Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РЕЗУЛЬТАТЕ УЧАСТИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ КОНКУРСЕ «УЧЕНИК ГОДА»

Кожевникова Н.И. 1
1 ФГБОУ ВПО «Московский государственный технический университет радиотехники
1. Российский общеобразовательный портал Министерства образования и науки РФ системы государственный образовательных порталов, 2011. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.school.edu.ru/dok_min.asp?ob_no=84074. (дата обращения: 21.06.13).
2. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров – Изд. 4-е. – М.: Сов. Энциклопедия, 1987.
3. Калугина А.Е., Назаренко М.А., Омельяненко М.Н. Развитие профессиональных компетенций в рамках дисциплины «Квантовая и оптическая электроника» при переходе с ГОС на ФГОС // Современные проблемы науки и образования – 2012. – № 6. (приложение «Педагогические науки»). – С. 42. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://online.rae.ru/1212 (дата обращения: 21.06.13).
4. Дзюба С.Ф., Назаренко М.А., Напеденина А.Ю. Распределение компетенций ФГОС по дисциплинам базовых циклов при подготовке магистров по направлению «Управление персоналом» // Международный журнал экспериментального образования – 2013. – № 4. – С. 171–172.
5. Дзюба С.Ф., Назаренко М.А., Напеденина А.Ю. Развитие компетенций студентов в ходе подготовки и проведения научно-практических конференций // Современные наукоёмкие технологии – 2013. – № 1. – С. 121.
6. Методические рекомендации по привлечению учреждений дополнительного образования детей к реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования – М.: ГОУ ДПО ПАПО, 2011.
7. Назаренко М.А. Научно-практические конференции как дополнительный фактор мотивации студентов // Современные проблемы науки и образования – 2012. – №6. (приложение «Педагогические науки») – С. 39. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://online.rae.ru/1207 (дата обращения: 21.06.13).
8. Назаренко М.А. Качество трудовой жизни преподавателя в современных условиях // Интеграл – 2012. – № 5. – С. 122–123.
9. Иванов А.В., Акимова Т.И., Назаренко М.А. Качество трудовой жизни и возможности использования системы менеджмента качества в сельскохозяйственной отрасли // Современные наукоёмкие технологии – 2013. – № 1. – С. 124–125.
10. Никонов Э.Г., Дзюба С.Ф., Напеденина А.Ю., Напеденина Е.Ю., Омельяненко М.Н. Научно-методическая школа в филиале МГТУ МИРЭА в г. Дубне под руководством М.А. Назаренко // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований – 2013. – № 7.

Современная личностно-ориентированная модель массовой школы призвана обеспечить достижение главной цели – разностороннего развития личности школьника, способной к самореализации, для чего решаются такие задачи, как развитие познавательных интересов, творческого потенциала, навыков самообразования детей, формирование желания и умения учиться.

В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы [1] заданы требования не к обязательному минимуму знаний учащегося, а к результатам их освоения, то есть определённому комплексу компетенций. Компетенция – это знания и опыт в той или иной области [2], т.е. способность применять знания, умения, навыки и личностные качества для успешной деятельности в определенном направлении. Компетентностный подход подразумевает способность человека действовать в различных ситуациях, а не сумму усвоенной информации. При этом принято разделять профессиональные компетенции в технической [3] или иной профессиональной [4] области, выделять отдельные факторы развития компетенций [5]. Школа, учреждение дополнительного образования должны научить ребёнка учиться и эффективно использовать полученные знания на практике, т.е. развивать необходимые в дальнейшем ключевые компетентности [6]. Среди таких форм, которые будут способствовать расширению компетенций каждого учащегося, существенная роль принадлежит предметным олимпиадам, научно-практическим конференциям [7], различным творческим конкурсам.

Муниципальный конкурс «Ученик года» призван способствовать стимулированию творческой деятельности учащихся общеобразовательных учреждений, развитию коммуникативной компетентности, активизации профессионального самоопределения. В конкурсе могут принять участие дети и подростки, имеющие устойчивые интересы и достигшие высоких результатов в различных областях знаний, в творческих конкурсах и спортивных соревнованиях, желающие рассказать о себе, своих достижениях и перспективах. Конкурсный материал состоит из презентации успехов в общеобразовательных дисциплинах, в различных областях дополнительного образования, которое получают конкурсанты в творческих объединениях, ученических научных обществах, студиях и секциях центров детского творчества, спортивных, музыкальных и художественных школах. Не секрет, что многие одарённые дети успешны сразу в нескольких областях. Условия конкурса дают участникам полную свободу в выборе форм и содержания самопрезентации. Участие в этом конкурсе индивидуально и добровольно, а это значит, что каждый участник сам больше всех заинтересован в наилучшем представлении своего конкурсного материала. В результате у учащегося отрабатываются навыки в оформлении и презентации конкурсных материалов, выступлении перед аудиторией, создаётся благоприятная мотивационная среда для личностного развития, в итоге повышается рейтинг не только отдельного ученика, но и образовательного учреждения в целом, что косвенно влияет и на повышение качества трудовой жизни преподавателей [8] и развитие качества трудовой жизни по отраслям экономики [9]. В процессе участия в конкурсе «Ученик года» у обучающегося могут развиваться следующие компетенции: способность к актуализации собственной исследовательской позиции и дальнейшему саморазвитию; умение оформить результаты своей творческой, соревновательной, конкурсной деятельности, представить их на современном уровне; реалистичность представлений о себе и адекватное принятие результатов оценки конкурсным жюри, способность к рефлексивно-оценочному анализу себя и своих учебных, исследовательских, творческих действий; овладение навыками саморегуляции и управления своим эмоциональным состоянием в стрессовой ситуации, которая может принести не только признание и успех, но и неудачу; универсализация личности, готовность к проявлению личной инициативы.

В результате проведенного исследования определенно, что невозможно стать победителем, имея только знания в какой-либо одной предметной области. Необходим широкий кругозор, логическое мышление и стремление к преодолению трудностей, способность рассуждать на различные темы, воспринимать и анализировать поток информации. Главное, чтобы участие в этом конкурсе было для ребёнка не столько соревнованием, сколько возможностью самосовершенствования.

Настоящая публикация подготовлена в результате проведения научно-исследовательской работы и педагогической практики студентов МГТУ МИРЭА (очно-заочная форма обучения в филиале МГТУ МИРЭА в г. Дубне) под руководством М.А. Назаренко [10].


Библиографическая ссылка

Кожевникова Н.И. РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РЕЗУЛЬТАТЕ УЧАСТИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ КОНКУРСЕ «УЧЕНИК ГОДА» // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 10-1. – С. 157-158;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4146 (дата обращения: 27.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674