Введение
Основополагающими направлениями деятельности такой категории образовательных учреждений высшего профессионального образования как университет являются развитие образования и науки «… путем проведения фундаментальных научных исследований и обучения на всех уровнях высшего профессионального, послевузовского профессионального и дополнительного профессионального образования» по направлениям науки [1,С.621]. Являясь ведущими образовательными центрами, университеты «способствуют распространению научных знаний», что определяет организацию научной подготовки как первостепенное направление развития педагогики послевузовского профессионального образования, ориентированного на развитие устойчивых исследовательских способностей для формирования инновационной деятельности аспирантов и воспитание их как добросовестных и вдумчивых исследователей.
Немотивированное в методологическом и организационном аспекте отношение аспирантов к выполнению исследования в дальнейшем может нанести ущерб не только конкретной (медицинской) отрасли, но и причинит вред здоровью человека, что явится в целом проблемой социально-экономической для развития страны. Поэтому преподавателя как исследователя нужно воспитывать и обучать в аспирантуре не только для его личной карьеры, но и ради формирования будущих специалистов – врачей, которых высшая медицинская школа обязана квалифицированно готовить для страны, используя новейшие достижения медицинской науки, создаваемые именно исследователями.
Цель: демонстрация особенностей организации учебного курса для активизации научной подготовки аспирантов как исследователей в медицинском университете.
Результаты исследования и их обсуждение
Исследовательские компетенции у преподавателя целесообразно формировать в период его обучения в аспирантуре как основной формы подготовки научно-педагогических кадров. Именно обучение в аспирантуре, ориентированное, в первую очередь, на научную подготовку с целью защиты квалификационной работы на соискание ученой степени кандидата наук, формирует у обучающихся исследовательские способности для создания собственных научных разработок, позволяющих использовать их в дальнейшей научно-педагогической работе в вузе, совершенствуя педагогический процесс, создавая качественно новые знания, и внедряя их в преподавание учебных дисциплин.
В практику научной подготовки аспирантов и молодых преподавателей Самарского государственного медицинского университета с 2006 года внедрен учебный курс и разработано методическое сопровождение [2]. Разработанный нами в объеме 72 часов учебный курс «Основы подготовки медицинской диссертации» и апробированный на практике в медицинских университетах РФ, можно рассматривать как один из способов организации научной подготовки, способствующей выработке практических навыков и умений для выполнения исследования у дипломированных специалистов, работающих над кандидатской диссертацией по медицинским наукам.
При разработке программы курса учтены традиционные подходы и современные тенденции в организации научной работы. Обобщены рекомендации российских науковедов, известных ученых-медиков и клиницистов с 1940 г. по 2013 г.: более 100 наименований научной литературы, из них выпущено изданий по медицинским исследованиям менее 10%.
Основные аспекты обучения отражены в тематическом содержании курса:
- Компетентностный подход в подготовке педагога медицинского вуза к научной деятельности.
- Характеристика научного исследования.
- Этапы подготовки научной работы.
- Требования к кандидатской диссертации как квалификационной работе.
- Понятие о структуре медицинской диссертации и автореферате.
- Паспорта и номенклатура научных специальностей.
- Методы выполнения научных исследований, применяемые в медицине.
- Выбор и утверждение темы диссертации.
- Планирование и выполнение разделов диссертации.
- Технология завершающей научной обработки материалов исследования.
- Самоорганизация исследователя при информационном поиске научной литературы.
- Методика работы с научной литературой и языковая культура исследователя.
Особое внимание организаторами обучения уделено отработке практических навыков и умений. Слушатели курса осваивают в электронном варианте тестовые задания, раскрывающие особенности планирования научного исследования, его основные характеристики (выбор темы диссертации, актуальность, цель, задачи, новизна, практическая значимость, положения, выносимые на защиту); изучают особенности работы с научным текстом; выполняют дизайн исследования; структурируют материал и методы исследования; обрабатывают и анализируют результаты клинических испытаний.
Обучение реализует две задачи: формирование у слушателей курса устойчивой системы методологических знаний, исследовательских умений и навыков, необходимых для активной научной работы; развитие у обучающихся способностей к самостоятельному выполнению исследования. Поставленные задачи помогает решить проблемное обучение, как наиболее эффективный способ, активизирующий умственные способности аспирантов и молодых преподавателей, и формирующий преподавателя вуза как исследователя не только на период выполнения диссертации, но и в дальнейшей научно-педагогической деятельности.
Нами выделены компоненты готовности аспирантов к самостоятельной научной работе: когнитивный (усвоение знаний), операционный (формирование умений, приобретение навыков), эмоционально-волевой (формирование условий развития личности исследователя, развитие исследовательской самостоятельности, достижение исследовательского результата). Каждый компонент включает определенную совокупность критериев подготовленности обучающихся к научной работе.
