Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ ВОЛОНТЕРА

Дурнева Е.Е. 1 Крутицкая Е.В. 1 Цыгина О.Д. 1
1 ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова»
В статье представлен методологический подход к разработке компетентностной модели волонтера. Первым этапом разработки модели является определение потребителей и их требований. Затем определяются общие теоретические подходы, формируются группы экспертов, участвующих в разработке, пул информационных источников. Важным инструментом реализации контекстно-компетентностного подхода является матрица согласования компетенций, функций и задач волонтерской деятельности. Она показывает, в решении каких задач наиболее отчетливо проявляется та или иная компетенция. И наоборот – какие компетенции важны для решения тех или иных задач. В статье представлен перечень ключевых компетенций и задач волонтерской деятельности, полученный в результате исследования.
волонтер
добровольческая деятельность
компетентностный подход
компетентностная модель волонтера
функции и задачи волонтера
1. Вербицкий А.А., Ларинова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. – М.: Логос, 2011. – 334 с.
2. Дурнева Е.Е., Нечаев В.Д. Построение компетентностной модели выпускника МГГУ им. М.А.Шолохова: Учеб. пособие. – М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2010. – 109 с.
3. Дурнева Е.Е., Замолоцких Е.Г. Опыт разработки модели выпускника на основе контекстно-компетентностного подхода // Высшее образование в России.– 2011 – № 6. С. 55-59.
4. Нечаев В.Д., Замолоцких Е.Г., Дурнева Е.Е. Построение основных образовательных программ в контекстно-компетентностном формате: Метод. рекомендации. – М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2010. – 39 с.

Сегодня, когда добровольчество в РФ развивается масштабными темпами, важной задачей стало социально-психологическое и педагогическое осмысление деятельности волонтера. Компетентностная парадигма предполагает формулировку целеполагания, основных векторов развития и критериев оценки деятельности с точки зрения формирования компетенций.

В Московском государственном гуманитарном университете имени М.А. Шолохова развитие волонтерской деятельности среди студентов является одним из приоритетных направлений стратегического развития. Богатый опыт работы Волонтерского центра и имеющаяся методологическая база проектирования компетентностной модели выпускника позволило разработать технологию формирования компетентностной модели (КМ) волонтера.

Основным подходом к построению КМ волонтера является опора на контекст добровольческой деятельности. При разработке КМ особое внимание уделяется задачам, которые необходимо решать волонтеру в рамках своей деятельности и тем компетенциям, которые влияют на успешное решение данных задач.

При подготовке волонтеров в первую очередь должны быть учтены требования следующих групп потребителей:

  1. Сами волонтеры, в том числе тим-лидеры;
  2. Руководители волонтерских центров;
  3. Организаторы мероприятий при участии волонтеров;
  4. Социальные институты, в т.ч. государство;
  5. Группы лиц, нуждающихся в волонтерской помощи.

Основным требованием волонтеров является не только получение знаний и развитие компетенций, которые будут способствовать успешной добровольческой деятельности, но и конвертация результатов совей деятельности в удовлетворение собственных потребностей, личную и профессиональную самореализацию, жизненный успех. Основным требованием руководителей волонтерских центров и организаторов мероприятий при участии волонтеров эффективное участие волонтера в осуществлении своих трудовых функций и должностных обязанностей. Основным требованием социальных институтов (государства, семьи, профессионального сообщества, местного сообщества) является соответствие деятельности волонтера ценностям, целям и нормам, установленным или неформально сложившимся в рамках функционирования данных институтов.

Таким образом, цель подготовки волонтера может быть определена в трех видах категорий: 1) личной успешности; 2) добровольческой эффективности; 3) адекватного социального участия.

Под добровольческой эффективностью мы понимаем эффективности личности непосредственно в рамках волонтерской деятельности, способность решить поставленные задачи в рамках добровольческого мероприятия. Социальное участие – категория более общая. Под социальным участием в рамках модели мы понимаем включенность личности в общественную жизнь в целом, принятие общественных норм и ценностей, социальная адаптация в широком смысле.

КМ волонтера – это формализованная цель подготовки волонтера. По сути КМ волонтера представляет собой систему: 1) обоснованных показателей (компетенций), по которым мы судим об уровне подготовки волонтера 2) обоснованных нормативных индикаторов (требований к уровню освоения), характеризующих минимальное пороговое значение компетенций, при котором можно говорить об их приемлемой сформированности; 3) перечня обоснованных (валидных, достаточно точных и надежных) измерительных инструментов (средств оценки), которые используются для измерения данной компетенции и выявления уровня ее сформированности.

