Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,839

ПАРОДОНТОЛОГИЯ (УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ)

Бритова А.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого)

Учебное пособие «Пародонтология» составлено в соответствии с Федеральной государственной образовательной программой обучения (2011 г.) по специальности «Стоматология» для студентов и преподавателей стоматологического факультета вузов. Учебное пособие является руководством для подготовки студентов к практическим занятиям, лекциям, самостоятельной работе, зачетам, контроля знаний при решении тестовых заданий, экзаменам, производственной практике по терапевтической стоматологии. Структура учебного пособия: оглавление, введение с указанием цели издания, критериев оценки знаний студентов, компетенции (знать, уметь), тематический план практических занятий и самостоятельной работы студентов, изложение тем практических занятий в соответствии с тематическим планом по главам, ситуационные задания, примерные вопросы к зачёту и экзамену, тестовые задания с эталонами ответов, рецепты, электив, список рекомендуемой основной и дополнительной литературы. Раздеы классификации болезней пародонта, методы исследования больных, протоколы обследования и комплексного лечения изложены с учётом новых научных достижений в теории и практике пародонтологии.

В учебное пособие включены разделы, такие как понятие о пародонтальном комплексе, клинические аспекты морфологии и физиологии пародонта. Классификации заболеваний пародонта: Международная классификация болезней пародонта МКБ-10, 1997; Классификация Всесоюзного научного стоматологического общества (1983, г. Ереван); Классификация I Интернационального пародонтологического съезда (США, Иллинойс, 1999).

Обследование больных с заболеваниями пародонта включает основные и дополнительные методы, оценку общего состояния пациента, состояния зубов, дёсен, рецессии десны, фуркационных дефектов, индексную оценку состояния пародонта и гигиены полости рта.

Дополнительные, функциональные и специальные методы обследования больных: забор материала для микробиологического исследования, функциональные методы, лучевую диагностику. Акцентируется внимание на ведении документации и заполнении одонтопародонтограммы.

Освещаются этиология, патогенез и патологическая анатомия воспалительных форм заболеваний пародонта, пародонтоза и идиопатических поражений пародонта. Роль пародонтопатогенной микрофлоры, состояния иммунной системы, роль личной гигиены полости рта, сопутствующих заболеваний, а также травматической окклюзии, местных травматических факторов.

Дана клиника, диагностика, дифференциальная диагностика острых и хронических гингивитов: катарального, язвенного, гиперпластического, в том числе гингивита беременных, юношеского, при сахарном диабете, интоксикации организма солями тяжелых металлов (висмут, свинец, ртуть, золото, мышьяк), обострения хронических гингивитов. Гингивиты рассматриваются как начальная стадия пародонтита.

Даны клиника, диагностика, дифференциальная диагностика пародонтита локализованного, генерализованного и агрессивных форм пародонтита. Описаны особенности клинических проявлений идиопатических заболеваний пародонта (пародонтолиз). Результаты обследования доводятся до сведения пациентов.

Лечение больных с заболеваниями пародонта базируется на общих медицинских принципах комплексного лечения. Проводится консилиум стоматологов терапевта, хирурга, ортопеда, ортодонта, консультации физиотерапевта, рентгенолога, эндокринолога, гематолога и других специалистов по показаниям. Составляется согласованный с пациентом протокол лечения больного, включающий общую и местную терапию, физиотерапию, способы местной пародонтальной терапии.

Даётся характеристика групп лекарственных препаратов, назначаемых при фармакотерапии больных.

Уделяется внимание мотивации пациентов к лечению и индивидуальной гигиене полости рта, выбору предметов и средств гигиены в зависимости от диагноза и степени тяжести заболевания. Указываются приёмы профессиональной гигиены полости рта, методы удаления зубного налёта и камня: ручной метод, с использованием звука и ультразвука, химический метод, выбор метода удаления зубных отложений. Противопоказания к УЗ – скейлингу.

Дается протокол лечение больных с гингивитами: катаральным, язвенным, гипертрофическим отёчной и фиброзной формы; пародонтитом и пародонтозом в зависимости от степени тяжести заболевания, стадии развития болезни, общего состояния пациента, переносимости лекарств. Даны показания, противопоказания к методам вектор – терапии, фотодинамической терапии, фитотерапии, апитерапии, физиотерапии в комплексном лечении больных. А также нетрадиционные методы лечения (иглоукалывание). Лазерная пунктура. Назначается поддерживающая терапия после лечения.

Хирургические методы лечения больных с пародонтитом. Показания, противопоказания, техника выполнения: кюретаж, гингивотомия, гингивэктомия, лоскутные операции, операции коррегирующие край десны. Лоскутные операции с применением средств, стимулирующих репаративную регенерацию тканей пародонта и введение имплантатов.

Операции по устранению рецессии десны и закрытию фуркационных дефектов. Мукогингивальная хирургия, коррекция положения уздечек губ и языка. Вестибулопластика. Направленная тканевая регенерация. Применение мембран. Остеопластические материалы.

Лечение больных с пародонтитом при неотложных состояниях: пародонтальный абсцесс, нагноение пародонтальной кисты. Периимплантит. Особенности лечения больных с агрессивными формами заболеваний пародонта.

Лечение больных с пародонтозом. Хирургические методы лечения рецессии десны.

Ортопедические методы лечения больных с пародонтитом: методы лечения травматической окклюзии (функциональное пришлифовывание зубов).

Шинирование подвижных зубов. Временное, полупостоянное (арматурное) шинирование. Постоянное шинирование. Шины съёмные и несъёмные. Адгезивное шинирование подвижных зубов.

Профилактика заболеваний пародонта. Даются рекомендации больному и проводится диспансеризация больных.


Библиографическая ссылка

Бритова А.А. ПАРОДОНТОЛОГИЯ (УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ) // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 9. – С. 9-10;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4156 (дата обращения: 17.09.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074