Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ

Ларионова Л.А. 1 Алеев С.В. 1
1 Иркутский государственный технический университет
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. – М.: НПО МОДЭК, 1989.
2. Емекеев А.А Роль семьи в выборе профессиональной деятельности: Социология профессий и социальных групп: Материалы III Всероссийского социологического конгресса. – М.: Институт социологии РАН, Российское общество социологов, 2008.
3. Короткий В.И. Основы семейной психопедагогики. – М.: Изд-во «М’арт», 2003.
4. Мартынова Т.Н, Морозова Н.И. Типы жизненного самоопределения студентов в период профессиональной подготовки в ВУЗе // Сибирский психологический журнал. № 25, 2007
5. Пряжников Н.С. Профориентация. – М.: Академия, 2012.

В сегодняшних условиях всё большее количество молодёжи стремится получить высшее образование, понимая сложность и многогранность жизни в современном обществе. Востребованность в профессионализме специалистов–выпускников является как никогда актуальной в наше время. Однако наблюдается тенденция к увеличению количества выпускников ВУЗов, котоaрые не продолжили свою трудовую деятельность по полученной ими специальности.

Часто это связано с возникшим разочарованием у молодых специалистов в своей профессии из-за неправильного профессионального самоопределения при поступлении на обучение по той или иной специальности. На это существует множество причин, одна из которых отчасти связана с эстетизацией той иной профессии. Как отмечает Н.С. Пряжников, «применительно к профессиональному самоопределению можно сказать, что пока трудовая деятельность мало эстетизирована, или неравнозначно эстетизирована. Например, какие-то профессии выглядят в общественном сознании очень привлекательными, а какие-то отвратительными и постыдными. И это порождает множество ошибок при выборе профессии. Проблема здесь в том, что полноценная эстетизация предполагает соотнесённость с какой-то благородной идеей. Пока же для большинства главная «идея» – заработать как можно денег. Ориентация на такой примитивный критерий как деньги (можно ещё добавить – и престиж) приводит к упрощению и пиритизации профессионального самоопределения» [5].

Ещё одна из значимых причин, на наш взгляд, кроется в семье. Поскольку фактически в каждой семье, где воспитывается ребёнок, один из наиболее важных, сложных и болезненных вопросов – вопрос о том, кем он будет, когда вырастет, и в плане профессиональном, и в плане личностном. Такие атрибуты, как отношение родителей к своей профессии, влияние работы на семейный климат, родительско-детские отношения на фоне трудовой занятости родителей, влияние атмосферы трудового коллектива на эмоциональное состояние родителей и их отношение к детям в контексте этого [3]. Всё это формирует предполагаемые представления у личности, которая уже, будучи студентом либо подтверждает свои ожидания о будущей профессии, либо разочаровывается в них.

Конечно же, ожидается, что на этапе вузовской подготовки личность уже способна делать свой, осознанный, выбор, в том числе и профессиональный, хотя нередко этот выбор определяется всё же больше неосознанностью студента. В результате чего парадоксальность ситуации заключается в том, что полученное образование может оказаться не реализованным новоиспечёнными специалистами в реальной жизни. В целом, научный интерес к данной теме, во-первых, определяется тем, что прогресс техники, науки, усложнение социальных отношений вызывает необходимость постоянно развивать и совершенствовать подготовку каждого специалиста. Во-вторых, незавершённость профессионального самоопределения, растянутость его во времени во многих случаях является причиной недостаточной удовлетворённости части людей своей профессией и снижения эффективности деятельности.