Как формализованное описание цели обучения КМ волонтера занимает промежуточное место между требованиями потребителей результатов и самой программой подготовки волонтеров. Необходимость создания КМ волонтера обусловлена тем, что требования потребителей к результатам подготовки добровольцев, как правило, нигде четко и однозначно не отрефлексированы и не сформулированы.

Понятно также, что эти требования меняются с течением времени, а также в зависимости от специфики мероприятия. Однако для проектирования адекватной образовательной программы требуется высокая степень определенности требований к результатам подготовки. КМ волонтера, по сути, и представляет собой формализованную модель требований потребителей к данным результатам. КМ волонтера, таким образом, представляет собой результат анализа требований потребителей к результатам обучения.

Следует понимать, что как всякая модель КМ волонтера является обобщением и упрощением требований потребителей. Кроме того, эти требования, как уже отмечалось выше, могут меняться. Соответственно, фундаментальной задачей является постоянное повышение степени соответствия КМ волонтера требованиям потребителей. Эта задача решается первоначально в процессе создания КМ волонтера, а затем периодически (не реже 1 раза в 5 лет) в процессе ревизии и обновления.

Таким образом, КМ волонтера – это один из ключевых инструментов управления качеством подготовки волонтеров.

Создав КМ волонтера, мы точно и однозначно можем ответить на два взаимосвязанных вопроса: 1) какие способности волонтера мы будем развивать; 2) как (при помощи каких измерений и каким способом) мы поймем, что данные способности достигли того минимального уровня, при котором можно говорить о его личной, социальной и профессиональной готовности к осуществлению волонтерской деятельности.

На этапе разработки КМ волонтера ключевая проблема может быть сформулирована следующим образом: как можно определить достаточно полный, но не избыточный перечень компетенций, выработать методологический подход для оценки уровня их формирования?

В используемом нами определении компетенций, основанном на принципах контекстного обучения, содержится методологический ключ к построению КМ волонтера. Компетенция в общем виде определяется как способность решать профессиональные, личные и социальные задачи.

Таким образом, операциональной единицей проявления компетенции (или нескольких компетенций) является решение задачи. Соответственно, адекватным средством измерения компетенции может быть признана доля успешно решенных задач разной степени сложности, в которых проявляется данная компетенция. Сложность задачи в свою очередь связывается нами со степенью ее комплексности, нестандартностью, неопределенностью ее условий и для некоторых типов задач (например, творческих) – нестандартностью результатов.

Общий алгоритм создания КМ волонтера можно представить следующим образом:

  1. Подготовительный этап: формирование рабочей группы по разработке КМ волонтера, создание пула источников и экспертов;
  2. Построение матрицы согласования: построение перечня компетенций, построение перечня функций и задач, согласование
  3. Создание банка заданий для определения уровня формирования компетенций

На подготовительном этапе необходимо определить основные субъекты и объекты предстоящего исследования.

Следует сформировать рабочую группу, которая будет планировать, организовывать, проводить и анализировать все последующие этапы исследования.

Не менее важный вопрос – создание пула информационных источников, отбор экспертов, компетентных в рассматриваемой области.

Информационными источниками для построения КМ волонтера являются:

  1. Положение о волонтерском движении
  2. Положения о волонтерских центрах – лидерах
  3. Результаты опросов экспертов.

В рамках исследования рабочей группе предстоит провести опрос нескольких групп экспертов:

  1. руководители волонтерских центров;
  2. тим-лидеры волонтерского движения;
  3. организаторы мероприятий с участием волонтеров.

Важным инструментом реализации контекстно-компетентностного подхода является матрица согласования компетенций, функций и задач волонтерской деятельности. Она показывает, в решении каких задач наиболее отчетливо проявляется та или иная компетенция. И наоборот – какие компетенции важны для решения тех или иных задач. Важно подчеркнуть, что каждая компетенция может проявляться в решении множества задач, и наоборот – каждая задача может требовать проявления множества компетенций.

Методологическое значение матрицы согласования компетенций, функций и задач волонтерской деятельности заключается в том, что при ее помощи мы выходим на важнейшую связь – компетенций со средствами оценки.

Построение матрицы согласования предполагает решение трех аналитических задач:

  1. построение перечня компетенций.
  2. Построение перечня функций и задач добровольческой деятельности
  3. Согласование перечня функций и задач с перечнем компетенций.

Следующий этап разработки КМ волонтера – разработка банка заданий.

