В современном обществе качество медицинского образования определяет уровень медицинской помощи: обеспечение современного медицинского и фармацевтического образования, проведение фундаментальных научных и клинических исследований, обеспечивающих развитие медицины. При этом уделяется внимание:
- Развитию образовательных программ медицинского образования на основе принципов Болонской декларации, требований Всемирной Федерации по медицинскому образованию, критериев обеспечения качества высшего профессионального образования.
- Созданию и внедрению новых образовательных технологий.
- Формированию у специалистов новых знаний и умений по проблемам медицины и овладению высокотехнологичными приемами оказания медицинской помощи.
- Воспитанию и подготовке нового поколения специалистов - образованных, владеющих современными технологиями обеспечения медицинской помощи, способных адаптировать, повышать качество и организацию системы здравоохранения.
Реформа системы российского медицинского образования в рамках Бо-лонского процесса переносит акценты с содержания образования на результаты обучения, которые описываются с помощью компетенций, представляющих собой динамичную совокупность знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств, которую студент может продемонстрировать [2].
Компетенции имеют комплексный характер и включают, кроме знаниевой, компоненты, поведенческий аспект, то есть систему социальных, нравственных и профессиональных ориентиров, позволяющих студенту продуктивно (приемлемо для окружающих) вести себя в различных ситуациях - профессиональных и внепрофессиональных.
В ходе обучения компетенции формируются благодаря изучению различных дисциплин и прохождению практик.
С введением нового федерального государственного стандарта (ФГОС ВПО) третьего поколения в подготовке специалиста медицинского вуза по специальности 060103 «Педиатрия» предусматривается интегративно-модульный подход при изучении учебных циклов и разделов, куда включена учебная и производственная практика и научно-исследовательская работа.
До введения ФГОС ВПО третьего поколения студенты педиатрического факультета первую практику (санитар-скую) проходили в четвертом семестре. Первокурсники Кубанского государственного медицинского университета с сентября 2011 года начали обучение по ФГОС ВПО третьего поколения, где увеличены часы практической подготовки будущего врача и первая практика- учебная.
Эта практика должна способствовать формированию таких компетенций, как способность и готовность реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, детьми и подростками, их родителями и родственниками и овладение основными манипуляциями и процедурами, проводимыми в медицинских организациях педиатрического профиля, и др.
Учебная практика предусматривает общий уход за больными взрослыми и детьми терапевтического и хирургического профиля. Студенты должны знать: виды санитарной обработки больных детей и подростков, типы лихорадок, особенности наблюдения и ухода за больными детьми и подростками с заболеваниями различных систем организма. Уметь: произвести санитарную обработку больного при поступлении в стационар и в период пребывания в стационаре, смену нательного и постельного белья больного, обработать пролежни; осуществлять уход за больными различного возраста, страдающими заболеваниями различных органов и систем, транспортировку; измерять температуру тела, суточный диурез, собирать биологический материал для лабораторных исследований, проводить взрослым, детям и подросткам антропометрию, различные виды клизм, проводить кормление больных взрослых, детей и подростков; осуществить дезинфекцию и предстерили-зационную подготовку медицинского инструментария, материалов и средств ухода за больными. Владеть: навыками ухода за больными взрослыми, детьми и подростками с учетом их возраста, характера и тяжести заболевания; навыками ухода за тяжелобольными и агонирующими больными [1]
Учебная практика у студентов педиатрического факультета рассчитана на четыре недели, занятия проходили по 6 часов в день, где отводилось время на теоретическую и практическую подготовку студентов. В центре практических навыков студенты в течение недели отрабатывали мануальные навыки по уходу за детьми терапевтического и хирургического профиля. Студенты занимались на базах крупнейших учреждениях города Краснодара - детского диагностического центра, детской краевой клинической больницы, больницы скорой медицинской помощи.
Студенты педиатрического факультета окунулись в атмосферу своей будущей профессии при прохождении учебной практики по общему уходу.
На учебной практике впервые первокурсники педиатрического факультета получили представление о работе лечебно-профилактических и диагностических учреждений и их структуре, в частности, педиатрических отделениях терапевтического и хирургического профилей.
При освоении техники общего ухода за детьми студенты столкнулись с этическими и деонтологическими аспектами врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, детьми и подростками и их родителями. Студенты учились выполнять различные медицинские манипуляции, например, сбор биологического материала для лабораторных исследований, санитарная обработка больных детей и подростков, транспортировку и др. При прохождении учебной практики студенты педиатрического факультета познакомились с принципами работы сестринского поста, процедурного кабинета.
Учебная практика завершилась зачетной оценкой, которая сформировалась из среднего балла овладения всех дисциплин, пройденных во время практики и мануальных навыков. Балл за учебную практику учитывался при определении претендентов на стипендию.
Таким образом, студенты педиатрического факультета при прохождении учебной практики получили базовые знания по общему уходу за детьми, освоили основы этических и деон-тологических аспектов деятельности врача. В весеннем семестре во время производственной практики в качестве помощников младшего медицинского персонала, они смогут применить ранее имеющие навыки и выполнить все отработанные умения при осуществлении медицинских манипуляций.
Библиографическая ссылка
Шашель В.А., Быстрова Е.И., Ильина А.В. УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА - ПЕРВЫЙ ЭТАП ПОЛУЧЕНИЯ КАЧЕСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 4-2. – С. 282-284;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4065 (дата обращения: 21.11.2024).