Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОМПЕТЕНТНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Вихорева О.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет»
Представлены результаты изучения исследовательской деятельности учащихся старшего школьного возраста с позиций компетентностной образовательной парадигмы. Определено содержание компетентностно ориентированной исследовательской подготовки учащихся старшего школьного возраста в условиях дополнительного образования, позволяющего расширить образовательные возможности средней школы. Рассмотрены выявленные закономерности, обусловливающие стратегию реализации исследовательской подготовки обучающихся в условиях дополнительного образования.
исследовательская деятельность учащихся старшего школьного возраста; исследовательская компетентность
компетентностно ориентированная исследовательская подготовка учащихся старшего школьного возраста в условиях дополнительного образования
закономерность
1. Кустов Л.М. Проблемы системогенеза исследовательской деятельности инженера-педагога: монография. – Челябинск: ЧИРПО, 1998. – 276 с.
2. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 239 с.

Современные образовательные приоритеты обусловлены тенденцией сближения научно-исследовательской подготовки специалистов с экономическими императивами. В этих условиях научные исследования выступают как важнейшее средство интеллектуально-творческого становления личности обучающегося, а овладение технологиями исследовательского труда становится первоочередной образовательной задачей, что нормативно закрепляют ФГОС общего образования второго поколения. Это обусловливает объективные потребности формирования исследовательской компетентности старшеклассников в образовательном процессе и требует теоретического обоснования компетентностно ориентированной исследовательской подготовки учащихся старшего школьного возраста. В данной статье представлено решение следующих задач: развить и конкретизировать терминологическое поле проблемы компетентностно ориентированной исследовательской подготовки учащихся старшего школьного возраста в условиях дополнительного образования; выявить закономерности исследуемого педагогического явления.

Под исследовательской деятельностью учащихся старшего школьного возраста в условиях дополнительного образования нами понимается особый вид интеллектуально-творческой деятельности, обеспечивающий овладение исследовательской компетентностью в разрешении научных проблем в соответствии со спецификой области исследования и активизирующий потенциальные возможности для самореализации учащегося в ходе исследовательского процесса. В соответствии с возрастными потребностями старших школьников их исследовательская деятельность представляет собой социально признаваемую и социально одобряемую учебно-профессиональную деятельность. Возрастные характеристики учащихся старшего школьного возраста обусловливают наличие интеллектуальных возможностей для полноценной реализации всех исследовательских действий, обусловленных традиционной структурой научной деятельности.

Нами выявлено два содержательно-процессуальных уровня при реализации исследовательской деятельности учащихся старшего школьного возраста:

1 уровень – усвоение учащимися субъективно новых знаний и способов действий в конкретной научной области (учебно-познавательная работа);

2 уровень – самостоятельная работа учащихся по возможной выработке объективно новых знаний (научно-поисковая работа).

Соответственно, исследовательская деятельность учащегося старшего школьного возраста представляет собой совокупность разных видов деятельности, определяющих продвижение к конечному результату – системе индивидуальных знаний, переходящих в научные при реализации содержательных условий научного исследования. Исходя из вышесказанного, исследовательская подготовка учащегося старшего школьного возраста в условиях дополнительного образования рассматривается нами как овладение в ходе образовательного процесса на основе использования средств научного исследования совокупностью знаний, умений, позволяющих осуществлять формулирование исследовательской проблемы, целеполагание и построение гипотезы в ходе учебно-познавательной деятельности; сбор, обработку информации в ходе научно-поисковой деятельности как целевыполнение; считывание и оформление, анализ и интерпретацию полученной информации для построения логических выводов, которые могут быть реализованы комплексно и в полном объеме для решения поставленной научной задачи в соответствии с познавательным интересом учащегося и способствуют его самореализации.

В качестве результативного компонента исследовательской деятельности учащегося нами выделена его исследовательская компетентность, включающая знания, умения, а также личностные качества, которые обусловливают готовность к целенаправленному применению этих знаний, умений. Поэтому исследовательская компетентность учащегося старшего школьного возраста определена нами как интегративная характеристика личности, включающая совокупность научно-предметных знаний, метапредметных и исследовательских умений и таких личностных качеств как самостоятельность, инициативность, целеустремленность, обеспечивающих последующую реализацию целостной исследовательской деятельности.

Полученные результаты позволяют изучать исследовательскую деятельность учащихся старшего школьного возраста в контексте формирования их исследовательской компетентности, что можно представить как результат исследовательской практики учащегося, с одной стороны, и обучающей и воспитывающей деятельности педагога, с другой стороны, при изучении учащимся определенной научной области и методологических сторон исследовательской деятельности.

Анализ педагогических исследований позволяет констатировать, что подготовка рассматривается как процесс, обеспечивающий овладение запланированными знаниями, умениями, присвоение ценностей и норм. Компетентностно ориентированная исследовательская подготовка учащихся старшего школьного возраста в условиях дополнительного образования представляет собой целенаправленный процесс в ходе специально организованной исследовательской деятельности, обеспечивающий накопление таких изменений, которые составят исследовательскую компетентность учащихся. Компетентностно ориентированная исследовательская подготовка учащихся имеет уровневый характер в соответствии с выделенными нами типами исследовательской деятельности старших школьников (познавательно-исследовательский, исследовательско-экспериментальный, научно-исследовательский).

