Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

СИСТЕМАТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ФОНДОВ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

Пермяков О.Е. 1 Менькова С.В. 1
1 Центр профессионального образования ФГАУ ФИРО
В статье рассмотрена проблема формирования и применения фондов оценочных средств для оценки компетенций обучающихся и проведена систематизация оценочных средств на основе их многоуровневой классификации по различным основаниям (признакам).
фонд оценочных средств
оценки компетенций
систематизация оценочных средств.
1. Пермяков О.Е., Менькова С.В. Диагностика формирования профессиональных компетенций. – М.: ФИРО, 2010. – 114 с.
2. Пермяков О.Е. Методологические основы и технологии оценки индивидуальных образовательных достижений в системе профессионального образования. – М.: Федеральный институт развития образования, 2008. – 422 с.

Несмотря на большой опыт, профессиональные образовательные организации постоянно сталкиваются с проблемами формирования и применения фондов оценочных средств для оценки компетенций обучающихся. Ситуация обострилась с момента внедрения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и вступления в силу нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». В новых условиях от профессиональных образовательных организаций требуется кардинально изменить технологию обучения и, прежде всего, оценки компетенций обучающихся и выпускников.

Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям основной профессиональной образовательной программы создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются профессиональной образовательной организацией самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации – разрабатываются и утверждаются профессиональной образовательной организацией после предварительного положительного заключения работодателей. В силу этих требований ФГОС и образовательной практики возникает потребность в систематизации оценочных средств на основе их многоуровневой классификации по различным основаниям (признакам).

Ранее структурирование контрольных материалов в фондах оценочных средств (ФОС) осуществлялось на уровне учебного предмета (образовательной дисциплины) по содержательному признаку, т.е. в соответствии с описанием содержания обучения на основе государственных образовательных стандартах первого или второго поколений. Структурирование ФОС на уровне образовательной программы осуществлялось в соответствии со структурой учебного плана (структурный признак). Введение ФГОС требует структурирования фондов оценочных средств по компетентностному признаку – на основе определенных стандартами комплексов знаний, умений и практического опыта, составляющих определенные способности и компетенции, что является определяющим для диагностики формирования компетенций или оценки результатов подготовки на соответствие требованиям ФГОС.

Классификация ФОС по видам контроля предполагает деление оценочных средств по их функциональному признаку - функциональной принадлежности [1] для:

  • текущего контроля, осуществляемого преподавателем в процессе изучения обучающимися учебного материала (входной контроль; контроль на практических занятиях, при выполнении лабораторных работ и т.п.);
  • промежуточной аттестации, осуществляемой аттестационной/ экзаменационной комиссией после изучения теоретического материала учебной дисциплины или профессионального модуля, прохождения учебной/производственной практики и т.п.;
  • государственной (итоговой) аттестации, проводимой государственной аттестационной комиссией.

По сложности оценочные средства разделяются на простые контрольные задания и комплексные контрольные задания [2]. Простые (элементарные) контрольные задания предполагают решение в одно или два действие. К ним можно отнести:

  • тестовые задания с выбором ответа в закрытой форме, на установление соответствие в закрытой форме, или на установление правильной последовательности в закрытой форме;
  • простые ситуационные задачи с коротким ответом или простым действием;
  • несложные задания по воспроизведению текста, решения или мануального действия.

Простое контрольное задание включает в себя: контрольную задачу / вопрос, показатель(и) выполнения, критерии оценки.

Контрольная задача (вопрос) содержит:

  • дескриптор в виде краткой формулировки действий (деятельности), которые следует выполнить, или описание результата, который нужно получить;
  • описание условий (исходных данных).

Показатель(и) выполнения представляет (ют) собой формализованное описание правильного результата – ответа или решения контрольной задачи, которое может быть в виде числа, формулы, заданного алгоритма, определенной последовательности выполнения и т.п.

Критерии оценки – правила определения численной или вербальной оценки при сравнении показателя(е)й выполнения с результатами решения (выполнения) контрольной задачи / вопроса, демонстрируемыми (полученными) аттестуемым. Для простых контрольных заданий это, как правило, бинарный признак правильности ответа (решения): дихотомическая оценка – 1 (правильно/ да), 0 – (неправильно/ нет).

