Проблемное поле социологии в разрезе изучения общественных феноменов содержательно включает в себя исследования явлений, происходящих в молодежной среде, являющейся наиболее активной, прогрессивной и динамично развивающейся частью любого социума.
Исходя из сформулированной тематики, допустимым представляется следующим образом сформулировать цель данной работы: осуществление некоторого сущностного теоретического анализа сложившейся системы институциональной организации детских и молодежных организаций в контексте динамики современного этапа трансформационного развития российского общества.
Таким образом, в ходе написания работы рассмотрим означенные вопросы, определим имеющиеся тенденции, сделаем ряд общих выводов на основании некоторого проведенного анализа.
Теоретико-методологический характер работы и специфика очерченной проблематики определили круг научных источников и перечень используемой литературы. Рассмотрение тематики работы основано на обращении к нормативно-правовым актам и документам, разнообразные теоретические аспекты освещены, основываясь на существенном комплексе литературных научных источников: книг и монографий. Помимо этого работа содержит определенную совокупность статистических данных, полученных при обращении к информационно-статистической базе.
Для максимизации степени временной актуальности представленных в работе данных были использованы статьи и публикации периодической печати, а также информация, находящаяся в открытом доступе интернет-ресурсов.
С точки зрения методологии, при рассмотрении очерченной проблематики целесообразно применять такие методы как анализ, синтез, индукцию, группировку. Помимо этого в работе были применены сравнительный и сопоставительный методы эмпирического исследования. В качестве теоретических основ определим комплекс научных и литературных источников, затрагивающих аспекты темы работы, что в сочетании с фактологической и библиографической базой формируют целостную многоаспектную основу работы.
Что есть молодежные объединения?
В самом общем виде данный феномен можно определить как обособленное сформированное социальное формирование, в рамках которого происходит – самостоятельное и добровольное – объединение представителей молодежи, молодых граждан для некоторой осуществляемой совместно деятельности, ориентированной, в конечном итоге, на комплексное и полноценное удовлетворение их социальных потребностей.
Де-факто, можно говорить о том, что молодежные объединения – формальные и неформальные – есть средство, институт и механизм социализации молодежи.
В качестве некоторого «вводного вектора», отметим, что современная молодежь живет в эпоху глобального информационного пространства, глобального общества, когда усложняются общественные связи, экономика, социальный сектор – образование, культура; когда нивелируются рамки между недозволенным и дозволенным, между допустимым и недопустимым.
При этом важность духовно-нравственного базиса, формирующегося именно в результате целенаправленного процесса воспитания обнаруживает тенденцию к постоянному возрастанию – ведь необходимо отвечать требованиям времени! – что определяет актуальность очерченного проблемно-дискуссионного поля данного доклада.
В эпоху постиндустриальную, эпоху информационного общества, образование есть феномен массовой культуры, детерминированный тем обстоятельством, что информация это уже не просто «совокупность данных, подлежащих переработке, систематизации и преобразованию», но сама по себе является собственно производительной силой, равной по значению труду, земле, капиталу, предпринимательскому таланту – всем производственным фактором.
Все вышесказанное обнаруживает принципиально новые подходы применительно к анализу процессов институционализации детских и молодежных объедений в современной России.
Отметим, что на сегодняшний день в стране функционируют около четырехсот двадцати семи тысяч тысяч молодежных и детских общественных организаций (формализованных: международных, общероссийских, межрегиональных, региональных, местных).
Современным (и относительно устойчивым на протяжении длительного периода времени) трендом при рассмотрении динамики в сфере институционализации молодежных движений справедливо назвать тот факт, что все протекающие в рассматриваемой сфере процессы демонополизированы (как де-юре, так и де-факто), имеет место вариативной распределение направленности деятельности каждой конкретной организации, что детерминировано сложившимся разнообразием форм и механизмов реализуемых программ и проектов.
