Современный руководитель сети учреждений социально-культурной сферы, наряду с прочными знаниями основ классического менеджмента, должен владеть и уметь управлять действующими технологическими процессами социально-культурной деятельности.
Настоящее пособие призвано стать дополнительным источником изучения вопросов социокультурного управления при освоении учебной дисциплины «Технологии менеджмента социально-культурной деятельности» студентам, обучающимся по направлению подготовки (специальности) 071800 «Социально-культурная деятельность», профиля подготовки «Менеджмент социально-культурной деятельности», квалификации (степени) выпускника «бакалавр».
Основная цель учебного пособия в контексте изучения дисциплины – сформировать у студентов знания, умения и навыки управления социокультурными процессами, позволяющие на практике осуществлять организационно-управленческую деятельность в условиях учреждений социально-культурной сферы.
Задачи дисциплины: изучить особенности финансирования сферы культуры; научиться использовать на практике технологии предпринимательства и экономического обеспечения в социально-культурной сфере; рассмотреть технологии управления персоналом в социокультурном учреждении; раскрыть значимость системы подготовки и повышения квалификации работников сферы культуры и искусства.
Рассматривая место дисциплины в структуре основной образовательной программы, данный курс, являясь основным в системе дисциплин профилизации «Менеджмент социально-культурной деятельности», продолжает знания, полученные в ходе освоения учебных предметов «Основы менеджмента социально-культурной деятельности», «Ресурсная база социально-культурной деятельности», «Технологические практикумы СКД» и др., находя своевременное применение в реализации специальных управленческих заданий (проектов) в процессе производственной, преддипломной практиках. Учебная дисциплина «Технологии менеджмента социально-культурной деятельности» включает изучение теоретико-практических вопросов, таких как: «Система финансирования в сфере куьтуры», «Технологии предпринимательства и экономического обеспечения в социально-культурной сфере», «Технологии управления персоналом в социокультурных учреждениях», «Механизм профессиональной подготовки менеджеров социально-культурной деятельности» и др.
Учебное пособие построено с учетом технологии модульного обучения, имеющее структуру с содержанием лекционного курса, целевую установку, план, список литературы и вопросы для самоконтроля, задания для самостоятельной и практической работы, правильно ответив на которые, студент должен в итоге продемонстрировать успешное освоение компетенций:
– способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность (ОК-4);
– умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
– готовность к реализации технологий менеджмента и маркетинга в сфере социально-культурной деятельности (ПК-9);
– способность осуществлять финансово-экономическую и хозяйственную деятельность учреждений культуры, учреждений и организаций индустрии досуга и рекреации (ПК-10);
– готовность использовать правовые и нормативные документы в работе учреждений культуры, общественных организаций и объединений граждан, реализующих их права на доступ к культурным ценностям и участие в культурной жизни страны (ПК-11);
– готовность к организации творческо-производственной деятельности работников учреждений культуры (ПК-12);
– готовность к осуществлению технологий менеджмента и продюсирования концертов, фестивалей, конкурсов, смотров, праздников и других форм массовой социально-культурной деятельности (ПК-13).
Особенностью учебного пособия является то, что его материал основывается на базовом принципе сближения социальных, культурологических наук, изучении социокультурной теории, практического опыта и социокультурных технологий управления, теории и практики рынка, маркетинга и менеджмента, современной культурной и социальной политики и механизмов их реализации в условиях формирования новой государственности, рынка, становления гражданского общества. Оригинальность авторского подхода в преподавании курса заключается в проведении практических занятий с использованием практико-ориентированных технологий.
Актуальность и значимость настоящего пособия достаточно очевидна, поскольку специалистам социокультурной деятельности необходимо знать основные технологии менеджмента в учреждениях социально-культурной сферы; уметь работать в команде; разрабатывать цели и приоритеты творческо-производственной деятельности учреждений культуры, реализующих социально-культурные технологии (культурно-просветительные, культуроохранные, культурно-досуговые, рекреативные); владеть навыками управления деятельностью учреждений клубного типа (дома культуры; культурные центры; информационно-методические центры). И от того, насколько менеджер социально-культурного профиля будет мастерски владеть технологией социокультурного менеджмента, будет зависеть успешность его как руководителя-профессионала.
Библиографическая ссылка
Нужнова Н.М. ТЕХНОЛОГИИ МЕНЕДЖМЕНТА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ) // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 9. – С. 55-56;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4198 (дата обращения: 10.11.2024).