Основная задача высшего образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность[ 2].
Одна из важнейших проблем преподавания дисциплин высшей школы -преемственность между теоретическими предметами и дисциплинами специальности.
Важность этой проблемы определяется тем, что коренным образом изменяются условия обучения, которые предъявляют более высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию студента, а также к степени сформированное™ учебных знаний, умений и навыков.
Преподавание детских инфекций неразрывно связано с базовыми медицинскими фундаментальными дисциплинами, такими как анатомия, микробиология, педиатрия, нормальная и патологическая физиология и др. Основной "точкой пересечения" является изучение строения, особенностей детского организма с учетом современного развития и возможности применений полученных знаний в практической деятельности.
Правовые аспекты работы врача, основы этики и деонтологии, изучаемые в разделах правоведения, судебной медицины, основ здравоохранения и здоровья, создают пласт знаний необходимый для общения с пациентами, их родителями, коллегами.
На основе научного обеспечения целостного образовательного процесса развития и становления личности врача с помощью создания научно-обоснованной концепции и гармонично скомпонованной целесообразной системы вузовской подготовки врача с привлечением коллектива специалистов разных профилей [4].
Трудности лечебного процесса такого контингента больных заключаются в том, что необходим психологический контакт с пациентом-ребенком, возможность доверительных отношений, учитывая возраст. В тоже время родители больного должны полностью владеть информацией о возможных причинах заболевания, источника инфицирования, дальнейшей диагностической гак-тике, лабораторной динамики, способах лечения оптимально подобранных при данном инфекционном заболеваний, с учетом возрастных особенностей.
В полной мере реализация преемственности дисциплин прослеживается при оказании экстренной, неотложной помощи больному с инфекционной патологией. Знание этиологического фактора, путей возможного развития заболевания, диагностический поиск, прогнозируемые патогенетические механизмы, оптимальный подбор способов лечения и медикаментозной терапии позволяют в короткие сроки достигнуть стабилизации больного.
При изучении детских инфекций у студентов должно складываться комплексное клиническое мышление, основанное на полученных знаниях, которые необходимо реализовывать не только среди своих студентов - сверстников, разбирая материал на занятиях, но и в общении с пациентами и их родителями.
Лекционный материал, изложенный по классическим канонам, дополненный интересными примерами, выдержками из литературных источников, выписками, рассказами из личного опыта повышает усвоение теоретического материала. Активная работа студента подразумевает осмысление и конспектирование услышанного.
Чем выше уровень учебно-методического и материально-технического оснащения дисциплины, который обеспечивается традициями и многолетним опытом ее преподавания, тем более успешно и качественно студенты смогут изучать предмет [3].
Объединение полученного фундаментального знания и наслаивающихся дисциплин специальности требует от студента не только дополнительного осмысления, но и обязательной внеаудиторной самостоятельной работы для более полного понимания материала.
Тестовый контроль, разбор ситуационных задач с полным моделированием клинической ситуации, интерпретация лабораторных и инструментальных методов исследования в полной мере могут определить уровень усвоения знаний.
Тестирование помогает преподавателю выявить структуру знаний студентов и на этой основе переоценить методические подходы к обучению по дисциплине, индивидуализировать процесс обучения. Весьма эффективно использование тестов непосредственно в процессе обучения, при самостоятельной работе студентов.
Из различных форм самостоятельной работы студента для практических занятий на старших курсах наилучшим образом подходят "деловые игры". Тематика игры может быть связана с конкретными производственными проблемами или носить прикладной характер, включать задачи ситуационного моделирования по актуальным проблемам и т.д. Цель деловой игры -в имитационных условиях дать студенту возможность разрабатывать и принимать решения.
Большое значение имеет и вторая сторона проблема преемственности -перспективность в обучении, предполагающая ориентацию на достижение определенного конечного результата обучения.
Некоторые аспекты проблемы преемственности продолжают прослеживаться и в послевузовском образовании. Решением данного вопроса является работа в тесном контакте с базовыми медицинскими дисциплинами, дисциплинами специальности и на протяжении всего дальнейшего периода обучения в интернатуре, ординатуре, аспирантуре. Преподавание детских инфекций в разрезе педиатрической специальности у данного контингента слушателей позволяет получить специалиста с высоким систематизированным знанием, способностями к самообучению.
Преемственность, обеспечивает системность, научность, последовательность и прочность развития знаний, умений и навыков и определяет отбор содержание и методов обучения.
Библиографическая ссылка
Шашель В.А., Первишко О.В., Александрова O.K., Баум ТТ., Левин П.В. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПРЕПОДАВАНИЯ ДЕТСКИХ ИНФЕКЦИЙ // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 4-2. – С. 280-282;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4064 (дата обращения: 21.11.2024).