Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ВАРИАТИВНЫЕ ПРОГРАММЫ КАК СПЕЦИФИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПЕРИОД ДЕТСТВА

Бутенко Н.В. 1
1 Челябинский государственный педагогический университет

В условиях модернизации российского образования многообразие образовательных программ и реализация идей вариативности является принципиальным требованием современной системы обучения. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (2009) рассматривает вариативность как определенную позицию педагога, обеспечивающую самореализацию каждого обучающегося. Вариативность предполагает способность образовательного учреждения предоставлять обучающимся многообразие полноценных, качественно специфичных и привлекательных образовательных программ.

На современном этапе развития образовательной системы музей становится уникальным образовательным центром, который оказывает одновременное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и нравственную сферу личности ребёнка, активизируя его чувственное восприятие, стимулируя ценностное отношение к окружающему миру, актуализируя личный опыт. Музей выводит индивида за границы социума, цивилизации в мир культуры. По мнению К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева, П.П. Блонского, С.Т. Шацкого и др., именно во временной предметно-пространственной среде музея осуществляется трансляция духовного, культурного опыта, накопленного человечеством за многие века своего существования.

Музейному искусству отводится важная роль в период дошкольного детства, когда начинает складываться тонкий, чувственный внутренний мир ребенка и модель картины мира отражается в эмоциональных представлениях дошкольника, в произведениях искусства, что способствует созданию самого себя с помощью мира искусств. Исходными теоретическими положениями использования образовательного пространства музея искусств в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста явилась взаимосвязь направлений: образование – культура – искусство – ребёнок. Согласно мнения Б.А. Столярова, органичное сотрудничество культуры и образования представляется особенно важным в поиске единого подхода к задачам художественно-эстетического развития и социализации ребёнка в общей системе дошкольного образования

Ориентировка на развитие внутреннего мира ребёнка, формирование детского опыта и культурных способов освоения мира будут способствовать эффективному взаимодействию ребёнка с музейной культурой, окружение которой влияет на присвоение её ценностей, на которых строится целостность и гармония мира. Образовательное пространство музея не только расширяет кругозор и даёт определенные знания, но и является местом, где создаются условия для самообучения и саморазвития ребёнка, способствующие формированию убеждений и приобретению личного опыта в отношении истории и культуры. Перед педагогами дошкольных образовательных учреждений стоит важная социально-педагогическая задача – формирование грамотного «пользователя» информации музея, привитие вкуса к общению с музеем и его эскспозициям, «реанимация» культуры музейного просвещения, почти утраченной современниками.

Основываясь на многолетнем педагогическом и искусствоведческом опыте работы с дошкольниками, авторским коллективом (Н.В. Бутенко, Л.Ю. Яковлева – заведующий научно-просветительским отделом Челябинского областного музея изобразительных искусств) были разработаны и апробированы следующие программы художественно-эстетического цикла для детей дошкольных образовательных учреждений, реализующиеся в образовательном пространстве областного музея изобразительных искусств (г. Челябинск).

Музыкально-эстетическая программа «Синтез искусств в пространстве музея» (цикл из 10 занятий «Музей. Музыка. Дети»). Знакомство детей с изобразительным искусством в синтетическом слиянии с музыкальной культурой разных эпох. Концертные программы, организованные в пространстве музея, проводятся с участием студентов института музыки им. П.И. Чайковского (вокал, фортепиано, балалайка, домра, скрипка, виолончель и др.)

Художественно-эстетическая программа «Сказка в живописи» (по произведениям художника-иллюстратора И.Я. Билибина; цикл из 8 занятий). Знакомство детей с особенностями живописи художника-графика И.Я. Билибина в русских народных сказках (техника графики) «Жил-был Царь…», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о Золотом петушке», «Вольга и Микула», «Али покупает ковёр-самолёт», «Морозко» и др.

