро- и микропрепаратов патологически изменённых тканей и органов, электронограммы, схематические изображения патогенеза с необходимыми пояснениями, классификационные схемы заболеваний, их клинических проявлений и осложнений, подписи и обозначения, а также разъяснение сложных терминов, их перевод с английского или латинского языка. В презентации включены и необходимые для сравнения изображения нормального строения тканей и органов, что даёт возможность студентам быстро вспомнить нужные фрагменты гистологии и анатомии человека. Средства мультимедиа позволяют знакомить студентов с содержанием общепринятых в мировой практике англоязычных руководств по патологии, что удачно дополняет использование доступных большинству студентов учебников и атласов.
Мультимедийная презентация к лекции обычно состоит из 30-35 слайдов. Такое количество иллюстраций можно считать оптимальным, так как оно позволяет подробно охарактеризовать кли-нико-морфологические изменения в органах и тканях на макро- и микроскопическом уровне и при этом не перегружает студентов избыточной информацией. Большее количество слайдов может привести к снижению концентрации внимания у студентов и в целом ухудшить запоминание нового материала. Использование мультимедийных технологий значителыю повысило интерес будущих врачей к патологической анатомии, улучшилась посещаемость лекций, возросла активность студентов, как на лекциях, так и на практических занятиях.
Во время практического занятия преподаватель проводит разбор нового материала, который завершается в музее патологоанатомических макропрепаратов, где происходит наглядная демонстрация патологических процессов. Самостоятельную работу студенты фиксируют в тетради, делая описание макропрепаратов и зарисовывая микропрепараты с обозначением в них наиболее ярких структурных изменений, отражающих патологический процесс. Как правило, большая часть студентов по мере приобретения определенного навыка неплохо ориентируются в описании макропрепаратов, однако самостоятельная работа с микропрепаратами может представлять значительные трудности даже для тех, кто хорошо подготовился к занятию. Техническое оснащение учебной комнаты, включающее только микроскопы, не позволяет достаточно наглядно провести микроскопию всех тематических препаратов, поскольку обычный микроскоп не приспособлен для одновременной работы нескольких человек, и преподаватель не может демонстрировать микроструктуры целой группе студентов. В этом случае на помощь преподавателю приходят современные технологии, и кафедра создаёт мультимедийные презентации для проведения практических занятий. Они содержат цифровые изображения макро- и микропрепаратов, аутопсийного и операционного материала из собственного фонда кафедры, на которых детально разобраны и обозначены структурные изменения, связанные с изучаемым патологическим процессом или заболеванием.
Гистологические препараты разделены на 3 группы: тематические (основные), которые студенты должны зарисовать, демонстрационные и дополнительные. Подлежащие зарисовке тематические микропрепараты сопровождаются в мультимедийной презентации схематическими рисунками с обозначениями. Кроме того, показу изображений патологически изменённых тканей предшествует изображение нормальной ткани. Это облегчает понимание патологических процессов, способствует выработке у студентов клинического мышления и в целом улучшает качество подготовки специалиста. В процессе самостоятельной работы с микропрепаратами студенты имеют возможность вернуться к соответствующим слайдам презентации для того, чтобы вспомнить изменения в тканях и, таким образом, закрепить изучаемый материал.
Дополнительные гистологические препараты представляют собой био-псийный или операционный материал, полученный в патологоанатомических отделениях. Они сопровождаются клиническими и лабораторными данными. Разбор этих препаратов, как правило, проходит с использованием игрового метода образовательной деятельности, когда студентам предоставляются отдельные клинические данные и собственно гистологический препарат. Результат работы — установленный студентами клинический или патолого-анатомический диагноз. Процесс образования в этом случае проходит более успешно благодаря его собственной увлекательности. Такой алгоритм практического занятия в сопровождении мультимедиа оптимизирует и интенсифицирует учебный процесс, делает его более наглядным.
Таким образом, применение инновационных мультимедийных технологий на лекциях и практических занятиях по патологической анатомии направлено не столько на увеличение объема знаний, сколько на улучшение качества образовательного процесса. Это позволяет формировать у студентов базовые компетенции, которые помогут им приобретать новые знания и умения, а в последующем применять их для успешной деятельности в избранной области медицины.
Библиографическая ссылка
Славинский А.А., Чуприненко Л.М. МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 4-2. – С. 231-233;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4042 (дата обращения: 21.11.2024).