Основы психологического подхода к проблеме самоопределения были заложены ещё С.Л. Рубинштейном и развиты его последователями К.А. Абульхановой-Славской, Л.И. Божович, М.Р. Гинзбургом, Е.А. Климовым, Е.П. Ильиным и многими другими учёными. Профессиональное самоопределение, как многоуровневый и многокомпонентный процесс поиска субъектом смысла в избираемой профессиональной деятельности широко представлено в работах Н.С. Пряжникова, Э.Ф. Зеера, Б.Г. Ананьева, И.С. Кона, В.Д. Шадрикова, П.А. Шавира А.Д. Сазонова, С.Н. Чистякова и др. Большая часть научных работ зарубежных и отечественных учёных посвящена профессиональному самоопределению, профориентации школьников (Д. Холлланд, Х. Том, Г. Рис, Д. Тидеман, А.М. Кухарчук, В.В. Овсянникова и др.). Высокая конкуренция на рынке труда требует от специалиста не только обладания набором профессиональных компетенций, но и сформированной системой профессиональных ценностей, осознанной, чёткой концепции своего профессионального будущего. Отсутствие ясного представления о себе в профессиональном пространстве – одна из причин того, что значительная часть выпускников не находят себя в сфере своей специальности.

Поэтому ориентация всего образовательного процесса ВУЗа на активизацию профессионального самоопределения студентов является насущной необходимостью. Проблема выбора профессии может быть выражена в вопросе, который в той или иной форме задают себе многие люди: «Зачем мне трудиться вообще?». Специфика данного этапа развития общества видится многими исследователями в том, что сейчас, в эпоху «массовой культуры» и «эстетизации» с помощью изощрённой рекламы «культа потребления», ценность самого труда и профессионализма всё больше уходит на второй план, а на первом месте для многих людей оказывается ценность «получения благ и удовольствий от жизни» [5]. Особенно восприимчивы к такой смене ценностей молодые люди, для которых профессиональный труд в лучшем случае рассматривается лишь как «средство», «источник» получения возможностей для реализации потребительских ценностей и смыслов.

Имея в основании ценности, подобные выше изложенным, человек сталкивается с вопросом о выборе той или иной профессии, что не всегда может отвечать его ожиданиям, планам и мечтам. Общеобразовательная школа с её романтическими устремлениями не способна полностью удовлетворить и всецело посвятить молодого человека во все тонкости и особенности будущей профессии. В связи с чем, после поступления в вуз некоторые студенты предпринимают попытки внести коррективы в профессиональный старт из-за ошибочности выбора профессии, выражающейся в отличии реальной профессии от ожиданий самих студентов. У большинства же студентов в ходе профессионального обучения укрепляется уверенность в правильности выбранной профессии [4].

Таким образом, можно выделить ряд типичных психологических проблем, порождающих внутриличностные конфликты профессионального самоопределения:

1. Рассогласование идеального и реального образа профессии и самооценки: «Я-реального», «Я-возможного» и «Я-деформированного».

2. Несоответствие профессиональной квалификации уровню притязаний в области карьеры, материального и морального поощрения.

3. Неправильный, вынужденный выбор профессии, места работы и должности.

4. Противоречия между осознаваемыми составляющими профессионального сознания.

Н.С. Пряжников определяет сущность профессионального самоопределения «как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой профессиональной деятельности, а также – нахождение смысла в самом процессе самоопределения» [5].

В работах К.А. Абульхановой-Славской профессиональное самоопределение рассматривается в неразрывной связи с выбором жизненного пути, жизненным самоопределением. По её мнению, из связи личности с профессией вытекает перспектива и ретроспектива личности, а от характера этой связи зависит выбор профессии [1]. Следует отметить, что необходимым условием успешного самоопределения является осознание того, что «я сам» выбрал профессиональный путь.

Проблема профессионального самоопределения, особенно в подростково- юношеском возрасте, когда ребёнок фактически ещё проживает в семье своих родителей, по-прежнему недостаточно изучена. Также недостаточно осмыслена роль семьи как в оказании помощи своему самоопределяющемуся ребёнку, так и в плане планирования собственных (семейных) перспектив развития. Кроме того, следует отметить глобальность данной проблемы в том, что фактически в каждой семье, где воспитывается ребёнок, один из наиболее важных, сложных и болезненных вопросов связан с тем, куда ребёнку пойти учиться, какую профессию выбрать, кем он станет после профессионального обучения [2]. Часто успехи ребёнка в будущей карьере являются гордостью его родителей, а то и вообще смыслом существования некоторых семей.

