Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

РАБОЧИЙ ДНЕВНИК ПРАКТИКИ (УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ)

Вараксин В.Н. 1 Ефремова О.И. 1
1 ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт имени А.П. Чехова»
1. Ефремова О.И., Вараксин В.Н. Педагогическая практика: учебно-методическое пособие. – Таганрог: Нюанс, 2009. – 174 с.

Учебно-методическое пособие «Рабочий дневник практики», подготовлено в виде одного из инновационных направлений, выбранных при организации и проведении учебных и производственной практик для студентов высших учебных заведений по направлению подготовки 050400.62 психолого-педагогическое образование профиль «Психология образования».

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования третьего поколения по специальности 050400.62 «Психолого-педагогическое образование» (квалификация «Психология образования») выдвигает определенные требования к организации и проведению практик. Все виды практики по названной специальности подготовлены для ознакомления студентов с важнейшими видами и средствами психолого-педагогической и социально-педагогической деятельности с детьми, подростками, как в школе, так и в семье. Практика предусматривает также развитие личностных, профессионально значимых качеств у студентов, будущих психологов образования: готовит к восприятию себя и других, к эмпатии, положительному самовосприятию.

В учебно-методическом пособии представлены основные виды бланков отчётной документации, также пособие рекомендует ряд форм учебной и практической деятельности, с помощью которых у студентов-практикантов происходит накопление необходимых профессиональных психолого-педагогических навыков и компетенций в период совместной деятельности в учреждениях различного типа и с детьми разного возраста.

Различные виды практик, в которых студенты пребывают в период обучения, необходимы для того, чтобы они могли использовать знания, умения и навыки, формируемые в процессе изучения дисциплин профессионального цикла их базовой части, расположенной в теоретической составляющей дисциплины.

Система студенческих учебных и производственной практик в соответствии с «Требованиями к содержанию и организации практики» по специальности «Психология образования» (степень бакалавр) включает разнообразный набор заданий в процессе выполнения, которых приобретаются необходимые профессиональные навыки будущих психологов образования.

Выполняя задания практики, студенты совместно с методистами выполняют первоначальные задачи научных исследований, заключающихся в проведении рекомендованных диагностических методик, результаты исследования студенты используют для своих курсовых и дипломных работ.

Учитывая, что предлагаемая студентам практическая деятельность имеет различную направленность и осуществляется в различных типах социальных и образовательных учреждениях, её содержательная часть соответствует именно той направленности и тому типу социального или образовательного учреждения, в котором проходят практику студенты.

Например, особенность учебной практики заключается в социально-психологической направленности, которая по своей сути констатирует факт знакомства с комплексом процесса психолого-педагогического образования и методиками по изучению личности учащегося в учебном коллективе. Как правило, учебный коллектив отличается быстрым развёртыванием межличностного познания и развитием взаимопонимания.

Студенты-практиканты, используя методические рекомендации «Рабочего блокнота практики», предлагающие разнообразные формы и методы как индивидуальной, так и коллективной работы, изучают их с целью создания многообразия в разностороннем выявлении свойств и качеств личности исследуемого. Вариативная насыщенность жизнедеятельности в школьных и детских коллективах проявляется в разнообразных воспитательных ситуациях, запланированных или ситуативных.

Общение с детскими и ученическими коллективами, осуществляемое в образовательных учреждениях различного типа позволяет использовать студентам-практикантам «субъект-субъектный» характер взаимодействия, что в свою очередь создаёт благоприятные возможности для развития самостоятельности и инициативы, а студенты, пребывая в такой атмосфере, приобретают профессиональный навык так необходимый им для становления в профессии.

Психолого-педагогическая практика проводится в соответствии с программой, принятой выпускающей кафедрой и утверждённой деканом факультета. Начинается она учебной двухнедельной практикой, в школах, дошкольных учреждениях, социальных учреждениях различного типа, педагогических училищах, колледжах, центрах психолого-педагогической помощи.

Содержательная часть учебных и производственных практик имеет вид комплексного характера. В процессе теоретического изучения материала происходит соединение теории с практикой, интегрируются знания о ребёнке, подростке, юноше. Разграничиваются требования к детскому, ученическому коллективам и личности. Даются основные знания о педагогическом коллективе и психолого-педагогической сущности образовательного процесса. По своим базовым характеристикам все виды практик подразделяются на адаптивную, моделирующую и комплексную. Адаптивная практика заключается в получении студентами представления об общих свойствах объектов практики. Моделирующая практика даёт возможность овладеть процессуальной готовностью к выполнению тех или иных видов психолого-педагогической деятельности. Комплексная практика позволяет реализовать её в системе, полученных знаний и умений.

Каждый студент перед выходом на практику получает набор необходимых методик для проведения психолого-педагогических исследований, которые впоследствии станут основой курсовых и дипломных работ. Преподаватели кафедры педагогики и психологии личности при подготовке методических рекомендаций придерживаются основного принципа – сформировать профессиональные навыки и умения через создание успешной психолого-педагогической среды в местах прохождения производственной практики. С этой целью осуществляется договорные обязательства с учреждениями, на которых студенты будут практиковаться, они становятся базовыми, с ними постоянно поддерживается связь, ведущие сотрудники этих учреждений проводят встречи со студентами, а заключительным этапом подготовки к выходу на практику является организационный сбор на территории этих базовых площадок.

Таким образом, «Рабочий блокнот практики», является не только методическим руководством, но и «блокнотом» в котором фиксируются все значимые моменты проведённых диагностик, консультаций и наблюдений, с помощью полученных результатов наблюдений студенты расширяют свои исследовательские умения и оттачивают профессиональные навыки.

Пособие предназначено для руководителей и методистов, учебных и производственных практик, имеющих психолого-педагогическую направленность, для студентов, педагогов-психологов, социальных работников.


Библиографическая ссылка

Вараксин В.Н., Ефремова О.И. РАБОЧИЙ ДНЕВНИК ПРАКТИКИ (УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ) // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 9. – С. 14-16;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4162 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674