Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

Бейсенбаева Б.А. 1 Копжасарова У.И. 1
1 Карагандинский Государственный Университет имени Е.А. Букетова
В статье раскрывается сущность необходимых условий для успешного формирования профессиональных мотивов студентов неязыковых вузов. Авторами описываются методы педагогического воздействия на студента для формирования мотивации к изучению иностранного языка. Обосновывается эффективное использование профессиональной ориентации как один из факторов формирования мотивации в обучении иностранному языку в неязыковом вузе.
профессиональная ориентация
мотивация
подход
метод
развитие
условия
обучение
методы педагогического воздействия
профессиональные намерение студента
практическое использование иностранного зыка.
1. Кудашова М.А. Проблема формирования и развития способностей . – М.: Логос, 2001. – 95 с.
2. Кузовлева Н.Е. Профессиональная ориентация как один из факторов формирования мотивации в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. – 2003. – №4. – С.20-25.
3. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П.М. Якобсон . – М.: А.С.К., 2001. – 64 с.
4. Асеев В.Г. Проблема мотивации и личность // Теоретические проблемы психологии личности. – М.: Наука, 1974. – С. 122-144.
5. Рогова В.Г. Основные пути повышения эффективности обучения на современном этапе. – М.: Высшая школа, 2001. – 31 с.

Происходящие в Республике Казахстан перемены затрагивают и сферу обучения иностранным языкам. Появилась настоятельная необходимость по-новому взглянуть на процесс обучения иностранным языкам в неязыковых вузах. Формирование экономики нового типа потребовало переосмыслить взгляд современного Казахстанского общества на выпускника высшей школы и способствовало формированию новых качеств современного выпускника. Он должен владеть навыками делового общения, знать иностранные языки и вести здоровый образ жизни.

По мысли Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева, качественное образование –это основа инновационного развития страны. Меняется ситуация в обществе, в связи с этим меняется социальный заказ и в сфере образования. Все это, в свою очередь, требует от тех, кто занимается проблемами образования, пересмотра своих позиций, выработки новых концептуальных подходов.

Сегодня современный специалист должен обладать прочными знаниями, свободно говорить как минимум на трех языках. Уметь принимать самостоятельные решения, быть мобильным, инициативным, дисциплинированным. Сегодня стране нужны не просто знающие люди, а люди творческого склада, инициативные, способные развивать науку, технику и культуру. Именно познавательный интерес к учению, к предмету определяет творческий характер познавательной деятельности студента.

Особую актуальность приобретает профессионально-ориентированный подход к обучению иностранного языка на неязыковых факультетах вузов, который предусматривает формирование у студентов способности иноязычного общения в конкретных профессиональных, деловых, научных сферах и ситуациях с учетом особенностей профессионального мышления, при организации мотивационно-побудительной и ориентировочно-исследовательской деятельности. Под профессионально-ориентированным понимается обучение, основанное на учете потребностей студентов в изучении иностранного языка, диктуемого особенностями будущей профессии или специальности. Оно предполагает сочетание овладения профессионально-ориентированным иностранным языком с развитием личностных качеств обучающихся, знанием культуры страны изучаемого языка и приобретением специальных навыков, основанных на профессиональных и лингвистических знаниях. Сущность профессионально-ориентированного обучения иностранному языку заключается в его интеграции со специальными дисциплинами с целью получения дополнительных профессиональных знаний и формирования профессионально значимых качеств личности. Иностранный язык в данном случае выступает средством повышения профессиональной компетентности и личностно-профессионального развития студентов и является необходимым условием успешной профессиональной деятельности специалиста – выпускника современной высшей школы.

Включение иностранного языка в программу высшей школы отражает заказ общества, обусловленный требованиями времени: расширяющимися международными контактами во всех сферах жизни и деятельности людей (обмен научно-технической информацией, туризм, подготовка специалистов для работы за рубежом, владение компьютерными технологиями). Однако реализация этого заказа сталкивается с рядом трудностей. К ним можно отнести: 1) отсутствие языковой среды, когда обучение иноязычной речевой деятельности осуществляется по сути дела в искусственных условиях; 2) сокращённое количество часов; 3) не разработанность некоторых вопросов методики, имеющих прямое отношение к новым условиям обучения. Главным из них является вопрос о формировании мотивации, т.е. положительного отношения обучающихся к иностранному языку как к учебному предмету.

