Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

НЕОБХОДИМОСТЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОССИЙСКОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ РАМКАХ

Гадзаова Л.П. 1
1 ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова»
В статье представлен краткий авторский взгляд на некоторые проблемы , связанные с преобразованиями в высшей школе, о снижении авторитета отечественной гуманитарной науки и трудностях трудоустройства выпускников вузов.
авторитет отечественного образования
интеллектуальные ресурсы
качество квалификации
различные культуры
гуманистический потенциал
межкультурная компетентность
1. Гуреев М.В. Круглый стол «Качество национального человеческого капитала как ключевой фактор конкурентоспособности России. Роль и место высшего образования и науки», 10 апреля 2013 г., 16.15 – 18.00. – http://www.mief-tek.com/821.php.
2. Стивен П. Хейнеман Глобальные проблемы высшего образования. Социальная сплоченность. (Часть 2). – http://www.foreignworld.net/global_education1.php.

Неоспоримым фактом надо признать, что развал великой страны СССР привел к появлению неизбежной отчужденности между населяющими ее соседними народами. Факт и то, что молодому поколению нет больше смысла бунтовать против существующей системы, т.к. мы перешли к основам рыночной экономики, при которой уже живем, и факт, что нет другого альтернативного пути, по крайней мере, никто не предложил, который был бы опробован в реальном мире.

После серьезных корректур не оправдавших себя туманных долгосрочных национальных проектов, усилия должны быть сосредоточены, на наш взгляд, и как диктует создавшееся положение, прежде всего, на развитие таких чувствительных сферах, как образование и научные исследования, с тем, чтобы в рамках международной конкуренции подстегнуть их эффективное функционирование, экономический рост и повысить инвестиционную привлекательность России; увеличить внутренний спрос на интеллектуальные ресурсы и инвестиции в них; ускорить трудоустройство безработных выпускников и сделать рынок труда в целом более гибким: обрести возможность занимать достойное место в цивилизованном мире в сфере высшего образования.

Наша страна богата интеллектуальными ресурсами и нет оснований, на наш взгляд, бояться преобразований, что имеет место в общественном мнении.. Однако, реформы в данных сферах даются нелегко, на фоне рекламируемого государственными органами власти всеобщего подъема благосостояния и уровня жизни работников образования, необоснованных обещаний реальных доходов в будущем ,– обратное воздействие падающих темпов экономического роста ощутимо и это серьезно; и, наконец, требуются огромные усилия для приобретения потерянного доверия научной общественности к власти и патриотической целеустремленности для того, чтобы поднять авторитет отечественной гуманитарной науки и образовательной системы в целом, чтобы снова вывести страну вперед, укрепить статус социального государства и, благодаря большей гибкости на рынке труда, улучшить обещанные властью шансы обеспечить работой 25 млн. безработных.

Несомненно, как нам представляется, должна быть общественная дискуссия и свое организованное выражение в ней должен найти принцип консенсуса, т.к. в нашем обществе, еще довольно крепкие корни имеет, у педагогов в том числе, вера в особое преимущество в прошлом советской системы образования и воспитания. Возможно, можно привести веские аргументы, которые могли бы это объяснить: именитые ученые, признанные во всем мире; мощная военная экономика, космос и т.д. и невиданный патриотизм, любовь к Родине и интернационализм, гуманность и чувство справедливости.

Соблюдение этих нравственных норм и стремление к ним беспрекословно объединяло различные культуры большой, многонациональной страны и создало беспримерную эпоху торжества гуманистической идеи. Но содержание ее настолько спорно, что всякое утверждение истины оказывается под подозрением: не скрывается ли за ним превознесение тоталитарных интересов, извращенное понятие равенства. Хотя нельзя отрицать: При советском строе, надо оговориться, часто призрачно, все было предусмотрено за граждан: существовали правила, которые лучше всего следовало соблюдать; тогда ожидала прекрасная жизнь, застрахованная от всех рисков. Бесплатное, достаточно качественное всеобщее образование гарантировало карьерный рост. Послевузовское распределение даже нерадивым студентам обеспечивало работу по специальности. И надо сказать, довольно редки были открепления от полученного распределения, получались бесплатные или льготные квартиры и жизнь строилась.

Сейчас ничто больше не поддается планированию или прогнозу. Сегодняшнее студенчество получает образование и остается непривычно один со своей жизнью, не застрахованной даже от частичных рисков. Качество его квалификации и образования могут кое-что значить, но не обязательно. Многое, как это ни парадоксально звучит при полной демократической свободе, решает его величество Случай. Наша страна полна решимости осуществить пакет реформ, в том числе и в системе образования, делая ставку на гибкость государственных структур и бесконечное терпение людей.

