В настоящее время стратегическое управление отраслями промышленности диктуется требованиями взаимоучета регионального и отраслевого развития. Необходимость устойчивого развития регионов, повышение социальных и экономических параметров развития территориальных систем хозяйствования требует учета интересов и обеспечения непротиворечивости условий функционирования отраслевых компаний, формирующих потенциал региона и во многом определяющих социально-политическую стабильность. Выработка региональной политики и стратегии регионов должна основываться на всестороннем анализе особенностей функционирования региональных компаний и непротиворечивости региональных и корпоративно-отраслевых стратегических целей. В первую очередь, это относится к бюджетообразующим региональным компаниям, формирующим хозяйственный профиль территориально-отраслевого комплекса региона.
Приоритет развития подобных структур закреплен в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Сложившаяся территориально-пространственная организация регионального экономического пространства обусловила существенную дифференциацию регионов по уровню и характеру социально-экономического развития, сформировав развивающиеся, депрессивные регионы и регионы-доноры.. В этой связи становление новой парадигмы региональной экономики тесно взаимоувязано с формированием зональных и полюсных форм организации «критической массы» предпринимательства..В условиях рыночной экономики территории недостаточно используют потенциал совместного предпринимательства для решения проблем жизнеобеспечения с позиций построения механизмов межрегионального взаимодействия и актуализации концепций выравнивающего, полюсного и гармонизированного развития на основе кластерного подхода, который позволяет гармонизировать и координировать взаимодействие территориальных и производственных субъектов, инфраструктуры и социальной сферы.
Целями кластерной политики в контексте экономики предпринимательства являются развитие сектора малых и средних предприятий вокруг крупных компаний с отечественным и иностранным капиталом, создание новых рабочих мест и, в конечном счете, повышение инновационного потенциала и конкурентоспособности региона, а с позиций региональной экономики – многополярное распределение точек роста по территории для обеспечения равномерности и сбалансированности пространственного развития.Однако в российской экономической науке пока нет унифицированного подхода к определению пространственных кластеров, недостаточно методическое обеспечение диагностики потенциальных возможностей кластерообразования, выбора оптимальной модели кластерной политики, учитывающей специфику мезоэкономического пространства, оценки эффективности кластерного развития. Кроме того, кластерная организация российской мезоэкономики, её отдельных секторов до сих пор изучена фрагментарно, в том, числе за счет сложности как объекта, так и субъекта. Актуальность также подчеркивается необходимостью внедрения на региональном уровне качественно новых моделей консолидации бизнес-формирований совместного предпринимательства, способствующих достижению мультипликативного эффекта при формировании стоимости валового регионального продукта, реализации инновационной составляющей экономической политики и формированию механизмов контроля и управления территориальным развитием.
Библиографическая ссылка
Данилова М.А. ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ В ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ КЛАСТЕРАХ // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 11-1. – С. 198-199;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4495 (дата обращения: 22.12.2024).