В психологии приобрело силу аксиомы утверждение о формирующей роли деятельности в развитии психики человека. Исследователи (Л.М. Митина, 1997 г.; Ю.П. Поваренков, 2002 г.; А.Р. Фонарев, 2005 г.; Е.П. Ермолаева, 2008 г.; и др.) признают, что в профессиональной деятельности, осуществляемой в конкретных социально-исторических условиях, формируются и совершенствуются не только отдельные профессионально важные качества (ПВК), знания, умения и навыки, но и происходит и становление самой личности профессионала, с определенными ценностными ориентациями, характером, особенностями межгруппового и внутригруппового общения.
Под профессиональной деятельностью здесь и далее понимается сложная деятельность, которая предстает перед человеком как конституированный способ выполнения чего-либо, имеющий нормативно обусловленный характер. Профессиональная деятельность является объективно сложной, поэтому она трудна для освоения, требует длительного периода теоретического и практического обучения [9].
С позиций психологии труда психика трактуется как «наполненная» конкретным профессиональным содержанием (Г.В. Суходольский, 1976; Е.А. Климов, 1996 г.; В.А. Бодров, 2001; и др.). Эта не обычная, а «профессиональная психика» формируется и развивается в ходе профессионального обучения, воспитания и накопления опыта профессиональной работы. Профессиональная психика накладывает свой отпечаток на все характеристики поведения и деятельности человека, и проявляется они не только в рамках профессиональной среды, в которой он работает, но и в социальной микро- и макросреде, в которой он и живет.
Профессионализация представляет процесс и результат вхождения человека в профессию, овладение конкретным видом профессиональной деятельности и, как следствие, приобретение и развитие необходимых профессиональных качеств – становление профессионализма. Профессионализм рассматривается нами как интегральная характеристика человека, проявляющаяся в деятельности и в общении, и откладывающая отпечаток (а порой, и детерминирующая) стиль его жизни в целом. Профессионализм – это не только достижение человеком высоких производственных показателей, но и особенности его профессиональной мотивации, профессионального мышления, система его устремлений, ценностных ориентации, смысла труда [4] и самой жизни человека.
Профессионализация (как процесс становление профессионализма) сопровождается изменением человека в целом – развитием его индивидных (биологических), личностных, субъектных качеств, формированием индивидуальности. Изменения эти многогранны, они затрагивают не только внешний облик человека, состояние его соматического здоровья, но и его внутренний (духовный) мир, влияют на формы поведения, систему отношений к выполняемой деятельности, к окружающей среде, другим людям, своему здоровью и т.д.
Состояние внутреннего (духовного) мира человека, характеризуемое как субъективное благополучие личности обозначается как личностное здоровье [1]. Личностное здоровье человека мы рассматриваем как важнейшую составляющую профессионального здоровья [6]. Личностное здоровье является такой интегративной характеристикой личности, которая объединяет в себе систему отношений, мировоззрений, ценностных ориентаций человека применительно ко всем видам его жизнедеятельности – как в профессиональной, так и в непрофессиональной сфере. Личностное здоровье профессионала отражает развитие личности в процессе становления профессионализма человека.
В дальнейшем будем опираться на определение, даваемое М.В. Сокольской, согласно которому личностное здоровье рассматривается как «целостная интегративная динамическая характеристика личности, которая обусловлена социальной (в противовес асоциальной) субъектной активностью и проявляется в субъективном благополучии в рамках принадлежности к определённому социокультурному и профессиональному сообществу» [7, с. 110].
Рассмотрим подробнее обозначенные выше термины «становление» и «развитие» применительно к профессионализму человека и его личностному здоровью. Термин «становление» раскрывается как философская категория бытия, выражающая оформление явлений, приобретение ими новых признаков в процессе развития. С одной стороны, становление – это еще не бытие того, что становится, а только движение к бытию. С другой стороны – становление представляет собой актуализацию того, что уже в той или иной форме существует. Как утверждал Аристотель, ничто не может возникнуть из несущего.
Соответственно, становление профессионализма возможно лишь на основе уже имеющихся потенциальных качеств человека (его внутренних ресурсов), которые обеспечивают возможность овладение профессией и выполнение профессиональной деятельности [3].
Профессиональное становление – это и совершенствование, и деформации («искривления») [2], это формирование личности профессионала, и ее деформирование. Мощнейшее (де)формирующее воздействие на личность оказывает профессиональная деятельность, выполняемая в течение длительного времени в условиях определенной профессиональной среды.