Эстетическая программа «Волшебные маски» (цикл из 6 занятий). Знакомство детей с образами и эмоциями человека на основе изучения портретов (А.Г. Венецианов «Мальчик в красной рубашке», Ж. Монье «Портрет Елизаветы Алексеевны», В. Шервуд «Портрет пожилой женщины» и др.). Нахождение элементов идентификации изображения личностей по позе, статусу, жестикуляции, цветовым оттенкам, раскрывающим психологию изображённой личности.

Художественно-познавательная программа «Тайны Каслинского литья» (цикл из 5 занятий). Художественно-эстетические занятия по ознакомлению детей дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством Урала на основе Каслинского художественного литья: знакомство детей с малой художественной пластикой: «Дети на санках», «Девочка с лейкой», «Мальчик с сачком», «Рукодельница», «Юные садоводы» и др.; знакомство детей с миром животных на основе кабинетной скульптуры: «Лошадь с жеребёнком», «Зуб», «Олень и барс», «Медвежонок валяющийся», «Львица», «Слон» и др.)

Разработанные программы, ориентируясь на идеи полихудожественного подхода (Б.П. Юсов), подразумевают широкое использование синтеза искусств (речевого, музыкального, театрального, художественного и др.). Основополагающая идея вариативных программ: художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста средствами изобразительного искусства в образовательном пространстве музея. Основные задачи программ направлены на: развитие эмоционально-эстетических, сенсорных, познавательных способностей, обеспечивающих более глубокое освоение разных видов искусства; развитие эмоционально-образного художественного восприятия и художественного вкуса; формирование общей и художественной культуры, способствующей развитию художественно-эстетических интересов и предпочтений; обогащение опыта познавательной деятельности в процессе активизации интереса детей, направленной на освоение картины мира средствами изобразительного искусства; проявление накопленного художественно-эстетического опыта в творческих продуктах детской деятельности (изобразительная, театрализованная, творческая и т.п.)

Реализация любых программ в музее основывается на уровнях взаимодействия педагога и ребёнка.

I уровень «музейный педагог – ребёнок» (установление контакта с ребёнком через рассказ о себе); II уровень: «ребёнок – образовательная среда музея» (проведение аналогий и выявление контрастов между известными детям вещами и музейными экспонатами); III уровень: «музей – реальная жизнь» (научить детей использовать полученную познавательную информацию в повседневной жизни).

Вариативность заключается в том, что программы, реализующиеся в образовательном пространстве музея изобразительных искусств составляющие единый художественно-эстетический комплекс, могут быть переструктурированы и дополнены. Это позволит получить мобильную, динамическую, открытую для изменений и дополнений обучающую и развивающую систему, где можно изменять как базу знаний дошкольников об искусстве (содержание познавательного материала, новые произведения искусства), так и осуществлять выбор необходимых выразительных средств искусства для достижения целей и усвоения содержания. Использование вариативных образовательных программ художественно-эстетического цикла в образовательном пространстве музея искусств предполагает последующее проявление индивидуальности каждого ребёнка в творческой деятельности, содержащей совокупность художественно-творческих способностей, что будет способствовать реализации индивидуальных творческих траекторий саморазвития каждого ребёнка. Кроме того, вариативность обеспечивает педагогу право на творческую самостоятельность в выборе технологий, дидактического материала, методов, средств и способов педагогической деятельности в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста.

Подводя итоги вышеизложенного, зафиксируем следующее. Современный музей сегодня имеет огромные возможности использования своего образовательного пространства в художественно-эстетическом развитии ребёнка. Вариативные программы выступают эффективным средством художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в процессе освоения искусства, направленным на становление ребёнка как субъекта общечеловеческой культуры. При условиях постоянного освоения ребёнком различных способов жизнедеятельности и жизнетворчества через художественное восприятие произведений искусства в пространстве музея происходит качественное преобразование его художественно-эстетического опыта, направленного на познание окружающего мира средствами изобразительного искусства.


Библиографическая ссылка

Бутенко Н.В. ВАРИАТИВНЫЕ ПРОГРАММЫ КАК СПЕЦИФИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПЕРИОД ДЕТСТВА // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 11-1. – С. 132-133;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4449 (дата обращения: 22.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674