Отношение к учебному предмету складывается из двух компонентов: интереса к нему и осознания его значимости. [1]. Отношение студентов к иностранному языку как учебному предмету нашло отражение в исследованиях многих ученых и методистов (М.А. Кудашовой, З.Н. Никитенко, В.Г. Роговой и др.), ведь иностранный язык – это специфический учебный предмет. Специфика иностранного языка определяется тем, что он, характеризуясь чертами, присущему языку вообще как знаковой системы, в то же время определяется целым рядом отличительных от родного языка особенностей овладения им. В то же время, он существенно отличается от любого другого учебного предмета. Эту специфику актуально и интуитивно чувствуют ученики и её осознают учителя, так как иностранный язык отличается от других учебных дисциплин, являясь одновременно и целью и средством обучения. Так, если всеми другими предметами обучающиеся овладевают посредством языка как инструмента, орудия, то при овладении самим языком возникает проблема постепенного, управляемого извне освоения одних более лёгких средств и способов для решения и освоения более сложных задач. Язык является средством формирования и за тем формой существования и выражения мысли об объективной действительности, свойства, закономерности которой, являются предметом других дисциплин. Человек чувствует и знает, что язык для него – только средство, что вне языка есть невидимый мир, в котором человек старается освоиться только с его помощью. Спецификой иностранного языка как учебного предмета заключается так же в его беспредельности. Если сравнить иностранный язык с любым другим учебным предметом, то в каждом из них есть отдельные тематические разделы, овладев знанием которых обучающийся испытывает удовлетворение. Изучая язык, человек не может знать только лексику, не изучая грамматики. Он должен знать всю грамматику, всю лексику, необходимую для требуемых программой условий общения. В этом смысле язык как учебный предмет – беспределен. Здесь важно отметить, что овладение иностранным языком в условиях профессионального обучения предполагает нормальный возрастной уровень умственного развития учащегося и направленность их интеллектуального уровня. В противном случае усвоение языка не произойдёт. Необходимо устранить из общественного сознания социальную установку непреодолимости и связанных с ней учебных трудностей овладение иностранным языком. Хотя всем известен тот факт, что при обучении иностранному языку студент испытывает ряд лингвистических трудностей: фонетических, лексических и грамматических. Фонетические трудности заключаются в произнесении отдельных звуков, специфических только для английского языка; лексические – в правильном употреблении слов, носящих омонимичный характер; грамматически связанные с употреблением аналитических структур и временных форм. Исходя из этих трудностей, необходимо учитывать факторы презентации, фонетического, лексического и грамматического материала при обучении иноязычному говорению. Очень важно знать при этом, как содержание деятельности обучения влияет на интеллектуальное развитие обучающегося. В настоящее время наблюдается повышенный интерес обучающихся к иностранному языку в неязыковом вузе. Думается, что главной причиной такого отношения учащихся иностранному языку является социальная среда и та информация, которая из неё поступает. Это кинофильмы, Интернет, радио- и телепередачи, материалы периодической печати, произведения художественной литературы, кинофильмы, высказывания известных людей, суждения друзей, знакомых, родственников и т.п.

С одной стороны, статьи в газетах и журналах о том, как иностранный язык служит лучшему взаимопониманию людей разных континентов; эпизоды из книг, фильмов, герои которых, владея иностранным языком, совершенствуют свои знания и опыт.