Когнитивный уровень подготовленности обучающиеся характеризуется такими критериями, как:
- приобретение знаний о методологии медицинского научного исследования;
- освоение технологии внедрения результатов исследования;
- владение информацией о направлениях научных исследований в вузе;
- знакомство с техническими характеристиками используемого оборудования;
- знание основ инновационной деятельности, медицинской статистики, патентования научных результатов.
Операционный уровень подготовленности включает:
- формирование умений формулировать цель и решать задачи исследования;
- формирование умений выполнять информационный поиск по теме исследования;
- формирование умений разработки новых методов исследования, требуемых для выполнения диссертации;
- приобретение навыков планирования и проведения клинических испытаний;
- приобретение навыков обработки и анализа полученных результатов;
- приобретение навыков самостоятельного выполнения исследования;
- приобретение навыков оформления научных проектов для участия в научных конкурсах и грантах;
- приобретение навыков оформления и презентации научных докладов;
- приобретение навыков представления итогов о выполненной научной работе в виде отчетов, рефератов, статей.
- приобретение навыков внедрения результатов научного исследования в учебный процесс и практическое здравоохранение.
Эмоционально-волевой уровень подготовленности позволяет сформировать личность исследователя по следующим направлениям:
- адаптация исследователя в научном коллективе и формирование умений работы в «команде»;
- развитие коммуникативных способностей для общения коллегами в профессиональном сообществе;
- воспитание ответственности за собственные научные результаты;
- развитие уверенности в достижении цели исследования;
- преодоление негативных факторов в исследовательской работе;
- мобилизация собственных сил для решения исследовательских задач;
- самоорганизация в исследовательской деятельности.
Для активизации способностей по усвояемости методологических знаний, нами разработана технология программного обучающе-оценочного комплекса тестирования исследовательских способностей. Методика тестирования обучающегося заключается в выборе режима тестирования (обучение - контроль), последовательном выполнении заданий и оценке достигнутых результатов [3].
Важным аспектом обучения является языковая культура исследователя и выработка умений написания научного текста. Занятия организованы в форме лингвистических тренингов, посвященных языковому разбору, включающему оценку точности, ясности и научности изложения материала. Анализу подвергаются тексты авторефератов и научных статей по интересующим слушателей курса специальностям.
Обучение продуктивному информационному поведению реализуется через спецкурс «Информационный самоменеджмент исследователя» и сопровождается разработанным методическим обеспечением. Цель обучения – выработать устойчивые навыки в самостоятельном информационном поиске, доступе, обработке источников информации, формировании собственной базы данных по изучаемой научной теме для подготовки научно-аналитического обзора. Значительное внимание уделяется обучению преподавателей навыкам работы с электронными ресурсами. Особую ценность для соискателя ученой степени кандидата медицинских наук представляют возможности овладения методами и критериями отбора научной информации с помощью доказательной медицины, позволяющей выработать эффективные схемы поиска необходимых публикаций и проводить критический анализ информации с использованием научно-обоснованной медицинской практики.
Значимым направлением образовательного процесса является воспитание преподавателя как исследователя. Развитие исследовательских способностей влияет на воспитание педагога, что является социально значимым в становлении преподавателя как ученого. В первую очередь следует отметить важность выработки способностей преподавателя к научному общению в профессиональном сообществе. С этой целью в Самарском государственном медицинском университете в течение десяти лет ежегодно организовываются научные конференции «Аспирантские чтения». Организаторы конференции создают профессиональное пространство, позволяющее молодым исследователям развивать навыки активного научного общения, умений для публичного выступления и аргументированной дискуссии [4].
Немаловажным аспектом в воспитании исследователя становится его публикационная активность. При этом особое внимание уделяется овладению умениям по написанию научного текста и оформлению статей. В Самаре с 2001 года издается инициированный автором межотраслевой научный журнал «Аспирантский вестник Поволжья», предоставляющий возможности аспирантам и молодым преподавателям публиковать результаты собственных исследований. Вовлеченность преподавателя в образовательную среду научной подготовки формирует исследовательское мышление, развивает рефлексию и способствует самоанализу, что особо важно для становления творческой личности и достижения научных результатов.
Выводы
Разработанный нами учебный курс и апробированный на практике в медицинских университетах РФ, можно рассматривать как один из способов организации научной подготовки, способствующей формированию мотивации аспиранта к самостоятельному выполнению исследования и воспитанию его как преподавателя-исследователя [5].
Библиографическая ссылка
Осетрова О.В. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО КУРСА ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ НАУЧНОЙ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТОВ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 1-2. – С. 31-34;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4549 (дата обращения: 21.11.2024).