Институционализация детских и молодежных объединений в современных условиях детерминирован неравномерностью их распределения по территории страны, когда большая их часть сконцентрирована в крупных экономических центрах (что представляется закономерным итогом процессов урбанизации), а также в столицах субъектов Российской Федерации.
Доминантным может быть назван тренд объединения общественных организаций в рамках региональных и межрегиональных союзов, ассоциаций, «круглых столов».
С 1992 года в России функционирует Национальный совет молодежных и детских объединений России, который сегодня справедливо определить как зонтичную структуру, специфический «механизм структурирования и управления» для сорок трех общероссийских и шести межрегиональных общественных организаций, а также для двадцати девяти координационных советов (круглых столов) молодежных и детских объединений регионов РФ [3].
В качестве первоочередной задачи Национального совета молодежных и детских организаций, в состав которого сегодня составляет большинство общероссийских и межрегиональных общественных организаций детей и молодежи, региональные ассоциации молодежных и детских объединений, справедливо определить всестороннее лоббирование – продвижение, поддержку – интересов молодежных организаций в их диалоге и взаимодействии с соответствующими государственным институционалиями в целях последовательного формирования в стране эффективной системы государственной молодежной политики, релевантной в средне- и долгосрочном временном горизонте.
Де-факто, сегодня именно Национальный Совет обнаруживается наиболее представительным органом молодежных и детских объединений в РФ.
Деятельность Национального Совета базируется, главным образом, на основе различного рода целевых проектов и инициатив членских организаций, при этом собственно сам Совет создан не для управления ими, но в целях консолидации усилий для достижения общей цели.
Успешная результативная деятельность членов ассоциации – как целевая установка Национального Совета молодежных и детских объединений России – детерминирована следующими доминантной важности направлениями деятельности:
1. реализация программ и проектов;
2. развитие молодежного и детского движения России;
3. осуществление международного всестороннего молодежного сотрудничества.
Национальный Совет молодежных и детских объединений России имеет важное международное значение в заданном разрезе, являясь, во-первых, наблюдателем при Экономическом и Социальном Совете ООН; во-вторых, полноправным членом Европейского Молодежного Форума; в-третьих, партнером Совета Европы в реализации молодежных программ в России; в-четвертых, учредителем Российско-Германского молодежного форума; и, наконец, в-пятых, участником Балтийского и Баренцево- Евроарктического молодежного сотрудничества.
Отметим тот факт, что значимость формализованных молодежных движений представляется непреходящей в средне- и долгосрочном горизонте планирования: фигурально выражаясь «без молодежи» не может быть реализован ни один социально-значимый проект, ни одна целевая установка Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года (т.н. «Стратегия 2020»).
Цель разработки КДР-2020 состоит в определении путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (до 2020 года) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе.
В строгом соответствии с обоснованной целевой установкой сформулированы основные направления долгосрочного социально-экономического развития страны с учетом динамики предстоящего периода.
Подводя итог, сформулируем тезисно основные приоритеты и цели Стратегии 2020:
- Выход России на стандарты благосостояния развитых стран.
- Высокое качество и комфортные условия жизни населения.
- Благоприятная среда обитания человека.
- Изменение социальной структуры общества в пользу среднего класса, снижение экономической дифференциации населения и резкое сокращение бедности.
- Инновационное лидерство России в мире на основе передовых научно исследовательских разработок, высоких технологий и образовательных ус луг, формирование в России «экономики знаний».
- Лидерство России в поставках энергоресурсов на мировые рынки.
- Создание разветвленной транспортной сети, обеспечивающей высокую территориальную мобильность населения и глобальную конкурентоспособность России на рынках транспортных услуг.
- Лидерство России в интеграционных процессах на евразийском пространстве, ее превращение в один из глобальных центров мирохозяйственных связей, в том числе в качестве мирового финансового центра.
- Новая модель пространственного развития России на основе формирования новых территориальных центров роста и уменьшения масштабов регионального неравенства.
- Гарантированная реализация конституционных прав граждан, включая развитую систему демократических институтов, наличие эффективных механизмов правоприменения и системы обеспечения национальной безопасности.
