Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

АЛГОРИТМ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА

Воронцова З.А. 1 Руженцев С.Е. 1
1 ГБОУ ВПО ВГМА им. Н.Н. Бурденко Минздрава России

В современных условиях, в обстановке перехода отечественной системы профессионального обучения на Болонские стандарты, значительно возрастает потребность в учебниках нового поколения, соответствующих мировым тенденциям развития образовательного процесса. Учебник нового поколения должен не только содержать определенную информацию учебно-образовательного характера, но и помочь учащимся в ее наилучшем осмыслении и запоминании, организовать процесс их самостоятельной подготовки, а также помочь в закреплении, тренинге пройденного материала и в организации контроля над уровнем усвоения материала учащимися, в организации контроля качества обучения.

Электронный учебник – это продукт образовательного характера, который может быть воспроизведен (использован) только с помощью средств информатики (в том числе и компьютера), соответствующий утвержденной программе обучения или программе, разработанной автором для предложенного курса, и имеющий принципиально новые черты, по сравнению с обычным учебником.

Электронный учебник помимо непосредственно учебной информации содержит еще и методическое обеспечение: тестовые задания и вопросы для самопроверки, словарь важнейших терминов, список литературы для самостоятельной работы студентов, а также схемы, таблицы и разнообразный иллюстративный материал. Все это позволяет воздействовать на все каналы восприятия информации у студентов, существенно усилить учебное воздействие на сознание учащихся. В перспективе это, в свою очередь, приведет к интенсификации учебного процесса, к его более рациональной и эффективной организации, к быстрому и широкому распространению компетентности на глобальном уровне.

В силу своей сравнительной дешевизны и технологической доступности электронный учебник может оперативнее обновляться и издаваться. Электронный учебник легко адаптировать под профиль вуза или специальности, под особенности аудитории. Электронный учебник предполагает широкое использование различных способов наглядности и доступности динамичного изложения и поэтому содержание легче усваивается и прочнее запоминается учащимися. Все это делает электронный учебник максимально эффективным и демократичным.

Можно выделить следующие возможные основные виды электронного учебника:

  1. На основе архивированных файлов по типу электронных библиотек.
  2. Аудио-книга.
  3. Через гипертекстовые ссылки в формате HTML.
  4. Исполняемого мультимедийного файла с комплексным оснащением.

Как представляется, всем потенциальным возможностям электронного учебника в наибольшей мере соответствует последний вариант. Только он сочетает информационную насыщенность с максимальной наглядностью, доступность изготовления и мультимедийные средства для установления диалога со студентами. Все остальные варианты отличаются односторонностью и слабыми диалогическими возможностями.

Процесс создания электронных вариантов учебников еще окончательно не устоялся. Однако, тенденции развития последних нескольких лет уже позволяют прийти к определенным рекомендациям. Как известно из практики, электронный учебник не должен повторять свои печатные аналоги. Уникальность электронного учебника в том, что он может опираться одновременно на рисунки и схемы, аудио-и видео-иллюстрации. С самого начала следует разработать определенный стандарт электронного учебника. Этот стандарт обязан быть емким и гибким, пригодным для всех учебных курсов и специальностей. Соответственно, необходим определенный ассортимент, стандарт перечня базовых компонентов, содержащий обложку, титульный экран, оглавление, аннотацию, полное изложение материала, основную и дополнительную литературу, систему проверки знаний, систему рубежного контроля, функцию поиска текстовых фрагментов, список авторов, словарь терминов, справочную систему по работе с управляющими элементами электронного учебника, систему управления работой с учебником, а также необходимые иллюстрации, рисунки и схемы.

Таким образом, использование различных мультимедийных возможностей позволит наглядно и динамично отразить определенные процессы, осуществить анимационное моделирование, контекстные подсказки, заложить сценарий самостоятельной работы студента. К сожалению, это не решает проблему обратной связи студента с преподавателем, однако подобный технологический подход способен упростить задачу самостоятельного усвоения минимума знаний.

Разработка электронного учебника – длительный процесс, требующий, по большому счету, профессиональных совместных усилий нескольких авторов на основе сочетания литературных способностей, умения компьютерного программирования, дизайнерского таланта. Например, 2D или 3D-анимация, видеомонтаж или дикторское озвучивание, как и многие другие вопросы, требуют специфических знаний и умений. Прежде всего необходимо определить программу на основе которой должна осуществляться разработка проекта. Таковой стала программа Help & Manual, которая позволяет без лишних манипуляций сосредоточиться на проектировании и создании руководства.


Библиографическая ссылка

Воронцова З.А., Руженцев С.Е. АЛГОРИТМ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 9. – С. 10-11;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4157 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674