Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

Жолдасбаева С.А. 1
1 АОО «НИШ» Центр педагогическогомастерства
Выявлены и конкретизированы структурные компоненты (ценностно-ориентировочный, информационно-когнитивный, коммуникативно-деятельностный) социокультурной компетенции у старшеклассников школы-интерната. Основными факторами, определившими выбор педагогических условий являются: содержание и особенности разработанной системы формирования социокультурной компетенции у старшеклассников школы-интерната; специфика обучения старшеклассников в школе-интернате; социальный заказ общества; положения системно-деятельностного, аксиологического и компетентностно-культурологического подходов; специфические принципы организации образовательного процесса: рефлексивности деятельности, актуализации витагенного опыта, интеграции, равнозначности традиций и творчества; авторский опыт работы в образовательном учреждении; результаты констатирующего этапа экспериментальной работы.
социокультурная компетенция
система
старшеклассник
школа-интернат
аксиологический
культурологический
деятельностный подходы.
1. Аверьянов, А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы [Текст] / А.Н. Аверьянов. – М.: Политиздат, 1985. – 263 с.
2. Берталанфи, Л. фон. Общая теория систем – критический обзор [Текст] / Л. фон Берталанфи // Исследования по общей теории систем. – М.: Прогресс, 1969. – С. 23-82.
3. Блауберг, И.В. Системный подход и системный анализ [Текст] / И.В. Блауберг, Э.М. Мирский, В.Н. Садовский // Системные исследования: ежегодник. – М.: Наука, 1982. – С. 51-64.
4. Гершунский, Б. С. Философия образования [Текст] / Б.С. Гершунский. – М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. – 432 с.
5. Давыдов, В.В. Виды обобщения в обучении (логико-психологические проблемы построения учебных предметов) [Текст] / В.В. Давылов. – М.: Педагогика, 1972. – 424 с.
6. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики [Текст] / Под ред. Н. Н. Тулькибаевой, Л. В. Трубайчук. – М.: Изд. дом «Восток», 2008. – 274 с.
7. Уварина Н.В. К вопросу о проявлении феномена творчества в процессе самоактуализации личности [Текст] // Вестник Южно-Уральского государственного Университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. 2006. № 16 (71). С160-169.
8. Шумакова О.А. Cущность и особенности базовой культуры взаимодействия психолога образования с родителями [Текст] // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2011. № 1. С. 149-151.
9. Юдин, Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: методические проблемы современной науки [Текст] / Э.Г. Юдин. – М.: Наука, 1978. – 391 с.

Исследуя процесс формирования социокультурной компетенции у старшеклассников школы-интерната, мы пришли к необходимости рассмотрения в качестве методологического основания совокупности трех теоретико-методологических подходов: системно-деятельностного, аксиологического и компетентностно-культурологического.

Выбор обозначенных подходов обусловлен следующей позицией: 1) в современной методологии отсутствует универсальный подход, что приводит к необходимости учитывать взаимосвязь существующих теоретико-методологических подходов; 2) для построения авторской системы (системный подход) и достижения определяемого результата в специальным образом организованной деятельности (деятельностный подход) необходимо применения системно-деятельностного подхода; 3) рассмотрение социальной стороны исследуемого феномена требует привлечения аксиологического подхода; 4) применение культурологического подхода обусловливает специфика предмета исследования; 5) необходимость получения в качестве результата сформированной компетенции (компетентностный подход).

Каждый из выбранных подходов имеет разный статус в нашем исследовании и выполняет определенную методологическую роль.

Системно-деятельностный подход выступает в качестве общенаучной основы исследования, при этом системный аспект обеспечивает комплексное рассмотрение изучаемого феномена, построение авторской педагогической системы как целостной совокупности элементов с определенными признаками. На ключевых принципах системного и деятельностного подходов нами осуществляется разработка авторской системы формирования социокультурной компетенции у старшеклассников школы-интерната, а также строится процесс исследования по решению изучаемой проблемы.