Комплексные контрольные задания требуют системных решений, как в известной, так и в нестандартной ситуациях. Это задания: в открытой форме, требующие поэтапного решения и развернутого ответа; на индивидуальное или коллективное выполнение проектов; на выполнение лабораторных работ или практических действий на тренажерах, станках, манекенах и т.п.

По структуре комплексное контрольное задание для текущего контроля может состоять из простых контрольных заданий и несложных комплексных контрольных заданий, которые могут быть скомпонованы в виде экзаменационного билета, теста (батарея тестовых заданий), и т.п.

Показатели выполнения несложных контрольных заданий могут быть формализованы как упорядоченная совокупность показателей выполнения простых контрольных заданий. В качестве критериев оценки для несложных комплексных контрольных заданий используются либо бинарная, либо политомическая оценка ответов или решений. Политомическая оценка предполагает выставление балльной оценки (по возрастающей) за каждое промежуточные правильные ответы, решения или правильно выполненное действие.

Сложные комплексные контрольные задания для выпускных квалификационных работ, проектов, или демонстрационного (практического) экзамена и т.п. могут применяться для проверки комплексных умений или компетенций, когда от аттестуемого требуется выполнение системных решений в нестандартной ситуациях и заранее не возможно формализовать правильные показатели выполнения, и критерии оценки. В этом случае, правильность решений определяется экспертом(ами) на основании их опыта и квалификации [2].

Ответы на вопросы и решение простых контрольных заданий предполагают выполнение аттестуемым простых когнитивных действий по изложению знаний понятий, определений, терминов, законов, формул и т.п. с пониманием смысла изученного материала (литера В), либо по применению информации для решения задач; применение (фактов, правил, теорий, приемов, методов) в конкретных ситуациях, соблюдение принципов и законов (литера П) [2].

Решение комплексных контрольных заданий требует от аттестуемого выполнения сложных когнитивных действий:

  • по разделению информации на взаимозависимые части, выявлению взаимосвязей между ними, осознанию принципов организации целого и т.п. (анализ – литера А);
  • по интерпретации результатов, творческому преобразованию информации из разных источников, созданию продукта/гипотезы, системного объяснения/решения и иной новой информации, объясняющей явление или событие, предсказывающей что-либо и т.п. (синтез – литера С);
  • по оценке значения объекта/явления для конкретной цели, определению и высказыванию суждения о целостности идеи/метода/теории на основе проникновения в суть явлений и их сравнения, и т.п. (оценка – литера О).

Простые контрольные задания, в основном, состоят из задач/вопросов типа В и П. Комплексные контрольные задания, как правило, состоят из задач и вопросов типов А, С и О. В определенных случаях, когда знания и умения проверяются в комплексе, комплексные контрольные задания могут включать в себя задачи и вопросы типа В и П.

В соответствии с требованиями ФГОС к структуре основной профессиональной образовательной программы структура фонда оценочных средств отражает иерархию содержательной вложенности:

1 уровень – оценочные средства для государственной (итоговой) аттестации и комплексы оценочных средств по учебным дисциплинам, профессиональным модулям;

2 уровень – оценочные средства для текущего контроля (по темам и/или разделам) и промежуточной аттестации (экзамен, зачет) по учебным дисциплинам, профессиональным модулям, учебной и производственной практикам;

3 уровень – контрольные задания, показатели выполнения (правильные ответы: численные данные, формулировки, законы, заключения, алгоритмы, порядки и т.п.), критерии оценивания решений /выполнения контрольных заданий.

Для упорядоченного хранения и использования ФОС в информационных системах могут применяться дополнительные типологические параметры оценочных средств: тип (класс), вид, форма, сложность и т.п. С этой целью могут применяться различные системы кодирования, основанные на различных многоуровневых классификациях. Основным требованием остается эффективность создания и использования разнообразных оценочных средств обучающими, преподавателями, экспертами и др. участниками образовательного процесса.


Библиографическая ссылка

Пермяков О.Е., Менькова С.В. СИСТЕМАТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ФОНДОВ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 1-2. – С. 38-40;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4551 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674