Вопросы экологии занимают особое место в развитии экономики каждого промышленного региона. Учета экологических факторов требует как использование уже имеющихся, так и наращение производственных мощностей. Производитель, решая осуществить инвестиции, принимает во внимание все экономические характеристики, включая экологические. Инвестор, он же производитель, в первую очередь заинтересован в увеличении своей прибыли. При этом каждый инвестор не может не учитывать факт наличия экологических штрафов (ЭШ) при использовании в промышленном производстве экологически грязных технологий, так как управляющие органы региона, представляющие интересы населения, призваны следить за состоянием окружающей среды и регулировать объемы выбросов загрязняющих веществ (ЗВ) путем назначения ЭШ. В дальнейшем под ЭШ понимается сумма регулярных платежей за выбросы и возможных штрафов за нарушение экологических норм. Экономическое развитие позволяет региону пополнить бюджет налоговыми поступлениями, увеличивает занятость населения, уменьшает социальную напряженность, дает региону возможность обеспечить население социальной инфраструктурой. Таким образом, и региону и инвестору постоянно необходимо взаимодействовать, стремясь удовлетворить свои потребности.
Применяемые в настоящее время методики регулирования деятельности предприятий, загрязняющих окружающую среду, показывают свою низкую эффективность, что, на наш взгляд, обусловлено, прежде всего, следующим обстоятельством. Как при входе производителя на рынок региона, так и в правилах уже сложившегося взаимодействия, договор предприятия (инвестора) с управляющим центром осуществляется на основе отчетных (тактических) показателей финансово-хозяйственной деятельности, которые в значительной мере могут занижать потенциал предприятия через особенности его учетной политики. В этой связи актуальной задачей является разработка оптимизационных математических моделей регионального эколого-экономического взаимодействия в свете того, что указанные модели позволяют определить максимальные возможности производителя на рынке региона. Исходя из указанных возможностей и целесообразно «проводить торги» региональных управляющих органов и производителя на предмет назначения ЭШ. Разработка оптимизационных моделей при этом должна учитывать перспективу их теоретического и численного анализа и, в конечном счете, выхода на создание востребованных аналитиками-экологами систем поддержки принятия решений, позволяющих автоматизированно выбирать уровень ЭШ в зависимости от объема выбросов ЗВ в результате производства продукции.
Функционирование программной системы должно базироваться на моделировании, с одной стороны, процессов выделения и распространения ЗВ, а с другой, – на моделировании экономической деятельности загрязняющего окружающую среду производителя. При этом деятельность производителя целесообразно описывать, как минимум, в виде двухкритериальной задачи оптимизации. К примеру, первый критерий – максимум экономической эффективности предприятия, производственная деятельность которого описывается с помощью алгоритмически задаваемой производственной функции, отражающей основные правила учета затрат и выгод, справедливые для большинства производственных предприятий независимо от их отраслевой принадлежности. Второй критерий – минимум суммы ЭШ. Модель должна позволять оценивать максимально допустимый суммарный выброс ЗВ для производителя в зависимости от объема производства и экологического совершенства применяемых технологий, показателем которого можно считать удельный выброс ЗВ на единицу продукции.
Управляющее воздействие в системе осуществляется путем выбора штрафного коэффициента для предприятия, повышающего уровень его затрат (соответственно понижающий уровень прибыли) пропорционально объему произведенной продукции и, соответственно, выбросу ЗВ. Критерием выбора для управляющих решений является такой диапазон значений штрафного коэффициента, при которых предприятие остается заинтересованным в своем присутствии на рынке региона при выборе альтернативы – либо уплата ЭШ, либо модернизация производства, затраты на которую сопоставимы с величиной ЭШ.
Предлагаемая система поддержки принятия решений, основанная на описанных выше принципах математического моделирования деятельности предприятия и региона, позволит управляющим органам предприятия принимать обоснованные решения по выбору технологий производства своей продукции с учетом экономически обоснованных затрат, а управляющим органам – по управлению экологической и социальной политикой региона.
Библиографическая ссылка
Медведев А.В., Кисляков И.М. К ПРИНЦИПАМ МОДЕЛИРОВАНИЯ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОМЫШЛЕННОМ РЕГИОНЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 11-1. – С. 100-101;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4426 (дата обращения: 22.12.2024).