Современный мир – это мир поликультурности и глобальных интеграций во всех сферах общественной жизни государств, в том числе и образования. В этой связи особую актуальность приобретает формирование педагогической толерантности, что, несомненно, окажет влияние на духовное и социокультурное развитие учащихся как основы психического и социального здоровья.
Целью исследования является определение значимости и путей формирования толерантности как необходимого качества педагога на современном этапе развития обществ.
Материалы и методы исследования
В качестве предмета исследования выступает педагогическая толерантность. Методом исследования выступил анализ научной литературы, в частности, труды педагогов, психологов.
Результаты исследования и их обсуждение
Значимым для собственного исследования является высказывание Б.З. Вульфова, а именно: «Воспитание толерантности – общее дело многих государственных и общественных институтов, но когда его объектами выступают дети, главная нагрузка и ответственность в работе с ними ложится именно на образовательную среду, на педагогов-учителей, воспитателей, социальных педагогов, психологов, вожатых и др.
Им в этом труднейшем деле остро необходимы:
– во-первых, информация о сущности воспитания толерантности, ее содержании и проявлениях;
– во-вторых, представление о возможных средствах – технологиях такого воспитания, предназначенное для выбора и творческого использования таковых в тех или иных конкретных условиях;
– в-третьих (и здесь особая и немалая проблема!), толерантность необходима и самому педагогу – во всей неразрывности личностного и профессионального» [1, с. 12-13].
Автор продолжает: «В педагогическом плане ситуация осложняется тем, что у ребенка (группы, класса) и учителя (воспитателя, вожатого) могут быть разные точки зрения, т.е. разные, порой полярные, ценности, представления, а значит, и отношение к объектам толерантности. И круг таких объектов, а, следовательно, и противоречий в оценках и отношениях, может быть сколь угодно широк и многопланов – от молодежного сленга и взгляда на моду до жизненных ценностей и содержания перспектив.
Между тем, противоречивость, несовпадение, альтернативность позиций требует толерантности... от обеих сторон по отношению друг к другу. В достижении устойчивости, укреплении, обогащении таковой и состоит главная педагогическая задача. Ее решение в значительной мере обусловлено тщательным диагностированием ценностных оснований, процесса и динамики результатов воспитания толерантности. Это общее и естественное условие особенно актуально именно в данном случае» [1, с. 12-13].
Считая, что стержнем всего воспитания является процесс формирования нравственной культуры, Л.Попов убежден в том, что толерантность должна является одним из основных компонентов профессиональной культуры педагога [2, с.55].
О действенной стороне толерантности педагога Л.В. Байбородова пишет, чтобы педагог личным примером показывал, как надо относиться к суждениям других, говорить и слушать других, корректно отстаивать свою точку зрения [3].
Роль педагога в развитии толерантности в пространстве школы (да и не только школы) огромна. Известно высказывание Уинстона Черчилля: «Учителя обладают такой властью, о которой премьер-министр может только мечтать».
Важно, чтобы учителя в своей деятельности придерживались базовых принципов толерантности, например, таких как предлагает В. Лизинский:
– все работники школы и родители в общении с детьми должны проявлять доброжелательность, терпение, уважение к ученикам;
– педагоги должны относиться к ученикам с одинаковым уважением, не возвышая одних за счет унижения других;
– пора наконец понять что оценки должны способствовать развитию ребенка, стимулировать получение знаний и умений, а не быть кнутом в руках учителя;
– процесс обучения невозможен без продуктивного, позитивного общения, в ходе которого закладываются нормы и правила поведения, формируется отношение к людям и к жизни [4, с. 174].
Соблюдение данных принципов позволит реализовать переход от субъект-объектных отношений к субъект-объект-субъектным.
Реализация двух основных функций – воспитания и обучения – требует от современного педагога следующих личностных параметров:
– тактичности, эмпатии, терпеливости, терпимости в отношениях с детьми и взрослыми, готовности принимать и поддерживать их, а если нужно, то и защищать;
– понимания своеобразия и относительной автономности саморазвития личности;
– умения обеспечивать внутригрупповое и межгрупповое общение, предотвращать конфликты в детском и взрослом сообществах.
Под педагогической толерантностью мы понимаем профессиональное качество педагога, которое характеризуется высоким нравственным потенциалом, пониманием своеобразия (индивидуальности) саморазвития ученика, развитостью чувства эмпатии, умением обеспечивать бесконфликтное взаимодействие всех участников учебно-воспитательного процесса. Эти параметры участвуют в образовании гуманитарной (общей) культуры учителя как совокупности личностных и профессиональных качеств, а также ценностей, ориентаций и умений. Толерантность – профессионально необходимое личное качество учителя, диктуемое задачами, содержанием и характером его деятельности.
Исследование практической деятельности учителей школ с помощью наблюдения и анкетирования показало общие недостатки, касающиеся вопросов толерантного взаимодействия с учащимися в педагогическом процессе школы (проблема толерантности очевидна, но педагоги не понимают ее значимость; понимают проблемы формирования толерантности, но не подготовлены к оказанию квалифицированного содействия). В связи с этим, для учителей школ разработан спецсеминар «Основы педагогической толерантности», целью которого явилось формирование у учителей знаний о сущности педагогической толерантности, умений конструировать, организовывать, анализировать, диагностировать, коррегировать толерантное педагогическое взаимодействие всех участников педагогического процесса.
Реализация цели связана с решением задач: сформировать у учителей целостное представление о педагогической толерантности; совершенствовать умения учителей толерантного взаимодействия с субъектами педагогического процесса; совершенствовать умения учителей по организации толерантного взаимодействия с учащимися и их родителями; сформировать умение осуществлять психолого-педагогический мониторинг толерантного взаимодействия учащихся и учеников, анализировать и корректировать интолерантные проявления.
При проведении спецсеминара мы использовали не только традиционные, но и активные методы обучения (методы коллективной мыслительной деятельности, деловые игры, тренинги и другие).
Итоговая аттестация предполагала создание эссе по проблемам педагогической толерантности и применением профессиональных знаний и творческого подхода в их разрешении. Предлагаемые темы для эссе: «Толерантность как успех к взаимопониманию и успешному формированию ценностных ориентаций личности», «Детско-родительские конфликты: приемы и способы их разрешения», «Толерантная педагогическая среда как эффективное условие воспитания толерантности учащихся» и другие.
При проведении итогового мониторинга по выявлению уровня педагогической толерантности, мы констатировали значительные положительные изменения.
Заключение
Учитывая вышеизложенное, считаем, что педагогам, независимо от их предметной направленности (математика, информатика, физкультура и т.д.), полезным будет прослушать спецкурс «Основы педагогической толерантности», тем самым усвоить определенные знания, умения и навыки по «выстраиванию» гармоничного взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса ради достижения собственно воспитательных и обучающих задач.
Библиографическая ссылка
Карманова Ж.А., Шкутина Л.А., Маженова Р.Б., Конхашева У.М., Алшинбаева Ж.Е. ТОЛЕРАНТНОСТЬ – ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КАЧЕСТВО СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 10-1. – С. 33-35;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4116 (дата обращения: 27.12.2024).