Очевидно: без организованного соответствующими институционалиями молодежного движения выполнить ориентиры Стратегии-2020 едва ли возможно.
В чем важность молодеженных движений, в чем их суть в контексте актуальных реалий трансформирующегося российского общества? Каковы «базисы» духовно-нравственного воспитания молодежи, остающиеся актуальными в условиях быстро меняющегося современного «информационного общества»?
Выделим следующие аспекты:
1. непреходящее значение традиционных морально-нравственных ценностей для развития человека, общества, для будущего страны;
2. ориентация процесса духовно-нравственного воспитания на удовлетворение перспективных прогрессивных потребностей социума в системе нравственных ориентиров, объединяющих граждан;
3. необходимость самого деятельного участия органов соответствующих компетентных органов государственной власти в формировании демократических ценностей и нравственных ориентиров, поведенческих норм, а также необходимость постоянного воспрепятствования со стороны названных органов культивированию аморальных и девиантных форм поведения.
Обобщая, отметим: несмотря на все убыстряющиеся темпы общественного развития, на «компьютеризацию» социума, на становление в современной России де-факто общества «потребления и интернета», нельзя отрицать тот факт, что именно духовно-нравственное воспитание молодежи в конечном итоге определяет эффективность социально-экономического развития страны в средне- и долгосрочном горизонте планирования, являясь производной от эффективности социального, духовного развития личности, эффективности взаимодействия государственной власти и институтов гражданского общества.
Таким образом, можно говорить о том, что молодежные объединения есть элемент социализации молодых людей, инструмент нахождения ими собственно «своего» места в обществе, места, которое является адекватным и релевантным каждому конкретному индивиду.
Вместе с тем, данные процессы социализации могут быть детерминированы как формализованным, так и неформальным характером молодежного объединения. Говоря о формализованных – институционализировано оформленных – молодежных организациях отметим следующие аспекты.
Формализованное молодежное объединение – являясь социально значимым институтом, институтом социализации – непременным образом детерминировано следующим кругом характеристик и факторов.
Присутствие четко сформулированной ценностной парадигмы, некоторой «идеи», «ценности», достижение которых есть направление совместной деятельности молодых людей.
Членство в подобного рода организации есть дело добровольное, детерминированное механизмом «фиксации».
Данного рода организации обладает организационной самостоятельностью, внутренним сформированным механизмом самоуправления.
Имеет место процесс совместного социального действия и творчества молодых людей.
Иерархия организации и управления, имеет место определенным образом организованная структура.
Имеет место перечень установленных и определенных для каждого члена организации норм и правил поведения.
Наличие круга официальных организационных документов, к примеру, Положения, Устава и пр.
«Материально-техническим базисом» в контексте функционирования молодежных и детских общественных объединений являются учебные заведения всех типов и уровней, а также учреждения дополнительного воспитания и образования, клубы по месту жительства, центры и учреждения для молодежи и т.д.
Вторым – не менее важным в контексте очерченного проблемно-дискуссионного поля – видом молодежного объединения справедливо определить неформальные организации, т.н. «субкультуры».
В общем смысле понятие субкультуры можно определить как ограниченную определенными рамками часть общественной культуры, которая по ряду признаков коренным образом отличается от преобладающего в данном социуме образа и типа культуры на определенном этапе общественного развития. В более узком разрезе, субкультура представляет собой социальные группы, члены которых – носители субкультуры – объединены формализованными или неформализованными признаками.
Рассматривая молодежные субкультуры отметим, что они воспроизводятся молодыми людьми для молодых, она синкретична и, как правило, эзотерична по своей сути, а внутренние механизмы субкультуры понятны исключительно ограниченному кругу знающих и посвященных. Отметим при этом тот факт, что, несмотря на закрытый и элитарный характер молодежных субкультур, их функционирование в конечном итоге есть специфический способ социализации молодежи, ее «включение» в стандартные институтоалированные механизмы социума [5].