Аксиологический подход на уровне теоретико-методологической стратегии исследования обеспечивает нам выход за пределы построения системы, дает возможность выбора, дальнейшего обоснования принципов и условий, повышающих эффективность разработанной системы.

Компетентностно-культурологический подход имеет статус практико-ориентированной тактики исследования, что обеспечивает общие целевые установки и направления функционирования разрабатываемой системы, выявленных условий, а также позволяет рассмотреть компонентный состав социокультурной компетенции.

Таким образом, совокупность указанных подходов является необходимым и достаточным для решения поставленной перед нами исследовательской задачи. Выбранные подходы дополняют друг друга и для полноценного использования в рамках нашего исследования требуют дальнейшего рассмотрения.

Далее раскроем результат применения каждого из подходов к рассмотрению проблемы исследования.

Применяя системный подход, мы опираемся на философские работы А.Н. Аверьянова [1], Л. фон Берталанфи [2], И.В. Блауберга [3] и др., педагогические исследования Б.С. Гершунского [4] и др.

Под системным подходом понимается направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем [9]. При этом системность – одна из ключевых характеристик педагогических явлений и процессов.

В качестве рабочего определения примем следующее [6, с. 211]: «Система – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство». Соответственно мы рассматриваем систему формирования социокультурной компетенции у старшеклассников школы-интерната как множество элементов, взаимосвязанных друг с другом, образующих определенную целостность, единство.

Раскроем характеристику системного подхода как способа научного познания, опираясь на его основные положения [9].

Составляющие образовательного процесса могут быть представлены как некие педагогические системы. Понятие «педагогическая система» применяется преимущественно для обозначения вертикального среза педагогической деятельности в зависимости от рассматриваемого уровня образования.

Согласно принципу иерархичности, любая система представляет собой лишь один компонент макросистемы. Применительно к нашему исследованию: 1) формирование социокультурной компетенции старшеклассников – элемент макросистемы формирования общекультурных компетенций старшеклассников; 2) формирование социокультурной компетенции старшеклассников – часть процесса формирования компетентности личности; 3) среда, в которой происходит процесс формирования социокультурной компетенции старшеклассников, – образовательный процесс школы-интерната – рассматривается как система; 4) система образования школы-интерната является составной частью образования вообще.

Применительно к нашему исследованию: 1) внешним системообразующим фактором системы формирования социокультурной компетенции у старшеклассников школы-интерната является цель; 2) целостность обеспечивается наличием внутренних (связи различных направлений между компонентами системы) и внешних (взаимодействие с внешней средой) связей; 3) гибкость, динамичность, управляемость и вариативность позволяют разработанной системе быстро реагировать на изменения внешней среды и обеспечивать управление всеми компонентами системы; 4) эмерджентным свойством системы является сформированная социокультурная компетенция старшеклассников, представляющая собой системное образование, интегрирующая знания, умения, опыт и качества личности, необходимые для эффективной социализации в поликультурной среде.

Учет предельных возможностей системы. Система формирования социокультурной компетенции у старшеклассников школы-интерната обладает определенными ограничениями: результаты применения системы вряд ли выйдут за рамки ее возможностей, поскольку они зависят от ресурсов субъектов – возрастных особенностей старшеклассников.

Однако системный подход, обеспечивая общее направление научного познания, не раскрывает особенностей действующих субъектов разрабатываемой авторской системы. Это связано с тем, что уникальность феномена человека как субъекта деятельностисистемы формирования социокультурной компетенции у старшеклассников школы-интерната. В связи с этим, стремление преодолеть недостатки того или иного подхода и усилить его достоинства, привело к необходимости объединения подходов. В данном случае мы объединяем системный и деятельностный подходы.

