В современных социально-экономических условиях вузовское образование осуществляется на фоне высокой неопределенности жизненных перспектив молодых людей. Вуз временно защищает от трудностей поиска своего места в жизни, лишь на короткий срок отодвигает необходимость вступления в конкурентные отношения с профессионалами и другими молодыми специалистами
Поступление в высшее учебное заведение и первые месяцы обучения в нём связаны у студентов-первокурсников с трудностями, возникающими при переходе в новые условия обучения.Происходит резкая ломка многолетнего привычного школьного стереотипа обучения , результаты которой могут обусловить сравнительно низкую успеваемость, трудности в общении, понижа ется уровень учебной мотивации [1,2]. Многочисленными исследованиями установлено, что эффективность, успешость обучения во многом зависит от возможностей студента освоить новую реду, в которую он попадает, поступив в вуз. Начало учебного процесса вовлекает студента в сложную систему адап тации, которая отражает сложный и длиельный процесс обучения и наиболее активные процессы адаптации к новым словиям студенческой жизни происхо дят на первых курсах.
Важное место среди социальной адаптации занимает профессиональная адаптация, которая представляет собой нию, условиям и организации учебно- воспитательного процесса, выработка навыков самостоятельности в учебной и научной работе. Проблемы, с которыми талкивается первокурсник объясняются рядом объективных причин:
1) сложностью химической науки и учебной дисциплины соответственно;
2) неспособностью осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и начно-популярных изданий, компьютер ных баз данных, интернет-ресурсов), ис
пользовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации, а также ее представления в различных формах.
Механизмы адаптации, обеспечи вающие успешное вхождение студента в образовательную среду, заключаются в педагогическом сопровождении, которое организуется с позиции личностнориентированного подхода и развивающего обучения. Это позволяет преодолеть образовательные и социально-коммуникативные проблемы и обеспеить успешность процесса адаптации.
Одной из главных причин, затруд няющих адаптацию к условиям обучения институте, свыше 60% опрошенных назвали недостаток времени для самостоятельной работы при подготовке домашних заданий. В связи с этим почти 30% студентов приходят на занятия неподготовленными. Большинство студентов первого курса, как показывают наши наблюдения, не могут эффективно организовать свою учебно-познавательную деятельность, рационально спланировать и осуществить самостоятельную работу, и, как следствие, учатся ниже своих потенциальных возможностей именно из-за отсутствия таких навыков. В соответствии с кредита о-модульной системой организации учебного процесса, на самостоятельную и индивидуальную работу при изучении курса неорганической химии отводится 59,7 % от общего количества часов отведенных на данную дисциплину, что говорит о важности самостоятельной работы, как составляющей учебного процесса.
К каждой теме лабораторного занятия разработаны методические рекомендации, где самостоятельной работе отводится одно из главных мест. Содержание самостоятельной работы включает четко определенный объем теоретического материла, рекомендации к его освоению, опорные конспекты, позволяющие систематизировать знания и тесты для самоконтроля. Для формирования критического мышления студентов, умения рационально распределять свое время, предлагаем на занятии делать краткие сообщения по материалам подготовленных рефератов.
Важным аспектом самостоятельной работы является решение задач. Для оптимизации самостоятельной работы издан сборник задач и упражнений, который содержит разноуровневые задачи к каждой теме. Студент может самостоятельно выбирать уровень сложности задачи. Если решение задач не вызывает трудностей, он работает со сложными задачами. Если же возникают проблемы при решении даже школьных задач, он может обратиться к разделу, в котором наведены примеры решения. Это способствует развитию самостоятельности студентов.
Для формирования интереса первокурсников к обучению, индивидуальная работа осуществляется по методу проектов. Проекты могут быть индивидуальные и групповые. Работа над проектом формирует первые навыки научной работы: самостоятельная постановка цели и заданий работы, выдвижение гипотезы исследования, выбор методики проведения эксперимента, формирование выводов. Эти навыки особенно необходимы будущему учителю химии, поскольку химия - наука экспериментальная и учитель должен уметь научить школьников проводить несложные исследования. А без владения исследовательскими умениями, осуществить руководство исследовательской деятельностью школьников невозможно. Будущий учитель химии должны обладать в первую очередь высокоразвитым логическим и абстрактным мышлением, способностью произвольно управлять собственными мыслительными процессами, т.е. быстро и активно сосредоточиваться на интересующем объекте, полностью отвлекаясь от всего остального, что возможно лишь при наличии высокой степени концентрации внимания. Поэтому именно метод проектов позволяет сформировать эти качества.
Экспериментальная работа позволяет сделать выводы, что именно в процессе обучения на первом курсе можно обеспечить положительную динамику адаптации. Прежде всего необходимо использовать развивающие возможности химии для формирования качеств, необходимых для продуктивной познавательной деятельности: трудолюбие, настойчивость в преодолении трудностей, инициативности, самостоятельности, логической строгости в постановке заданий и формулировании выводов, критичности мышления и самокритичности. Успешность дальнейшего обучения студента в вузе зависит от сформированности учебных навыков на первом курсе.
Библиографическая ссылка
Шинкаренко В.И. АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ПЕРВОКУРСНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 4-2. – С. 284-286;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4066 (дата обращения: 21.11.2024).