Рецензенты: докт. мед. н., докт. ист. н., проф. Балалыкин Д.А. (Первый МГМУ им. И.М. Сеченова); канд. филос. н., доц. Вейт А.А. (Пермская государственная фармацевтическая академия).
В пособии приведены введение, тематическая программа, содержание курса, планы практических занятий, методические задания, темы докладов и рефератов, вопросы к сдаче экзамена кандидатского минимума, рекомендованная литература, тестовые задания по «Истории и философии науки» для аспирантов СПХФА. В приложении даны рекомендации для написания рефератов по «Истории и философии науки».
Учебно-методическое пособие предназначено для проведения практических занятий и самостоятельной работы по дисциплине «История и философия науки» у аспирантов СПХФА.
Учебное пособие составлено на основании программы-минимум кандидатского экзамена по специальности «История и философия науки» («Общие проблемы философии науки»), утвержденной приказом Минобрнауки РФ от 08.10.2007 г. № 274, программы кандидатских экзаменов «История и философия науки», утвержденной приказом Министерства образования РФ № 697 от 17.02.2004 г., учебного плана СПХФА по основной программе послевузовского профессионального образования (аспирантура) по всем специальностям.
В пособие включены все дидактические единицы основной профессиональной образовательной программы кандидатского экзамена по специальности «История и философия науки».
Содержание данной дисциплины профессионально ориентировано с учетом профиля подготовки аспирантов по направлениям: 20.00.02 – «Аналитическая химия», 02.00.03 – «Органическая химия», 02.00.04 – «Физическая химия», 02.00.11 – «Коллоидная химия», 03.01.04 – «Биохимия», 03.01.06 – «Биотехнология», 03.02.03 – «Микробиология», 05.17.04 – «Технология органических веществ», 14.03.06 – «Фармакология, клиническая фармакология», 14.04.01 – «Технология получения лекарств», 14.04.02 – «Фармацевтическая химия, фармакогнозия», 14.04.03 – «Организация фармацевтического дела».
Содержание дисциплины профессионально ориентировано с учётом профиля подготовки аспирантов вузов медико-фармацевтического профиля СПХФА и содействует реализации задач в профессиональной деятельности.
Цель дисциплины – изучение истории науки во временном развитии, имеющее первостепенное значение для формирования у слушателей способности к теоретическому, методологическому, абстрактному научному мышлению, а также знакомство с философскими аспектами наук медико-фармацевтического профиля. Основными задачами курса являются: определение природы науки как социокультурного феномена во всей его сложности и противоречивости; демонстрация содержательной структуры науки, её основных элементов и их функций; выделение основных этапов и закономерностей развития науки (естествознания); иллюстрация особенностей научного познания на каждом из выделенных этапов; выявление философских аспектов профилирующих в фармацевтическом вузе дисциплин: химии, медицины, биологии, фармации.
Синтез естественнонаучного и гуманитарного знания на современном этапе является одним из ключевых требований современного высшего образования. Умение ориентироваться в мировоззренческих вопросах науки, знание ее истории повышает творческий потенциал современного специалиста, содействует более глубокому пониманию проблем, стоящих перед обществом сегодня, а, следовательно, и установлению открытий в различных областях теории и практики. Фундамент любой научной дисциплины определяется знанием ее истории, в которой фокусируются основные этапы становления науки, противоречия, достижения. Осознается логика формирования этих проблем, связь различных исторических периодов историко-научного генезиса. История и методология науки занимается вопросами исторических типов научной рациональности, структуры, форм и методов научного познания, их эволюции и многими другими.
В число требований, предъявляемых к специалисту с высшим образованием сегодня, входит формирование научно-технической и гуманитарной культуры, что обусловлено, в том числе, знанием истории и перспектив развития науки и техники в условиях современной техногенной цивилизации, её эволюции. Эти вопросы являются ключевыми для понимания генезиса мировой и российской цивилизации, глобального характера основных проблем современности и перспектив их возможного решения. Знакомство с основными философскими аспектами науки, а также отдельных областей конкретно-научных дисциплин направлено на взаимодействие научно-технических, социальных и этических проблем, без которого немыслимо дальнейшее развитие современной науки и техники. Изучение курса «История и философия науки» призвано способствовать расширению общей эрудированности, развитию теоретического мышления и творчества, обогащению культуры и научного мировоззрении личности и профессионала.
Методологическую основу курса составили философские принципы развития и системности, исторический и логический подходы, а также дисциплинарные принципы биологии, химии, фармации, медицины, технических и гуманитарных наук. К числу оснований курса относятся такие методологические принципы, как принципы историзма, детерминизма, системности и другие, составляющие общий методологический фундамент теории научного исследования и использования научных открытий в практической деятельности.
Библиографическая ссылка
Воробьева С.А., Завершинская Н.А., Патласов С.А., Неронов А.В., Неронова М.Ю., Игнатов А.В. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ» (ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ АСПИРАНТОВ) // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 9. – С. 7-8;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4154 (дата обращения: 23.11.2024).