С другой стороны, мнение отца, работающего водителем, о том, что можно жить и работать, не зная иностранного языка, является отрицательной информацией для сына, который собирается выбрать профессию отца. При этом отрицательная информация часто оказывается более действенной и может превалировать над положительной. С сожалением приходится констатировать это, ибо поток информации бывает неуправляем. Авторы подчеркивают, что в наше время знание иностранного языка нужно всем для общего развития, повышения культурного и профессионального уровня, приобщения к культуре другого народа. [2]. Иностранный язык для его успешного овладения должен быть включен в систему жизненных интересов личности. Таким образом, профильная ориентация может стать одним из действенных средств повышения эффективности обучения иностранному языку в неязыковом вузе. Все это определяет новые подходы к целям обучения. Воспитательные, образовательные и практические цели должны рассматриваться в единой системе. М.А. Кудашова предлагает “учить, образовывая, воспитывая и развивая” [1]. Преподавателю иностранного языка приходится работать в сложных условиях. Он несет ответственность за поддержание высокого уровня мотивации к предмету на протяжении всего процесса обучения. Это заставляет его искать пути формирования положительного отношения студентов к иностранному языку, показывая им его важность, значимость [2].

Профессиональное намерение как перспектива может стать мотивом обучения, в основе которого лежит потребность в приобретении знаний, необходимых студенту для выбранной будущей профессии. На этом этапе обучения преподаватель должен знать, какие механизмы нужно привести в действие, чтобы “заработала” мотивация.

Мотивация играет значительную роль в обучении иностранным языкам в профессиональной школе. Особая роль отводится внутренней и внешней мотивации в обучении. Она повышает роль иностранного языка в формировании конкурентоспособной личности в условиях существующей рыночной экономики. Иностранный язык - это первоисточник формирования новой политической культуры. В высокоразвитых странах, таких как Великобритания, действует система бесплатного общего образования для всех детей, независимо от социального и национального происхождения. 40% бюджета времени отведено изучению английского языка в Британских средних школах. В профессиональном же образовании удельный вес составляют 4 уровня профессиональной готовности. Это компетентность, позволяющая производить однообразную работу; способность делать работу самостоятельно и ответственно; выполнение сложных и оригинальных работ; исполнение специальных персональных заданий. Профессиональное обучение осуществляется в технических профессиональных учебных заведениях, центрах профессиональной подготовки на производстве и центрах занятости. Иностранный язык служит неким ретранслятором знаний, возрастает значение его нравственной позиции; функция учителя становится личностно-образующей. [3]

Важность формирования мотивации изучения иностранного языка подчёркивает-ся многими учёными (А.А. Алхазишвили, Н.И. Гез, П.Б. Гурвичем, И.А. Зимней, А.А. Леонтьевым, В.Л. Скалкиной, Е.И. Пассовым, Э.П. Шубиной и др.). Имеется ряд исследований, в которых рассматриваются различные аспекты указанной проблемы.

Исследования Н.В. Деруновой, О.Ю. Искандаровой, В.Н. Кругликова, Т.В. Кучмы, Э.А. Непомнящей, посвященные проблеме формирования мотивации обучения иностранному языку в неязыковом вузе, хотя и создали теоретические предпосылки для решения проблемы, но не позволяют пока разрешить ряд имеющихся противоречий:

– между возрастающим объёмом информации, возможностью использовать зарубежные источники, общаться с коллегами из разных стран и низким уровнем владения иностранным языком выпускниками вузов;

– между необходимостью изучения иностранного языка будущими специалистами и отсутствием адекватных методик, способствующих положительной динамике мотивации изучения иностранного языка у студентов неязыковых специальностей;

– между желанием учащегося осваивать иностранный язык и недостаточным научно-методическим обеспечением процесса преподавания.

Общеизвестно, что мотивация зависит от многих факторов. Думается, что в обучении есть резервы, использовав которые нам удалось бы не только поднять мотивационный уровень, но и управлять этим процессом на всех этапах обучения. Для того чтобы управлять процессом мотивации, использовать профессиональную ориентацию как действенный фактор, преподавателю важно знать во-первых, с каким видом мотивации он имеет дело в каждом конкретном случае, во-вторых, каковы основные функции данного вида мотивации, и учитывать при этом индивидуальные качества студента.

