Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

АКТУАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Хоронько Л.Я. 1 Витченко О.В. 1 Исаева И.Ю. 1
1 ГБОУ ВПО РостГМУ Минздравсоцразвития России
1. Липский И.А. Воспитание как социальный институт // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания. Сборник научных трудов.- Волгоград: Перемена, 2004. С. 279-287 .
2. Милюков П.Н.Очерки по истории русской культуры. МЛ 994. Т.2.

Реформ в истории нашего образования было немало, но большей частью они не затрагивали фундаментальных оснований системы образования.

Исследователи указывают, что «на реформаторском мелколесье ярко выделяются три крупные, фундаментельные реформы, которые коренным образом меняли облик школы, ее цели и ценностное содержание образования, весь внутренний строй образовательной системы. Даты реформ - 1804 год («дней александровых прекрасное начало»), 1864 год («эпоха великих реформ»), 1918 год (заря надежд «социалистического Возрождения»). Каждая из реформ, опираясь на основополагающие идеи своего времени, создавала новую концепцию, более того, - новую парадигму образования, выстраивала целостную модель образовательной системы. В этом ряду радикальных бразовательных реформ современная, по сути, четвертая крупная реформа образования в России [1, с. 17-18]. Если исходить из периодизации образовательных реформ, предложенной Э.Д. Днепровым, то александровская образовательная реформа начала XIX века, опиралась на опыт государственного строительства, заложенного в эпоху Петра I. Государство выстраивало образовательную систему «сверху», эта система имела сугубо прагматический, утилитарно-профессиональный характер. В то же время существенное влияние на строительство системы образования оказал и екатерининский период «просвещенного абсолютизма», при котором начинается процесс переориентации школы с профессиональной на общеобразовательную. С этого времени воспитание как этический мотив российского образования вошел в арсенал отечественной культуры и стал культурной традицией в системе образования. Целью такого реформирования было» «произвесть новое порождение, от которого прямые правила воспитания непрерывным порядком в потомство переходить могли» [3, с. 265].

В целом, процессы первой реформы в системе образования были обусловлены становлением классического образования, направленного на формирование личностного образца российского дворянства, в котором в концентрированной форме выражались нормы, образцы, ценности дворянской культуры.

Реформы 60-х годов в социально-экономической жизни России получили свое развитие в соответствии с процессом превращения феодальной монархии в монархию буржуазную. Подготовка школьной реформы проводилась под влиянием общественно-педагогического движения. Как указывает Э.Д. Днепров, в России общественный фактор развития образования, подготовки и проведения образовательных реформ активно проявил себя довольно поздно - во второй половине XIX столетия. До этого общество было фактически отстранено от школьного строительства. В этот период в отечественном образовании получают широкое развитие два встречных, противоборствующих процесса. Государство все более наращивает свое участие в деле образования, но образование все более уходит из его рук, превращаясь в важнейшую функцию общества.

К этому надо добавить еще один существенный фактор модернизации образования в XIX веке: произошла смена личностного образца, в обществе начал уверенно утверждаться «буржуазный» личностный образец.

Системный подход в формировании новой парадигмы образования в 20-30 годы XX века предопределил систему образования как тин социальной организации с присущей ей социальной структурой, обеспечивающей социальную стабильность и интеграцию общества. Исторически обусловленные изменения в ход дальнейших системных изменений системы образования в России внесли революционные события 1917 года. Изменилось все: страна, власть, общество менялось также. Именно теперь развитию образования уделяется наиважнейшее внимание. Ведь необходимо было менять идеологию людей, их мышление, менталитет. Для этого нужны были хорошие и квалифицированные педагоги-воспитатели, которые бы, каждый через свой предмет, несли новые идеи, новую идеологию. С установлением нового миропорядка образование начало носить характер политической ангажированности со стороны государства.

Пролетарская культура выбрасывала на обочину истории целые культурные эпохи, не говоря, о том, что многие имена великих писателей, художников, деятелей культуры вообще находились под запретом или в изгнании. Пролетарская культура выстраивала свои правила в формировании подрастающего поколения. В этом плане концепция Единой Трудовой школы полностью отрицала культуру прошлого, идеалы и традиции, накопленные мировой и русской педагогической мыслью, или отбирала только то, что решало сиюминутные проблемы или подстраивалось под существующую идеологию. Естественно данное положение дел в системе образования СССР разрывал связь времен, ученик становился «объектом» обучения и воспитания. А система образования фокусировала свою деятельность вокруг главного субъекта образовательной политики - государства.