Термин «развитие», в общем случае подразумевает закономерный процесс изменения объекта при взаимодействии его с действительностью. Развитие есть форма существования материи и происходит оно вне зависимости от воли и сознания; сам по себе процесс развития объекта не содержит в себе направления его изменений. Иначе говоря, развитие может иметь как прогрессивным, так и регрессивным. Восходящая линия развития (прогресс) сопровождается увеличением сложности системы, усложнением связей между элементами этой системы. Нисходящая линия (регресс) сопровождается упрощением связей между элементами в структуре системы.
Профессионализация сопровождается теми же процессами, которые свойственны развитию вообще. Э.Э. Сыманюк, Э.Ф. Зеер отмечают, что профессиональное развитие – это одновременно и совершенствование, и деструкции. По мнению указанных исследователей, не всякая профессиональная деятельность развивает личность; есть много профессиональных видов труда, которые не обогащают личность, а наоборот, деформируют ее [10].
Применительно к психическому феномену «профессионализм» также можно выделить процессы прогрессивного и регрессивного развития. Прогрессивное развитие мы связываем с профессиональным и личностным ростом, приближением к общественно-одобряемыми критериям, определяемым целевой функцией профессии. Регрессивное же профессиональное развитие может проявляться не только в профессиональной и личностной деградации, но и в удалении в результативных показателях от общественно-одобряемых критериев. Это может происходить при деструктивных изменениях личности, когда общественно-значимые профессиональные ценности профессионала подменяются ценностями деструктивными (эгоцентризм, стяжательство и т.п.).
Между профессионализацией человека и его жизнедеятельностью могут устанавливаться отношения компенсации: при невозможности добиться самореализации (или ее субъективной недостаточности) в одной сфере человек стремиться компенсировать это в другой сфере. В этом случае возможно возникновение деформаций ценностно-смысловой сферы личности, свидетельствует о личностном не-здоровье.
Такие личностные деформации, имеющие деструктивную направленность, могут выступать в качестве специфического механизма психологической защиты личности от травмирующих переживаний. Однако психологическая защита в данном случае имеет низший, патологический характер, не обеспечивающей в необходимой мере душевное благополучие человека. Деструкции проявляются в искажении реальности, обесценивании значимости происходящего, неадекватной профессиональной Я-концепции, циничном отношении к миру, переносе ответственности или в ее субъективном непринятии, уплощении смысла и сведении его к ситуативным целям, центрировании на сиюминутных выгодах [5].
Если подобные деструктивные (патологические) процессы получают широкое распространение, и реально действующей социальной нормой становится антинорма (то, что с точки зрения профессии как социального призвания, предназначения – неадекватно и аморально), можно говорить уже о социальной опасности.
Противостояние деструкциям возможно лишь при наличии у человека необходимых внутренних ресурсов. Введенное нами понятие «индивидуальный ресурс профессионального развития» (ИРПР), включает, с одной стороны, реальные возможности человека, его готовность к профессиональной деятельности, с другой – нереализованные (пока) профессиональные свойства, внутренние резервы человека [3].
Личностное здоровье, рассматриваемое М.В. Сокольской как «метасистемное качество личности» [8, с. 66], которое интегрирует в себе ресурсы и потенциальные возможности личности, обеспечивает баланс мотивационно-потребностной сферы этой личности в условиях как профессиональной, так и вне-профессиональной среды. Личностное здоровье позволяет человеку осознанно управлять своим физическим, психическим и душевным состоянием, при необходимости – активизировать собственные ресурсы и возможности, обеспечивая, тем самым, с одной стороны, субъективное благополучие и психологический комфорт, а с другой – высокую эффективность его профессиональной деятельности.
Личностное здоровье, с одной стороны, свидетельствует об уровне развития личности профессионала, личностной зрелости, сформированной профессиональной идентичности, с другой является ресурсом профессионального становления и прогрессивного развития профессионализма человека.
Заключение
Становление профессионализма человека рассматривается как прогрессивное развитие его наличных индивидуально-психологических, личностных и субъектных качеств в процессе профессиональной подготовки и в последующей профессиональной деятельности.
В процессе профессионализации прогрессивным и деструктивным изменениям могут происходить на всех уровнях человека, но в наибольшей степени таким формирующим и деформирующим воздействиям подвержен личностный уровень. Направление профессионального развития личности профессионала во многом зависит от тех внутренних ресурсов (потенций), которыми располагает человек.
Личностное здоровье позволяет человеку осознанно управлять своим физическим, психическим и душевным состоянием, сохранять субъективное благополучие и является важнейшим ресурсом профессионала.
Библиографическая ссылка
Дружилов С.А. СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА КАК ПРОЦЕСС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЛИЧНОСТНОЕ ЗДОРОВЬЕ КАК ЕГО РЕСУРС // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 10-1. – С. 118-120;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4136 (дата обращения: 27.12.2024).