Есть основания полагать, что и в профессиональном самоопределении, и в плане построения собственно семейных отношений имеется много общего. По мнению некоторых учёных, существует некоторая взаимосвязь и взаимозависимость между семьёй студента и его профессиональным самоопределением. Т.к. дети, сознательно или неосознанно ориентируются на родителей, на их мнение и ожидания. Кто-то старается оправдать родительские надежды, доказать таким образом свою состоятельность и любовь, кто-то просто подражает старшим. Кто-то доказывает противоположное – свою независимость, полную автономию, и выбирает профессию, не имеющую ничего общего со специальностями родителей. И в том, и в другом случае повзрослевший ребёнок проявляет, как ни странно, свою незрелость, зависимость от родительского влияния. Исходя из выше сказанного ожидается, что родительское влияние, оставляющее право выбора будущей профессии за детьми, способствует сформированности у них статуса профессиональной идентичности и осознанности своего выбора. Исследование проводилось в НИ ИрГТУ г.Иркутска в марте-апреле 2013 года. В исследовании приняли участие 116 студентов первого и второго курсов. Для удобства проведения исследования мы разделили испытуемых на 2 группы по половому признаку (группа 1 – юноши и группа 2 –девушки). Таким образом, выборка составила 92 человека, из которых 46 юношей и 46 девушек в возрасте от 19 до 22 лет.

Чтобы выявить влияние семьи на профессиональное самоопределение студентов мы использовали методики, позволяющие выявить взаимосвязь факторов взаимоотношений студентов в семье и их отношения к будущей профессии.

В начале нашего исследования мы использовали проективную методику «Семейная Социограмма» Э.Г. Эйдемиллер, О.В. Черемисина, позволившую нам выявить наличие конфликтности отношений в семьях респондентов, а также присущ ли им эгоцентризм и неадекватная самооценка, которые также могут приводить к конфликтности в отношениях с родственниками и в частности с родителями. В ходе обработки методики оказалось, что завышенная самооценка имеется у 57 респондентов, 27 юношей и 34 девушки, (это более 50 % совокупной выборки); у 33 человек присутствует эгоцентризм, а у 41-го студента отмечена конфликтность в семье.

Кроме того, было установлено, что большинство данных респондентов являются единственными детьми в семье. А в случае, если они живут в семье, где есть более одного ребёнка, то они воспринимают это как соперничество, и их отношение к другим детям в семье выражается не иначе как к объектам совместной жизни в семье, независимо от того, старшие это дети или младшие.

Далее нас интересовала тревожность респондентов в семье, которая могла бы стать определённым паттерном для них в процессе обучения. Для этого была использована методика «Анализ семейной тревоги» (АСТ) Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, которая показала, что показатели тревожности присутствуют лишь у 4 юношей и 14 девушек, что может объясняться тем, что тревожность менее присуща респондентам с завышенной самооценкой, придающей им некую уверенность в себе. Большее же количество девушек в этой методике может объясняться тем, что они более подвержены эмоциональным переживаниям.

Данное предположение подтвердилось
и в адаптированных нами методиках «Письмо родителям о моей будущей профессии» С.А. Белорусова и известной в психологии методики «Неоконченные предложения». Для получения более достоверных результатов о семейных взаимоотношениях исследуемой выборки, мы объединили данные методики с целью получить более точные результаты по 5 факторам, отражающим: отношение родителей к своей профессии (Ф1); отношение родителей к испытуемому (Ф2); наличие влияния родителей на профессиональное самоопределение испытуемого (Ф3); отношение испытуемого к своей будущей профессии (Ф4) и отношение родителей к профессиональному выбору испытуемого (Ф5).

