Профессиональные качества будущего врача оцениваются не только по его способности оказать медицинскую помощь больному, но также по его умению обобщить и проанализировать полученные результаты, объективно оценить свои достижения. В связи с этим современный уровень врача предполагает овладение компьютерными технологиями, знание современных пакетов статистических программ, умение объективно представить свои достижения, адекватно планировать клинические наблюдения и т.п.
На кафедре медицинской физики Амурской государственной медицинской академии преподавание математической статистики проводится в соответствии с общей программой. В программу младших курсов медицинских вузов в последнее время были введены разделы статистической проверки гипотез, основы дисперсионного и корреляционного анализа и т.д.
Математическая статистика дает возможность студентам овладеть базовыми знаниями и навыками статистического анализа, количественной оценки вероятностей различных явлений, которые получают свое развитие при изучении медицинской статистики на последующих курсах. К уровню усвоения этой дисциплины предъявляются следующие требования: студенты должны решать типовые задачи и адекватно использовать методы математической статистики; уметь вычислять точечные и интервальные оценки параметров генеральной совокупности по выборке; графически представлять статистическое распределение; использовать основные статистические критерии для проверки гипотез.
Студенты медицинских вузов, как правило, не имеют должного представления о применении математических знаний и навыков в будущей профессиональной деятельности. Познавательный интерес к изучению математической статистики развивается очень слабо.
На практическом занятии по математической статистике студент должен научиться применять простейшие математические методы обработки информации, полученной в результате эксперимента. Для этого предлагается выполнить два эксперимента. Эксперименты предложены заведомо простые. Это позволяет больше времени уделять на математическую обработку и осмысливание выводов, полученных в результате проделанных вычислений.
Эксперимент 1: Сравнение числовых показателей двух однородных выборок у испытуемых в условиях физиологического покоя.
В качестве числового показателя взята частота пульса. Студенты одной клинической группы составляют одну выборку – назовем ее выборкой «А», а студенты другой клинической группы составляют вторую выборку – назовем ее выборкой «В».
На основании проведенных исследований необходимо ответить на вопросы:
Отличаются ли средние арифметические значения частоты пульса выборок А и В?
Если да, то достоверна ли разность средних арифметических данных выборок при заданной доверительной вероятности Р=0,95?
Эксперимент 2: Сравнение числовых показателей двух однородных выборок у испытуемых до и после физической нагрузки.
За числовой показатель также взята частота пульса. В качестве испытуемых двух однородных выборок взять студентов одной клинической группы.
Студентам необходимо:
1) измерить частоту пульса в состоянии физиологического покоя – выборка А1;
2) измерить частоту пульса после физической нагрузки – выборка А2.
В качестве физической нагрузки испытуемые выполняют 20 приседаний за 30 секунд.
На основании проведенных исследований необходимо ответить на вопросы:
Отличаются ли средние арифметические значения частоты пульса выборок А1 и А2?
Если да, то достоверна ли разность средних арифметических данных выборок при заданной доверительной вероятности Р=0,95?
Без знаний элементов математической статистики не обойтись организаторам здравоохранения (анализ показателей общественного здоровья, степень влияния на них различных факторов), медику – исследователю (оценка достоверности результатов исследования). Да и в практической деятельности врач имеет дело с количественными показателями.
Библиографическая ссылка
Плащевая Е.В., Нигей Н.В. ПРЕПОДАВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКИ В МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 11-3. – С. 206-207;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4353 (дата обращения: 02.11.2024).