По мнению Н.Н. Касаткиной развитию мотивации изучения иностранного языка у студентов неязыковых специальностей способствуют две взаимосвязанные группы условий:

– условия, влияющие на формирование внутренней мотивации (профессиональный интерес и осознание практической и теоретической значимости получаемых знаний для будущей профессиональной деятельности; особенности будущей профессиональной деятельности; уровень профессиональной подготовленности преподавателя; эмоциональная насыщенность занятий и др.);

– условия, влияющие на формирование внешней мотивации (создание ситуации успеха, или осознание неудачи и ее причин, соревновательность занятий, коммуникативная направленность занятий).

В обучении иностранному языку имеются различные виды мотивации. Главные из них – это внутренняя мотивация, порождаемая самой учебной деятельностью, и широкая социальная мотивация, являющаяся как бы внешней по отношению к деятельности студента на занятии. Сильным мотивом, вытекающим из положительного отношения к стране изучаемого языка, является само осознание студентом своего умения пользоваться иностранным языком. Представление студента о том, что он уже достиг этого состояния, имеет сильное влияние на успех дальнейшего овладения иноязычной речью.[4]

Предъявление информации о значимости иностранного языка может осуществляться по трем направлениям:

1) в работе на занятии (эта информация включается в упражнения, тексты для чтения и аудирования, ролевые и деловые игры и т.д.);

2) в самостоятельной работе дома (самостоятельное чтение, выполнение индивидуальных заданий – написание рефератов, аннотаций, научных статей на заданную или свободную тему и т.п.);

3) во внеаудиторной работе (использование интересных фактов об изучении иностранного языка при проведении различных внеаудиторных мероприятий; косвенное, а также непосредственное воздействие на студента с помощью совета, беседы и т.п.). В каждой такой информации имеется как бы два пласта: пласт рационального (т.е. все используемые аргументы) и пласт эмоционального (стиль беседы, учет личностных свойств студента). Эти пласты воздействуют на мотивацию (те или иные ее виды), что в результате меняет мотивационную сферу студента, образуя в ней ядро, связанное с профессиональным намерением [2].

Для формирования мотивации к изучению иностранного языка преподаватель может выявлять профессиональные намерение студента, провести беседу о необходимости знания иностранного языка человеком данной профессии. При этом возможно использование известных методов педагогического воздействия: 1) метод прямого воздействия (т.е. непосредственное обращение к студенту с объяснением, просьбой или требованием), 2) метод параллельного действия (воздействие на студента через коллектив: студент встречается как бы с требованиями жизни, а не с волей другого человека), 3) метод косвенного действия (воздействие с помощью вспомогательных средств: книги, ролевые игры и т.п.) [4].Все эти методы могут быть использованы педагогом для раскрытия значимости иностранного языка. Педагог должен быть профессионалом своего дела, чтобы достигнуть уровня профессионализма – уровня искусства как высшего проявления педагогического мастерства. Фундамент профессионализма составляет коммуникативная структуры личности.

Если преподаватель, хорошо зная индивидуальные качества студента (в том числе и его жизненные перспективы в плане профессиональных намерений), будет обладать набором средств, позволяющих ему аргументированно доказать необходимость изучения иностранного языка для каждой конкретной группы профессий, это поможет ему целенаправленно формировать действенный положительный мотив к изучению данного предмета на всех ступенях обучения [5]. Знание и практическое использование этих методов всегда помогут преподавателю в раскрытии значимости того или иного иностранного языка, в воспитании осознанного отношения к выбору профессии, потребности в практическом использовании иностранного языка в будущей профессиональной деятельности.

Сказанное позволяет сделать вывод, что преподавателю иностранного языка приходится работать в сложных условиях, ибо он несёт ответственность за поддержание высокого уровня мотивации к предмету на протяжении всего процесса обучения именно; это и заставляет преподавателя искать пути формирования положительного отношения обучающихся к иностранному языку, показывая им его важность и значимость.


Библиографическая ссылка

Бейсенбаева Б.А., Копжасарова У.И. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 1-1. – С. 18-22;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4506 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674