Важные задачи вытекают из того факта, что всемирные процессы глобализации влекут за собой комплекс шансов и рисков, который хотя и дает положительное коллективное сальдо, но ударяет по незащищенным слоям населения, а системе образования приходится отвечать на многие вопросы: о сокращающихся инвестициях в молодежь (школы, вузы, наука), крайне низкой оплачиваемости интеллектуального труда, физическом и психическом здоровье молодежи, экологической безопасности; правовой, культурной, научной инфраструктуре, технологий будущего и т.д.

Поскольку время не терпит и ошибок не прощает, нашим вузам следовало бы активнее включиться в конкурентную борьбу за более хороших студентов и профессоров, за толерантность (забытую интернациональность), т.к. из рядов студентов, интересующихся знанием, формируется молодая элита в науке, экономике и политике. Советская высшая школа не предусматривала никакого консенсуса в плане необходимых реформ, включая соревновательность, автономию, оценок эффективности: централизованность, изолированность от мировой науки, прикованность к советской системе экономики. Становится очевидным, что академическая изоляция наносит вред, уже нанесла, развитию передовых технологий в нашей стране. Для университетских традиций современная международная мобильность и признание полученных в результате обучения знаний, это – неоценимый вклад в развитие отечественной науки, эффективный и выгодный инструмент качественной реформы высшей школы, т.к. в этой ситуации выиграет тот, кто предлагает и обосновывает свое видение будущего, идет на компромисс, видит новые решения.

Бесспорно, что вуз должен готовить студентов к тому, чтобы быть на уровне квалификационных требований, предъявляемых технической цивилизацией, а также серьезное внимание уделить реализации проектов нравственного воспитания молодых людей. Иначе следует ожидать как несостоятельности в их профессиональной карьере, так и углубления и так затянувшегося кризиса в нашем обществе в данных сферах, т.к. процесс интеграции в мировое общественное развитие больше проходит в русле иных ценностных представлений, связанных с будущим, а они, по большому счету определяют структуру общества.

Нельзя не отметить как факт, что наша Конституция признает за каждым право на свободный доступ к образованию и профессиональному обучению, независимо от национальной принадлежности. Заинтересованность в хорошей профессиональной карьере и рациональное ее планирование, чувство ответственности, готовность к риску, способность к инновациям, дисциплинированность и принципиальная толерантность стали играть определяющую роль при выборе профессии. Студенты все больше убеждаются, что только добросовестная учеба, коммуникабельность, знание иностранных языков и межкультурная компетентность дают возможность получить интересную и перспективную работу. «Мы прекрасно понимаем, что степень культурности человека не может быть соотнесена только с интеллектуальными проявлениями… Хотелось бы подчеркнуть приоритетность разработки именно той тематики, которая касается четкого определения гуманистической направленности высшего образования [1].

Культурные различия среди студенчества в пределах разных республик и субъектов и даже одного вуза (учитывая многонациональность), не повод для конкуренции и выделения лиц инокультурной (часто слышим: кавказкой национальности): кто – осетин, а кто – чеченец, кто – русский и т.д., потому что их объединяет слишком многое и самое главное – молодость, стремление к знаниям, желание жить в мире и согласии, иметь приличную работу. «Сейчас становится все более очевидным, что высшее образование играет уникальная роль в обеспечении социальной сплоченности нации, но эта роль может быть либо негативной, когда поощряется непрофессиональное поведение, либо позитивной, когда соблюдаются международные стандарты поведения» [2].

Гуманистический потенциал нашего общества не исчерпан, а знания и образованность помогут ориентироваться в сложностях современного мира, хорошо подготовиться к интернационализации современных слишком национализированных жизненных условий. И задача вуза: научить студентов вырабатывать в себе самостоятельное, рациональное отношение к труду, любознательное отношение вообще к знаниям, бережное отношение вообще к экологии, уважительное отношение вообще к людям и культуре. Только тогда, по нашему убеждению, у них есть шанс обрести ту ценностную интеллектуально-нравственную компетентность, которая им нужна как гражданам правовой, социальной, демократической страны. Только тогда они научатся тому, как в контексте общечеловеческих гражданских прав и свобод, нравственных ценностей, самостоятельно следовать также и своим национальным интересам и убеждениям; приобретут навыки поведения не в традиционных для них, а в современных социальных рамках.


Библиографическая ссылка

Гадзаова Л.П. НЕОБХОДИМОСТЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОССИЙСКОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ РАМКАХ // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 10-2. – С. 180-182;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4206 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674