Субкультуры объединяют людей, схожих по своим вкусам и предпочтениям, которые не находят удовлетворения в принятии господствующих в социуме стандартов и ценностей. Стиль молодежной субкультуры не является только лишь внешним ее выражением, а, посредством своих ритуалов и знаковых форм, противопоставляется существующему моральному порядку и господствующей идеологии, являясь, таким образом, символической формой сопротивления членов общества, находящихся в диссонансе с общепринятой властной субординацией.
Таким образом, сформулируем некоторые тезисы.
Субкультура – есть частный случай культуры целостной общественной культуры, т.е. подкультура, характерными чертами которой является локальность, определённая степень замкнутости и закрытости.
Субкультура, за исключением среды маргинальных образований, в той или иной степени лояльна к основным ценностным ориентирам господствующей культуры. Ядром субкультуры является момент инаковости, непохожести ее членов их определенная самостоятельность и автономность в разрезе общественных устоев и норм.
Характерными чертами субкультуры как социального феномена являются следующие аспекты:
Особый, специфический, отличный (от принятого в данном социуме) стиль жизни, поведения, мировосприятия и мировоззрения участников группы.
Субкультура как социальное образование самостоятельно инспирирует уникальные ценностно-нормативные ориентиры, принятие и исполнение которых есть отличительная черта ее приверженцев.
В субкультуре в той или иной форме имеет место ядро, определенным образом оформившийся центр, являющийся источником генерации идей, воззрений, который, тем не менее, не формализован и не имеет жестких формальных рамок.
Подводя некоторый итог, отметим следующее.
Молодежные объединения – и формального, и неформального характера – есть механизм социализации, а, значит, и социального прогресса как такового.
Формальные моложенные объединения – есть некоторый «способ приобщения» молодежи к традиционным для данного социума ценностно-оценочным категориям, к устоям, к инспирированным и общепризнанным правилам.
Субкультуры – это неформальные организации, молодежные «тусовки» есть естественное явление: молодежь, противопоставляя себя устоявшимся общественным нормам и ценностным ориентирам, пытается выработать альтернативный путь морального, этического, социального развития.
Данный процесс, на мой взгляд, обусловлен самой сущностью молодости, когда существующее мироустройство кажется неправильным и несправедливым, а пути его изменения представляются очевидными и легко достижимыми.
Этот процесс исторически и социологически обусловлен, и, в некотором смысле, может быть назван в качестве фактора общественного прогресса, поскольку в рамках неформальных субкультур и молодежных тусовок происходит формирование новых идей, течений, подходов, которые впоследствии становятся общепринятыми и, согласно логике диалектического развития, в дальнейшем выступают в качестве объектов противопоставления, обеспечивая тем самым общественное развитие и социальный прогресс.
Заключение
В завершение отметим: процессы, происходящие на современном этапе институционализации детских и молодежных объединений (ее «формализованного компонента») детерминированы комплексной поддержкой государства, реализуемой в следующих формах:
Финансовая, материальная поддержка деятельности детских и молодежных общественных объединений, имеющих статус опорных центров по реализации программ по разным направлениям деятельности.
Информационная и научно-методическая поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений как совокупность процессов по разработке и реализации программ и проектов общественных организаций, включения общественных объединений в Федеральный реестр, имеющих государственной поддержкой.
Кадровая поддержка как последовательная деятельность в области стимулирования, развития, подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов по работе с молодежью.
Реализация общественной поддержки деятельности молодежных и детских общественных объединений, состоящая в совместной – органами исполнительной власти и молодежными, детскими общественными объединениями – совместных планов деятельности, программы мероприятий по различным направлениям государственной молодежной политики.
Библиографическая ссылка
Перонкова Е.Б. ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ДЕТСКИХ И МОЛОДЕЖНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ТРАНСФОРМИРУЮЩЕМСЯ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 10-2. – С. 443-447;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4268 (дата обращения: 03.12.2024).