Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА «РАСТЕМ ВМЕСТЕ» В ПРАКТИКЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Морозова Е.Е. 1 Евдокимова Е.Г. 1 Исаева О.А. 1
1 Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского
1. Морозова Е.Е., Шляхтин Г.В. Совершенствование экологического образования школьников в системе общеобразовательных учреждений Саратовской области // Известия Саратовского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – Саратов: Изд-во СГУ, 2011. Вып. 4. – С. 99-103.
2. Морозова Е.Е. Ценностное отношение к экосистемной организации природы как компонент экологической культуры личности учащихся // Образование. Наука. Инновации // Южное измерение. Научно-образовательный журнал. – 2012. – № 1 (21). – С. 188-191.
3. Морозова Е.Е., Евдокимова Е.Г., Исаева О.А. Экологообразовательный проект «Растем вместе». Серия: начальное естественно-математическое образование. Книга 3. Учебно-методическое пособие. – Саратов: Изд-во: ИЦ «Наука». 2010. – 57с.
4. Пономарева О.Н. Методическая система обучения экологии в средней школе: автореф. дис. ... докт. пед. наук. – М., 2000. – 47 с.
5. Марков П.Г. Формирование ценностного отношения к живой природе у старшеклассников основной школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Астрахань, 2009. – 23с.
6. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. – М.: Смысл, 2000. – 456 с.
7. Николина В.В. Методы эмоционально-ценностного стимулирования учащихся по отношению к природе в обучении географии: учебное пособие. – Н.Новгород: НГПИ, 1999. – 90 с.
8. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике «НАУКОВА ДУМКА». 1989. – 528с.

Экологическое образование в Саратовской области активно развивается в последние десятилетия и признано сыграть определяющую роль в обеспечении экологической безопасности и послужить гарантом устойчивого развития общества. На сегодня актуализируется потребность в укреплении структурных и содержательных связей системы непрерывного экологического образования, устранении рассогласованности действий отдельных субъектов экологического движения. В Концепции непрерывного экологического образования населения Саратовской области на 2009-2019 гг. определена цель экологического образования: повышение уровня экологической безопасности, улучшение состояния окружающей среды и создание системы содействия решению экологических проблем области посредством целенаправленного формирования экологической культуры и экологического сознания жителей Саратовской области. Оптимальной формой совершенствования экологообразовательной деятельности представляется проектирование эколого-образовательного пространства Саратовского региона как среды формирования экологического сознания, экологической культуры молодого поколения. В ходе реализации Концепции коллективы образовательных учреждений г. Саратова и Саратовской области предпринимают усилия, чтобы обеспечить переход от информативного и нормативного походов в содержании экологического образования к ценностному, практически – деятельностному, компетентностному, ноосферному. Основной акцент в работе образовательных учреждений сделан на внедрение социально значимых экологических проектов и создание системы содействия решению экологических проблем путем включения в экологическую деятельность подрастающего поколения и всех заинтересованных субъектов экологического движения [1, 2].

В настоящее время педагогами Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского организуется работа педагогов дошкольных учреждение Саратовской области в рамках проекта «Растем вместе» [3]. В реализации проекта приняли участие дети в возрасте 4 – 7 лет и педагоги МДОУ № 20, 68, 131, 136, 177, 194, 202 г. Саратова. Проект «Растем вместе» направлен на формирование ценностного отношения к объектам живой природы у детей старшего дошкольного возраста. В ходе организации проектной деятельности дошкольники выявляют самые необычные случаи из жизни растений, осознают огромную роль растений в природе и жизни человека, учатся проявлять отношение к растениям, беречь, охранять их. Заботой педагогов-участников проекта «Растем вместе» стало создание условий для осознания дошкольниками ценности объектов природы (растений) в полноценном существовании человека и общества Особое внимание взрослые уделяют в данном процессе эмоциям и переживаниям детей, которые появляются по отношению к разным аспектам объектов природы [4,5]. Положительными результатами формирования ценностного отношения, по мнению ряда авторов [6,7,8] является готовность детей обнаруживать и определять ценность объектов природы, осмысливать их, а также выражать ценностное отношение к живому при возникновении эмоциональных реакций и переживаний (проявлять заботу и внимание к растениям).