В настоящее время в условиях четвертой реформы в процессе модернизации образования феноменологическая сущность российского образования обусловлена гуманистической идеей природы человека, т.е. что свойственно человеку и выделяет его из живой природы. Образование формирует облик человека, который складывается под влиянием моральных и духовных ценностей, при этом образование рассматривается как особая форма социальной жизни, в которой создаются условия для развития личности человека в процессе освоения ценностей культуры. Базовыми ценностями образования являются человек, культура, социум. Даже в неблагоприятных условиях, в кризисной ситуации человек, сделавший внутренним достоянием значительное и разнообразное культурное поле, имеет возможность устоять под ударами судьбы, уйти от неприемлемых форм жизни во внутренний, духовный контекст иного культурно-исторического среза.

Одной из современных гуманистических технологий организации воспитательного процесса является технология педагогического сопровождения. В отличие от других видов технологий воспитания (таких как поддержка, обеспечение), сопровождение подразумевает сохранение максимума личностной свободы сопровождаемого, особенно в ситуациях выбора. Иными словами, под педагогическим сопровождением понимают сложный процесс взаимодействия участников воспитательного процесса, ведущий к личностному прогрессу в развитии сопровождаемого.

В исследованиях И.А. Липского [2], посвященных проблеме педагогического сопровождения, подчеркивается, что педагогическим любое взаимодействие становится при ведущей, наставнической роли педагога. Следовательно, педагогическое сопровождение осуществляется внутри педагогического взаимодействия, содержательно реализуясь через функции воспитания, обучения и образования. Подчеркивая диалектику воспитания, И.А. Липский говорит о ведущей (субъектной) роли педагога, как носителя целей и содержания воспитания. Таким образом, Липский И.А. подчеркивает целенаправленность и управляемость педагогом системы педагогического сопровождения воспитания личности.

Таким образом, можно констатировать, что идея педагогического сопровождения современного воспитательного процесса отвечает гуманистической парадигме образования, так как ставит в его центр обучающегося с его индивидуальными свойствами, потребностями, интересами.

Необходимо заметить, что модернизация современного образования осуществляется в новом социокультурном формате общества, обусловленном процессами его информатизации. Информатизация - это не столько технологический, сколько социальный и даже культурологический процесс, связанный со значительными изменениями в образе жизни населения. Огромную роль в обсуждаемом процессе сыграло создание международной компьютерной сети Интернет, которая представляет собой колоссальную и быстрорастущую систему, число пользователей которой увеличивается ежедневно.

Бурное развитие компьютерной техники и ИТ послужило толчком к развитию общества, построенного на использовании различной информации и получившего название информационного общества, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы - знаний. Отличительными чертами информационного общества являются, в том числе:

1) увеличение роли информации и знаний в жизни общества;

2) создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:

а) эффективное информационное взаимодействие людей,

б) их доступ к мировым информационным ресурсам,

в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

3) Развитие и массовое использование информационных и коммуникационных технологий:

- создание телекоммуникационной инфраструктуры, включающей в себя сети передачи данных;

- появление огромных баз данных, доступ к которым через сети получили миллионы людей;

- выработка единых правил поведения в сетях и поиск в них информации.

4) Свобода доступа к информации и свобода ее распространения.

5) Изменения уклада жизни людей.

Все эти факторы определяют необходимость воспитания информационной культуры как неотъемлемой составляющей общечеловеческой культуры.

Современное понимание информационной культуры заключается в умении и потребности человека работать с информацией средствами новых информационных технологий. Она включает в себя гораздо больше, чем простой набор навыков технической обработки информации с помощью компьютера и телекоммуникационных средств. Культурный (в широком смысле) человек должен уметь оценивать получаемую информацию качественно, понимать ее полезность, достоверность и т. д. Существенный элемент информационной культуры - владение методикой коллективного принятия решений. Умение взаимодействовать в информационном поле с другими людьми - важный признак человека информационного общества.

Состояние современной сферы образования и тенденции развития общества требуют развития системы образования на основе информационных технологий, создания соответствующей информационно-образовательной среды.

Создание высококачественной и высокотехнологичной информационно-образовательной среды рассматривается в основном как достаточно сложная техническая задача, позволяющая коренным образом модернизировать технологический базис системы образования, осуществить переход к открытой образовательной системе, отвечающей требованиям постиндустриального общества.

Вместе с тем нельзя отрицать, что создание информационно-образовательной среды это не только чисто техническая задача. Для ее создания, развития и эксплуатации необходимо полностью задействовать научно-методический, организационный и педагогический потенциал всей системы образования. В связи с этим необходимо учитывать также и проблемы воспитания в условиях функционирования современных информационно-образовательных сред. В широком смысле, информационно-образовательная среда есть подсистема социокультурной среды, совокупность исторически сложившихся фактов, обстоятельств, ситуаций. Она выражается в целостности специально организованных педагогических условий обучения, развития и воспитания личности.


Библиографическая ссылка

Хоронько Л.Я., Витченко О.В., Исаева И.Ю. АКТУАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБРАЗОВАНИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 4-2. – С. 265-268;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4058 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674