В Российской Федерации экспертным сообществам государство определяет первостепенное значение: «федеральные, региональные и муниципальные целевые программы на стадии их формирования подлежат обязательной, независимой и гласной экспертизе группами специалистов в области культуры, финансируемой из бюджета соответствующего уровня» [1]. Субъектами государственной законодательной деятельности являются Президент, Правительство, Министерство Культуры, соответствующие комитеты Федерального Собрания, региональные и местные органы власти. В Федеральном законе от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ [2] и в Постановлении Правительства РФ от 15.07.2009 г. № 569 [3] регламентируются объекты, субъекты, предметы и цели экспертизы, сроки ее проведения, заказчик экспертизы, требования, предъявляемые к экспертам (образование, стаж работы, квалификация), организация работы экспертной комиссии, условия аттестации экспертов, взаимодействие с международными организациями, порядок оформления заключения экспертизы, финансирование, назначение повторной экспертизы. «Деятельность экспертов по охране объектов культурного наследия обеспечивается Росохранкультурой при участии Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, а также региональных органов охраны объектов культурного наследия и специализированных учреждений и организаций, осуществляющих деятельность в сфере объектов культурного наследия на основании соглашения между ними» [4].
В современном культурологическом законодательном пространстве помимо государственных органов власти активными акторами выступают многообразные эксперты и экспертные сообщества. Их основные рекомендации состоят в приведении формулировок разных законодательных документов к единообразию во избежание разночтения, создание государственной системы культурологической экспертизы, то есть приведение принципов, методов, технологий, понятийного аппарата к строгому регламентированию. Наиболее полно и профессионально разработана и представлена культурологическая экспертиза в трудах А.П. Садохина [5]. Недостаточное финансирование культурологических экспертиз на разных уровнях замедляет работу экспертов. Законодательно отсутствует положение об общедоступности объектов и предметов культуры, находящихся в частной собственности. Слабое привлечение специалистов-культурологов, экспертных сообществ к законодательной деятельности, особенно в моделировании результатов внедрения законодательных инициатив [6].
Государственные структуры упрекают экспертные сообщества в излишней декларативности и описательности. Рекомендуется экспертам-культурологам совмещать одновременно юридические и культурологические знания, усилить взаимодействия различных экспертных сообществ, активнее использовать новейшие методы исследовательской работы, в частности, применять квалиметрические методы при оценке какого-либо объекта, феномена, явления [7]. Приближающийся 2014 год – год Культуры создает условия для принятия закона «О культуре» и реализации законодательных инициатив с учетом рекомендаций экспертных сообществ.
Библиографическая ссылка
Горохова В.В. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И ЭКСПЕРТНЫХ СООБЩЕСТВ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 11-1. – С. 165-166;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4473 (дата обращения: 22.12.2024).