В.В. Давыдов [5, с. 264] о возникновении понятия «деятельностный подход» пишет так: «Некоторые специалисты, считая не вполне адекватными положения той или иной конкретной теории деятельности, признают вместе с тем эвристическое значение этого понятия или отдельных составляющих деятельности (например, действия) и используют их в своих работах. В результате возникло представление о так называемом деятельностном подходе к изучению отдельных сторон поведения, и личности человека.

Рассмотрим основные положения деятельностного подхода.

Ведущая деятельность – деятельность, при реализации которой возникают и формируются основные психические новообразования человека. У старшеклассников определяющую роль в возникновении психических новообразований оказывают общение, коммуникативная и учебно-профессиональная деятельность.

Ведущим компонентом и этапом деятельности является ее цель. В системе формирования социокультурной компетенции у старшеклассников школы-интерната с позиций деятельности педагога цель заключается в определении тенденций развития учащихся, проявлении и формировании у них знаний, умений, опыта и качеств личности, необходимых для эффективной социализации в поликультурной среде.

В контексте деятельностного подхода учитель и учащийся – не просто исполнители, они – субъекты деятельности, посредством которой осуществляется формирование социокультурной компетенции у старшеклассников. Специфика деятельностного подхода заключается в преимущественной ориентации образовательного процесса на организацию различных видов взаимодействия субъектов.

Аспектом деятельностного подхода является взаимосвязь всех компонентов деятельности с рефлексией. «Рефлексия – это не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлектирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (связанные с познанием) представления» [7]. Соответственно, деятельностный подход позволяет определить рефлексивность как формируемое личностное качество, что не противоречит возрастным особенностям старшеклассников.

При наличии управляемости процесс формирования социокультурной компетенции старшеклассников можно рассматривать как деятельность, так как при ее структурном анализе обнаруживается присутствие всех соответствующих компонентов: 1) цель – внешний системообразующий фактор; 2) мотив – мотивационно-ценностная подсистема; 3) оптимальные для субъектов способы деятельности, выбор средств и способов достижения цели (организационно-управляющая, информационно-деятельностная и содержательно-технологическая подсистемы); 3) результат – социокультурная компетенция старшеклассников, в составе которой выявляетсякоммуникативно-деятельностный компонент; 4) рефлексия, оценка и коррекция результатов – диагностико-корректирующая подсистема.

Таким образом, системно-деятельностный подход интегрирует методологические возможности двух подходов: системного и деятельностного. Значение системно-деятельностного подхода состоит в том, что он позволяет представить формирование социокультурной компетенции у старшеклассников школы-интерната как целостную сложную систему, выделить ее системообразующие факторы.

В то же время системно-деятельностный подход не позволяет раскрыть содержание образовательного процесса, что для формирования социокультурной компетенции у старшеклассников школы-интерната имеет определяющее значение. Привлечение аксиологического подхода, на наш взгляд, позволяет нейтрализовать данный недостаток.

Аксиологический подход, выступая в исследовании в качестве теоретико-методологической стратегии, рассматривается в работах Д.А. Леонтьева, М.С. Кагана и др. Данный подход является ориентацией исследования, при которой изучаемое явление рассматривается с точки зрения ценностей.

«Аксиологический подход к изучению педагогических явлений и процессов позволяет высветить внутреннюю взаимосвязи личности и общества, увидеть личностный аспект ориентации школьников на цен-
ности».

Ценность – не только предметы, явления и их свойства, которые нужны людям определенного общества и отдельной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей, но также идеи и побуждения в качестве нормы и идеала [8]. Ценности сами по себе, по крайней мере, основные из них, остаются постоянными на разных этапах развития человеческого общества.

Рассмотрим основные положения аксиологического подхода.

Понимание и утверждение ценности человеческой жизни, воспитания и обучения, педагогической деятельности и образования в целом. 2.Основные аксиологические принципы: а) равноправие философских взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей; б) равнозначность традиций и творчества, признание необходимости изучения и использования учений прошлого и возможности открытия в настоящем и будущем; в) равенство людей, прагматизм вместо споров об основаниях ценностей; диалог вместо безразличия или отрицания друг друга. Применительно к нашему исследованию эти принципы обеспечивают эффективное функционирование разрабатываемой системы формирования социокультурной компетенции у старшеклассников школы-интерната и позволяют находить новые формы, методы и средства ее формирования.