При отборе содержания компетентностно ориентированной исследовательской подготовки в условиях дополнительного образования целесообразно учитывать его специфику как особого вида образования. Это проявляется в предметно-практической направленности, продуктивности и осуществлением как внутренне мотивированной на основе свободного выбора имеющихся разноуровневых образовательных программ. Поэтому компетентностно ориентированная исследовательская подготовка учащихся старшего школьного возраста в условиях дополнительного образования определена нами как процесс формирования их исследовательской компетентности на основе организации разноуровневой внутренне мотивированной исследовательской деятельности, активизирующей потенциальные возможности для самореализации учащегося.

Рассматривая педагогические закономерности как выражение объективно существующих, повторяющихся, устойчивых, существенных связей между условием и результатом компетентностно ориентированной исследовательской подготовкой учащихся старшего школьного возраста в дополнительном образовании, мы выявили ее закономерности в соответствии с критериями атрибутивности, обусловленности, эффективности [2].

Атрибутивная закономерность компетентностно ориентированной исследовательской подготовкой учащихся старшего школьного возраста в дополнительном образовании отражает связь между компетентностно ориентированной исследовательской подготовкой учащихся старшего школьного возраста в дополнительном образовании и его индивидуальной исследовательской деятельностью. Данная закономерность устанавливает связь между предметом процесса компетентностно ориентированной исследовательской подготовки учащихся старшего школьного возраста (индивидуальные способности учащихся) и его продуктом (исследовательская компетентность учащихся) через совокупность педагогических средств и методов как компонентов педагогической системы. Эта связь является объективно существующей и повторяющейся в силу наличия концептуального положения системогенеза педагогической деятельности и исследовательской деятельности [1]. Устойчивость выявленной связи обусловлена системным характером компетентностно ориентированной исследовательской подготовки учащихся старшего школьного возраста в дополнительном образовании как педагогической деятельности. Представленная связь является существенной, так как выявляет отношения с родовым понятием – исследовательская деятельность, определяющим исследовательскую подготовку с точки зрения ее содержания и результативности.

Выявленная закономерность обусловленности отражает связь между компетентностно ориентированной исследовательской подготовкой учащихся старшего школьного возраста и их учебно-познавательной и научно-поисковой деятельностью в условиях дополнительного образования. Нами было выявлено, что исследовательская деятельность учащихся старшего школьного возраста детерминируется совокупной реализацией учебно-познавательной и научно-поисковой деятельности, что в свою очередь, обусловливает их интегративные связи с педагогической деятельностью. Представленная закономерность вскрывает связь формирования исследовательской компетентности учащихся старшего школьного возраста с внешним фактором (целенаправленное обучение учащегося в процессе его исследования) и внутренним фактором (осуществление совместно-распределенной исследовательской деятельности педагога и учащегося). Объективность существования данных связей обусловлена тем, что процесс компетентностно ориентированной исследовательской подготовки как формирование новых качеств личности учащегося будет детеминирован деятельностью как условием его осуществления и проявления значимых результатов. В совокупности это определяет связь между организационно-педагогическими воздействиями обучающих и обусловливающих их познавательным процессом. Повторяемость выделенных связей обусловлена наличием таких инвариантов педагогической деятельности как цель обучения, содержание обучения, средства обучения, условия обучения, нормативно определяемых в сложившейся социально-экономической ситуации. Выделенная связь между компетентностно ориентированной исследовательской подготовкой учащихся старшего школьного возраста и их учебно-познавательной и научно-поисковой деятельностью является устойчивой в силу фундаментальных свойств деятельности. Рассмотренная связь является существенной с точки зрения педагогического потенциала процесса компетентностно ориентированной исследовательской подготовки учащихся старшего школьного возраста, так как вскрывает специфичность формирования исследовательской компетентности учащихся старшего школьного возраста. Исследовательская деятельность выступает как разновидность трудовой деятельности: обучение возможно только в процессе выполнения самой деятельности при соблюдении дидактических условий и норм, связанных с сущностью формируемого у обучаемого результата.

Закономерность эффективности отражает связь между уровнем мотивации к исследовательской деятельности и исследовательской компетентностью учащихся старшего школьного возраста как результатом их исследовательской подготовки. Рассматриваемая закономерность связана с совершенствованием педагогического процесса – получением максимально возможного результата при снижении затрат, т. е. определением тех факторов, которые влияют на его эффективность. Результативность изучаемого процесса определяется сформированностью исследовательской компетентности учащихся. Объективность существования выявленных связей обусловлена общедидактической закономерностью, определяемой зависимостью результатов обучения от осознания учащимся целей обучения и личностной значимости усваиваемого содержания. На основе характеристических свойств деятельности мы можем констатировать повторяемость выявленной связи, а ее устойчивость определяется доминированием рефлексивного механизма развития в старшем школьном возрасте. Существенность выявленной связи для процесса компетентностно ориентированной исследовательской подготовки учащихся старшего школьного возраста в условиях дополнительного образования связана со спецификой дополнительного образования как вида неформального образования, т. е. реализующего свой потенциал за счет мотивационных факторов.

Представленные закономерности фиксируют связи между проявлением сущностных характеристик процесса компетентностно ориентированной исследовательской подготовкой учащихся старшего школьного возраста в условиях дополнительного образования, с одной стороны, и результативностью их исследовательской деятельности, обеспечивающей его, с другой стороны. Очевидно, что связи в выявленных закономерностях являются статистическими, проявляющимися при массовом обучении. Статистическая устойчивость выявленных связей была доказана опытно-экспериментальной работой.


Библиографическая ссылка

Вихорева О.А. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОМПЕТЕНТНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 10-1. – С. 16-18;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4112 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674