В сложных условиях развития современной России будущее страны в значительной мере зависит от прогресса системы образования в целом, образовательного учреждения в частности. Реформирование образования в соответствии с передовыми мировыми и отечественными тенденциями в развитии образовательного учреждения делает особо актуальной проблему подготовки учителя нового типа и значительного роста профессионализма всех педагогических кадров. Следовательно, сохранение и совершенствование интеллектуального, квалификационного и творческого потенциала педагогических кадров в условиях образовательного учреждения, становится необходимым условием обеспечения эффективности образовательного процесса как ресурса стратегического назначения. Кроме того, в настоящее время образовательное учреждение вступило в новый этап экономических отношений, где не последнюю роль играют методы материального стимулирования, дифференцированный подход к оплате труда педагогических работников. Возросла роль гуманизации и демократизации организационно – педагогической деятельности руководителя образовательного учреждения. Все это предопределяет необходимость более квалифицированного изучения и оценку труда педагога.
При создании и совершенствовании системы управления образовательным учреждением возникает необходимость в улучшении качества потоков информации о состоянии как самого механизма управления образовательным учреждением, так и об основных образовательных процессах, о жизнеобеспечивающих показателях различных направлений деятельности образовательного учреждения. Для достижения эффективности управления и функционирования образовательного учреждения необходимо создание экспертной системы, дающей достоверную и точную информацию о деятельности всех подсистем, причем основанную не на субъективных толкованиях, а на объективных научно обоснованных данных. В содержание информации должны входить самые разнообразные данные: от составления учебного расписания и до плана общих рекомендаций, определяющих направление, качество и способы подготовки специалиста. В результате управленец должен получить стратегическую и тактическую информацию, обеспечивающую технологичность и вариативность процесса управления.
Способом подобной комплексной интегральной оценки эффективности является мониторинг.
Исходя из вышеизложенного, целью учебного пособия является: исследование мониторинга как явления, определение его существенных характеристик, роли в педагогической теории и практике.
Отсюда, возникает потребность в исследовании дефиниции, в рассмотрении мониторинга как явления на более высоком методологическом уровне, а, после выявления сущностных характеристик, экстраполяции их в область гуманитарных наук и в педагогическую науку, в частности.
Задачи учебного пособия:
- Определить сущность мониторинга как междисциплинарного понятия.
- Дать характеристику мониторинговых исследований в сфере гуманитарных наук.
- Обосновать современные проблемы мониторинга в различных сферах деятельности.
- Рассмотреть генезис развития понятия «педагогический мониторинг» в сфере образования.
- Рассмотреть мониторинг как самостоятельное звено в управлении образовательным процессом.
Материалы учебного пособия могут быть использованы студентами, обучающимися по направлению 050100 «Педагогическое образование», руководителями образовательных учреждений, методическими службами учреждений общего образования при решении задач, связанных с получением информации о ходе и результатах образовательного процесса в образовательном учреждении, что позволит выбирать методы управления педагогическим коллективом, адекватные новому типу образовательных задач; проводить самоаттестацию образовательных учреждений.
Библиографическая ссылка
Фоменко С.Л. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ (УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ) // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 9. – С. 22-23;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4169 (дата обращения: 21.11.2024).