Разработчикам проекта «Растем вместе» удалось найти решение сложных методологических вопросов: как возможно развитие у дошкольников ценностного отношения к объектам природы? как выявить динамику данного отношения? Сложность данных вопросов связана с возрастными особенностями дошкольников и отсутствием соответствующих разработанных развивающих и диагностических методических комплексов.

Проект «Растем вместе» включает 8 занятий. Сами занятия эмоционально привлекательны для детей за счет чередования интеллектуальных заданий и сюжетно-ролевых игр, насыщенностью стихами, физкультминуткам, беседами, наблюдениями и др. В общении со сказочными персонажами, вступая в мир сказки, дети черпают информацию об основополагающих естественнонаучных понятиях, переживают радость открытия или сопереживая героям.

На завершающем этапе дошкольникам представляется возможность проявить свое отношение к растениям в ходе общения со сказочными героями и осознать, что растения - это источник жизни, здоровья, труда, красоты, знаний, научных открытий.

Изучение динамики ценностного отношения дошкольников к растениям в проекте «Растем вместе» основано на важном принципе-единстве развивающих и диагностических заданий. Поскольку диагностические приемы, позволяющие выявить эмоциональные реакции детей и оценить их отношение к объектам природы, не всегда представлены в практике дошкольных учреждений, исследователями разработан соответствующий диагностический комплекс. Своеобразие мира ценностей дошкольников, сферы отношений выявляется на основе учета индивидуальных особенностей и не ограничивается традиционным статистическим анализом. Поэтому исследователи обратились к качественному подходу, в котором диагностические приемы позволят выявить эмоциональные реакции детей и оценить их отношение к объектам природы, что не всегда наблюдается в практике дошкольных учреждений. Качественный характер исследования проекта «Растем вместе» может оказать неоценимую помощь в решении следующих проблем:

• Осознать, что дети на самом деле понимают под известными всем понятиями (например, «забота», «польза», «помощь» и т.д.). Известные всем понятия для детей могут иметь не совсем то же значение, что для взрослых. Подобная информация может быть полезна воспитателям, чтобы сориентироваться в организации ценностного характера занятий.

• Выявить особенности актуальной детской субкультуры. Такой феномен как детская субкультура известен всем достаточно давно. Однако ее элементы используются в организации ценностного подхода к занятиям достаточно редко. Подобную организацию занятий дети воспринимают как «свою», как ту, что говорит с ними на их языке и, поэтому, доверяют ей. Этого можно достичь, изучив детский тезаурус. Всем известно, что дети разговаривают на собственном языке, который могут понять не все взрослые, несмотря на то, что сами в недалеком прошлом были детьми. Это происходит не потому, что мы, вырастая, забываем свое детство, а потому что со временем детский язык пополняется новыми словами и даже понятиями.

• Получить креативные идеи. Дети могут придумать идеи, которые никогда не придут в голову взрослым людям.

Программа проекта «Растем вместе» предусматривала использование диагностических приемов («Составим панно», «Цветовой выбор», «Лицо человека», «Лесенка», «Волшебная планета»), направленных на выявление динамики отношений детей к растениям, к людям и сказочным персонажам, положительно, равнодушно или отрицательно относящихся к растениям, а так же отношения детей к занятиям по взаимодействию с объектами природы (растениями).

По результатам реализации проекта «Растем вместе» в практике дошкольных учреждений Саратовской области можно отметить, что у дошкольников в большей мере развит когнитивный компонент сферы отношений к объектам природы. Это проявляется в том, что дети могут высказывать и преобразовывать знания, представления и мнения о ценности растений. Наряду с этим, другие компоненты сферы отношений - поведенческий и эмоциональный - оказываются развиты в меньшей степени. Кроме того, собственные отношения дошкольников к миру природы преломляются через их отношение к значимым людям (учителям, родителям, сверстникам, персонажам сказок) и к себе самому. Диагностика сферы отношений младших школьников позволила педагогам обратить внимание на индивидуальные особенности детей и определить «адресную» психолого-педагогическую помощь отдельным ребятам.


Библиографическая ссылка

Морозова Е.Е., Евдокимова Е.Г., Исаева О.А. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА «РАСТЕМ ВМЕСТЕ» В ПРАКТИКЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 1-1. – С. 119-120;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4540 (дата обращения: 03.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674