По результатам объединённых методик, мы констатировали, что 59 человек отметили позитивное влияние на их профессиональный выбор со стороны своих родителей. интересно, что количество девушек, отметивших позитивное отношение родителей к ним (Ф2) и отношение родителей к их профессиональному выбору (Ф5) оказалось вдвое ниже, чем у юношей, что может указывать на особенности различия испытуемых по полу. Но как бы там ни было, только у данных респондентов отмечается позитивное отношение к своей будущей профессии, вероятно отчасти вызванное позитивным примером отношения к своей профессии со стороны родителей. Данные респонденты считают родительское отношение к себе позитивным, они имеют близкие, дружеские отношения и готовы пойти по профессиональным стопам своих родителей. Кроме того, несмотря на то, что именно родители оказали решающее влияние на их профессиональный выбор, данные студенты отметили, что право окончательного профессионального выбора было оставлено всё-таки за ними самими. У оставшихся 37-ми респондентов отмечается тревожность за своё профессиональное будущее. Они не считают своих родителей близкими друзьями, стараются больше полагаться на свои силы, нежели на совет родителей. Данные студенты отмечают пассивность родительского участия в их профессиональном выборе или же директивность, выражающуюся в неоспоримости родительского решения в отношении будущей специализации ребёнка. Некоторые студенты отметили в своих анкетах о том, что их родители просто констатировали факт невозможности что-либо изменить по причине результатов ЕГЭ, или же финансовой неспособности оплатить обучение по желаемой специальности.

В результате, наша выборка разделилась на студентов, которые считают свои отношения с родителями как близкие и малоконфликтные (51 человек) и студентов, имеющих конфликтные или напряжённые отношения в семье (41 человек). Анализируя другие методики мы получили подобные результаты, о чём свидетельствует методика изучения профессиональной направленности Дж. Холланда. Результаты данной методики показали, что лишь 23 респондента из всей выборки соответствуют заявленному типу профессиональной направленности, из которых 22 отметили положительное влияние родителей на их профессиональное самоопределение. Кроме того, отметим тот факт, что большинству респондентов технических специальностей оказался присущим тип 5 (менеджеры) вместо типа 1 (инженеры), а к типу 3 принадлежат лишь 6 респондентов из 22-х студентов учащихся на гуманитарных специальностях. Большинство из них выбрали данные специальности для того, чтобы доказать своим родителям, что они могут добиться чего-то в этой жизни. Но кроме того, мы склонны считать, что в этом есть и факт возрастающей популяризации и востребованности специалистов данных направлений.

Показатели опросника мотивации обучения Т.И. Ильиной (табл. 2.2) показали, что 39 человек направлены на получение знаний (ПЗ); 17 – на овладение профессией (ОП) и 36 человек – намерены получить диплом (ПД). Говоря о студентах, заявивших о желании получить диплом мы увидели, что практически у всех этих респондентов отмечается некая вынужденность обучения по выбранной специальности, часто связанная опять же с конфликтными отношениями в семье с целью доказать родителям свою значимость. Они уже сейчас разочарованы в выборе будущей профессии и у них наблюдается нежелание в будущем работать по выбранной специальности. Мы склонны отнести этот факт к тому, что у родителей данных студентов сформирован директивный стиль отношений, т.к. данные родители работают в сфере повышенной контактности в социуме: у 30 респондентов родители имеют высшее образование и работают в структурах МВД, МЧС, в учреждениях образования и медицины, у остальных 6-ти встречаются водители такси, частные предприниматели.

Таким образом, гипотеза, заявленная нами в начале исследования получила своё подтверждение в том, что семья, в которой родители проявляют заинтересованность и побуждают детей к выбору будущей профессии, облекая это в непринуждённость, позволяющую самому ребёнку делать свой профессиональный выбор, даёт свои положительные плоды. Положительными плодами, в частности, являются: осознанность и правильность в принятии решений будущими студентами на этапе оптации. Такие студенты менее тревожны в отношении своего профессионального будущего и имеют большую степень профессиональной идентичности уже на этапе вузовского обучения. Им присуще желание приобретения знаний с целью овладения профессией. У них наблюдается адекватность ожиданий. Такие студенты имеют реалистичные планы на ближайшее будущее в своей профессиональной карьере.

Негативное или индифферентное отношение родителей к своим детям формирует в них тревожность в отношении их будущей профессии, сомнения в правильности совершённого профессионального выбора и желание скорее получить диплом, чем овладеть будущей профессией. Такие студенты чаще выражают желание сменить обучение по выбранной специальности на какую-либо другую, а также большинство из них не соответствует заявленному типу профессиональной направленности.


Библиографическая ссылка

Ларионова Л.А., Алеев С.В. ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 11-3. – С. 287-291;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4406 (дата обращения: 02.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674