Определение ценностного результата образования. Безусловным дополнением к применению аксиологического подхода является привлечение положений культурологического подхода.

Исследователи отмечают, что культурологический подход можно определить как практико-ориентированный инструмент комплексного осмысления «функционирования социокультурного опыта».

Для нашего исследования культурологический подход обеспечивает изучение основ формирования социокультурной компетенции личности; во-вторых, он определяет акцент на содержании ценностно-ориентировочного и информационно-когнитивного компонентах социокультурной компетенции у старшеклассников; в-третьих, он позволяет определять принципы формирования социокультурной компетенции у старшеклассниковшколы-интерната; в-четвертых, культурологический подход позволяет обратиться к проблемам отбора содержания учебного материала.

Привлечение лишь культурологического подхода не может в полной мере обеспечить разработку требований к результату формирования социокультурной компетенции у старшеклассников, необходимо дополнение конкретно-научного уровня методологии компетентностным подходом.

Компетентностный подход используется нами как ориентация исследования, обеспечивающая изучение и описание педагогического процесса с точки зрения формирования у личности заданного вида компетенции. Этот подход находится в стадии становления и исследуется в работах А.С. Белкина, Е.А. Гнатышиной, И.А. Зимней, А.В. Хуторского и др.

В нашем исследовании компетентностный подход позволяет рассмотреть социокультурную компетенцию у старшеклассников школы-интерната в качестве одного из результатов их обучения, раскрыть структуру социокультурной компетенции и отразить основные направления, которые обеспечивают ее формирование; определить критерии и показатели ее сформированности.

Учитывая уровневый характер методологии нашего исследования, применим компетентностно-культурологический подход, которыйвыступает практико-ориентированной тактикой к изучению проблемы. Данный подход позволяет выявить и охарактеризовать:

• структуру формируемой компетенции и содержательное наполнение ее компонентов;

• процесс формирования социокультурной компетенции старшеклассников, осуществляющийся в культуросообразной образовательной среде, где в процессе своего образования личность проходит и осваивает историю культуры;

• содержание, составляющее основу формирования социокультурной компетенции у старшеклассников, отражающее опыт субъектов образовательного процесса, ценностные ориентации и их целевые установки.

Далее представим выявленное нами наполнение социокультурной компетенции у старшеклассников (таблица).

Наполнение социокультурной компетенции у старшеклассников

Компонент

Показатели компонента

Знания

Умения

Опыт овладения

Качества личности

Ценностно-ориентиро­вочный

Об общечело­ве­ческих ценностях, нравственных и мо­ральных норм поведения

Применять культурные нормы и традиции в поведении

Навыками толерантного поведения

Толерантность, ответственность

Информационно-когнитивный

Основ поиска, анализа, отбора, обработки и пере­дачи информации

Применять сред­ства инфор­мацион­ных техно­логий в стан­дартных и нестандартных ситуациях

Навыками поиска, анализа, отбора, обработки и передачи информации

Рефлек­сивность, креативность

Коммуни­кативно-деятель­ностный

Основ продук­тивного взаимодействия с участниками социальной микро-, мезо-, макросреды

Организовать взаимодействие с участниками социальной микро-, мезо-, макросреды

Вербальными и не­вербальными способами взаимо­действия с участниками социальной микро-, мезо-, макросреды

Эмпатия,

инициативность

Таким образом, обозначенные подходы позволили нам раскрыть содержание социокультурной компетенции у старшеклассников школы-интерната.


Библиографическая ссылка

Жолдасбаева С.А. СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 11-3. – С. 168-172;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4336 (дата обращения: 21.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674