Банк заданий формируется, прежде всего, на основании тех задач, которые были выделены во время исследования. Каждая задача соотнесена в матрице согласования с соответствующей компетенцией. Все это создает необходимые предпосылки для формирования банка заданий. По каждой выделенной задаче рабочей группой формируется не менее 10 различных заданий разного уровня сложности. Преобладающими должны быть задания базового уровня сложности.

Для выбора адекватных средств оценки ключевым методологическим принципом является принцип контекста. Для заданий, оценивающих мировоззренческие компетенции, ведущим является «знаниевый» контекст. Соответственно и средства оценки будут здесь ближе к традиционно используемым средствам оценки знаний, поскольку когнитивная составляющая деятельности в данном случае преобладает. Это, например: открытые вопросы; тесты знаний для репродуктивного уровня формирования компетентности; квалиметрические задачи; кейсы на практическое использование знаний – для прагматического уровня формирования компетенции; эссе – для творческого уровня.

Похожим является подход к формированию заданий для оценки нормативных компетенций: средства оценки знания нормы, средства оценки способности оценить ситуацию с точки зрения нормы, способность предлагать нормы и правила для регулирования тех или иных видов деятельности. Для оценки нормативных компетенций целесообразно также формирование заданий, способных оценить готовность волонтера действовать в соответствии с нормой (например, задания по принятию решения в сложной этической ситуации с последующей экспертной или групповой оценкой).

Для формирования банка заданий оценки инструментальных компетенций ведущим является контекст деятельности. Соответственно контрольные и учебные задания должны моделировать в учебной ситуации деятельность по решению данной задачи (полностью или в отдельных аспектах). Подходящими здесь будут имитационные задания, воспроизводство алгоритмов решения задачи, анализ кейсов, деловые и ролевые игры, проектные задания, выполнение задач на практике и т.д.

Для того чтобы с уверенностью можно было утверждать об объективности разработанной модели и валидности средств оценки в выборку должно войти достаточное количество источников информации.

При разработке КМ волонтера был сформирован следующий перечень компетенций волонтера:

  • Владеет экологической культурой, знаниями в области экологии человека и природы, экологической безопасности;
  • Владеет умениями природосообразной деятельности и поведения;
  • Владеет представлениями о биологической природе человека;
  • Имеет представление о закономерностях функционирования психики человека;
  • Имеет представление об основных этапах развития мировой и отечественной культуры, взаимосвязи современной культуры с культурными явлениями прошлого;
  • Понимает основные движущие силы исторического развития общества;
  • Ориентируется в экономической, социальной и политической организации общества, в том числе российского;
  • Знает правовые основы жизни в российском обществе;
  • Способен реализовывать свои гражданские права, отстаивать гражданские права других лиц;
  • Имеет представление о религиозных и нравственных традициях различных конфессий и культур современного мира, в том числе российских;
  • Разделяет социальные ценности, способствующие развитию гражданского общества;
  • Способен нести ответственность за свои поступки и последствия принятых решений;
  • Владеет навыками публичной речи, делового общения;
  • Владеет хотя бы одним иностранным языком;
  • Владеет методами и средствами укрепления физического и психического здоровья;
  • Владеет основами обеспечения безопасности жизнедеятельности;
  • Способен ставить и достигать жизненные и профессиональные цели;
  • Владеет элементарными умениями в области организации образовательной деятельности в соответствии с основными принципами современной педагогики и андрогогики, способен к непрерывному самообразованию;
  • Способен работать с разнообразной информацией;
  • Владеет основными умениями организации деятельности в соответствии с базовыми принципами маркетинга и менеджмента;
  • Способен создавать рабочие команды и оптимизировать их деятельность;
  • Способен осуществлять проектную деятельность;
  • Умеет вести информационный и библиографический поиск;
  • Владеет навыками работы с компьютером и аудиовизуальными техническими средствами обучения;

В качестве базовых функций добровольческой деятельности были выявлены:

  • Координация волонтеров;
  • Оперативное управление;
  • Контроль за исполнением поставленных задач;
  • Участие в презентационных мероприятиях;
  • Организация досуга волонтеров;
  • Транспортное сопровождение;
  • language service;
  • Встреча и сопровождение организаций;
  • Согласование компетенций и функций волонтеров позволяет не только разработать адекватную поставленным целям образовательную программу, но и сформировать систему оценочных средств уровня формирования компетенций.

Библиографическая ссылка

Дурнева Е.Е., Крутицкая Е.В., Цыгина О.Д. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ ВОЛОНТЕРА // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 10-1. – С. 19-22;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4113 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674