Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВНУТРИПРЕДМЕТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ПЕДИАТРИИ НА ФАКУЛЬТЕТАХ

Шадрин С.А. 1 Сутовская Д. В. 1 Привалова Т.Е. 1
1 ГБОУ ВПО КубГМУ Минздравсоцразвития России
1. Байденко В.И. Новые стандарты высшего образования: методологиче­ ские аспекты /В.И. Байденко// Высшее образование сегодня.-2007.-№5.-4-9.
2. Педагогика. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений /В.А. Сластенин,И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. -М.: Народное образование, 1998. -256 с.

Эффективная медико-профессиональная подготовка будущего специалиста - врача XXI века требует детального анализа современной системы высшего медицинского образования, выявления и определения ее проблем, направлений и развития. Социальные преобразования в обществе, научно-технический прогресс, тенденции дальнейшего развития науки и образования, достижения педагогической теории и практики определили стратегию перестройки высшего профессионального образования [1].

Модернизация системы высшего образования основывается на общих требованиях, критериях и стандартах национальных систем высшего образования и направлена на повышение конкурентоспособности, на обеспечение мобильности студентов, преподавателей и научных работников. Современная система высшего образования требует формирования новых учебных программ, изменений педагогических методик, усиления самостоятельной работы студентов, внедрения современных информационных технологий обучения, изменения контроля и оценки знаний студентов [2].

К высоким технологиям обучения принадлежит внутрипредметная интеграция знаний и учебных дисциплин в единый учебный курс. Отмеченный в последние годы интерес научно-педагогической общественности к этой инновационной технологии вполне оправдан, так как интеграция учебных дисциплин позволяет повысить интенсивность обучения в несколько раз [3].

С 2011-2012 учебного года, в рамках реструктуризации подразделений (кафедр) Кубанского государственного медицинского университета, осуществлено объединение кафедры детских болезней и педиатрии №2 в единую кафедру госпитальной педиатрии. В рамках единой кафедры госпитальной педиатрии проводится преподавание педиатрии для студентов лечебного факультета и детских болезней педиатрического факультета. В связи с этим встал вопрос об интеграции преподавания педиатрии в рамках единой кафедры в зависимости от специальности будущих врачей (лечебное дело и педиатрия).

Основы преподавания дисциплины педиатрии для будущего врача-терапевта, а также врача общей практики и врача-педиатра принципиально различаются по объему и глубине информации, а также по диапазону и качеству профессиональных навыков. От врачей-терапевтов и врачей общей практики требуется значительная эрудиция в обширном круге педиатрических вопросов: знание основных анатомо-физиологических особенностей органов и систем ребенка, периодов детского возраста и возрастно-зависимой патологии, знание основной семиотики заболеваний, ведущей патологии раннего и старшего возраста при меньшей потребности владеть большим диапазоном манипуляций. От врачей-педиатров требуются более глубокие знания и умения в относительно узкой специальной области педиатрии. Это способствовало разработке интегрального подхода в рамках единой кафедры госпитальной педиатрии к обучению студентов обеих групп врачей. Интегральный подход позволяет более полно учесть индивидуальные особенности, уровень подготовки к обучению предмету, конкретной теме студентов, повысить их самостоятельность. Данный подход характеризуется дискретностью, точностью направления цели обучения, вариативностью, самостоятельностью и индивидуальностью.

В рамках интегрального подхода произведено ранжирование учебного процесса по модулям и по основным его компонентам с учетом специальности. На этапе разработки учебной программы идет соотнесение выделенного в ней учебного содержания с базовым образовательным стандартом, с имеющимся базовым учебником, методическим комплексом и определение всех необходимых компонентов учебной программы.

На лечебном факультете были модифицированы тематические планы практических занятий и лекций. На четвертом курсе студенты изучают анато-мо-физиологические особенности детского возраста, методику обследования по системам и органам, ведущую семиотику и патологию детей раннего возраста. В тематический план практических занятий включена тема врожденных пороков сердца с учетом частоты их встречаемости, актуальности ранней диагностики и современных возможностей их оперативной коррекции. В конце курации на 4 курсе проводится контроль освоения практических навыков по обследованию ребенка. В рамках тематики на пятом курсе студенты лечебного факультета изучают ведущую патологию старшего возраста. Изучение детских инфекций, входящих в программу по педиатрии на лечебном факультете, осуществляется на кафедре факультетской педиатрии. В 9 семестре по педиатрии студенты сдают курсовой экзамен.

В текущем учебном году изменены экзаменационные вопросы по педиатрии, исключена излишняя детализация, число вопросов в билете сокращено до трех. На шестом курсе планируется изучение ведущей онкогематологиче-ской патологии (острые лейкозы, лим-фагрануломатоз), заболеваний щитовидной железы, патологии перинатального периода, неотложных состояний в педиатрии, а также написание и защита академической истории болезни. Планируются к печати учебно-методические рекомендации «Схема оформления академической истории болезни» для студентов лечебного факультета. С целью оптимизации интегрального иод-хода преподавания педиатрии на лечебном и педиатрическом факультетах подготовлены алгоритмы четко и однозначно прописывающие поэтапное изучение педиатрии в рамках каждой отдельной специальности.

Идея интегрального подхода преподавания педиатрии в рамках каждой отдельной специальности обеспечивает эффективность обучения по всем направлениям профессионального образования и позволяет добиться лучших результатов профессиональной подготовки студентов.


Библиографическая ссылка

Шадрин С.А., Сутовская Д. В., Привалова Т.Е. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВНУТРИПРЕДМЕТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ПЕДИАТРИИ НА ФАКУЛЬТЕТАХ // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 4-2. – С. 268-270;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4059 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674