Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

КОМПЛЕТИЧЕCКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Телемтаев М.М. 1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
На основе комплетического подхода сформулирован Принцип целостности технологии научной деятельности. Создана общая модель комплекса технологий научной деятельности, начиная от технологий формирования замысла и завершая технологиями формирования полезности и пользы для создателей технологии научной деятельности. Предложенная общая модель применима также и для детального описания каждой из технологий научной деятельности, напр., НБИК-комплекса наук и технологий.
фундаментальный
принцип
комплетика
технология
научная
деятельность
целостность
цельность
триада
объект
субъект
результат
комплетический
подход
модель
НБИК-технологии.
1. Гладун А.Д. Экономика и физика // Потенциал. – 2006. – № 5.
2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 20.12.2012 г. №2433-р.
3. Ковальчук М.В. Конвергенция наук и технологий – прорыв в будущее // Российские нанотехнологии. – 2011. – № 1-2. – С. 13-23.
4. Нурахов Н.Н. Целостность управления инновациями и Кадастр ИНСО. – М.: МСТ, 2010. – 156 с.
5. Телемтаев М.М. От разрозненных идей и знаний к целостной системе. Комплетика: от теории к осуществлению. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. – 312 с.
6. Телемтаев М.М. Принцип целостности и его реализация // Вестник РЭУ им. Г.В. Плеханова. – 2012. – №9 (51). – С. 74-81.
7. Телемтаев М.М. Принцип целостности профессиональной деятельности. Materials digest of the XXXII International Research and Practice Conferens (London, September 20-September 25, 2012). Published by IASHE. – London. – Р. 78-80.
8. Телемтаев М.М. Принцип целостности технологии // Электр. научн. журн. «Известия РЭУ им. Г.В. Плеханова». – 2011. – Вып. 5. – С. 204-217.
9. Телемтаев М.М. Целостный метод – теория и практика. 2-е изд. – М.: МСТ, 2009. – 396 с.
10. Salomon J. What is Technology? The Issue of its origins and definitions // History of technology. – 1984. – Vol. 1. – Р. 113-156.

Введение

Конвергенция (от английского convergence – схождение в одной точке), понимаемая как объединение, взаимопроникновение наук и технологий [2], базируется на НБИК-технологиях, где Н – это нано-, Б – био-, И – информационные технологии, К – когнитивные технологии [3].

По всей видимости, формирование путем конвергенции новых технологий и наук должно быть основано на мультидисциплинарном (междисциплинарном и наддисциплинарном) подходе в научных исследованиях и в создании технологий. В частности, должно быть достигнуто целостное единство моделей технологий научных исследований и технологий практического производства на основе полученных научных знаний.

Одной из возможностей мультидисциплинарного подхода является применение комплетики – философии, теории и практики целостных решений, науки о целостном и целом [5].

Комплетический подход основан на целостном методе комплетики [9] и позволяет создавать целостное единство исследуемых и проектируемых предметов и явлений мира и человеческой деятельности.

Целью настоящей работы является разработка единых основ построения целостных технологий научных теоретических и экспериментальных исследований и технологий применения их результатов в народном хозяйстве.

Для упрощения изложения будем рассматривать применение нового научного знания для решения проблем выживания, сохранения и развития предприятий. Полученные здесь результаты могут быть применены и в учреждениях, организациях, отраслях, сферах народного хозяйства, а также в народном хозяйстве, региональном, мировом хозяйстве с соответствующими уточнениями.

В современном представлении вновь технология, также как и в XVIII в., во времена ее основателя И. Бекмана [1,10], но в новом формате научного и практического знания, объединяет в себе почти все то, что относится к производству общественно полезного продукта – знания, товара, услуги. Создаются технологии научных исследований – технологии производства научного знания, технологии производства товаров и услуг, технологии экологические, политические, социальные, сельскохозяйственные и т.д.

Определение технологии научной деятельности

Определим технологию научной деятельности как искусство продуктивного осуществления такой научной деятельности, которая гарантированно приводит к получению полезного нового научного знания с заданными свойствами, формой, состоянием.

Результатами технологий научной деятельности являются новые научные знания о предмете, явлении мира и человеческой деятельности.

Полезность нового научного знания – это степень удовлетворения потребностей юридических или физических лиц, которую они получают при потреблении нового научного знания либо ведении какой-либо деятельности с применением нового научного знания.

Полезность научного знания возникает в силу пользы знания – положительного, благотворного влияния знания на деятельность потребителя. Полезность знания может быть измерена и явиться мерой пользы знания. Мы будем разделять полезность и пользу знания на его полезность и пользу для потребителя знания и на полезность и пользу знания для создателя знания.

Для формирования основ теоретической технологии научной деятельности используем комплетический подход, позволяющий рассмотреть в целостном единстве структуру, процессы и результаты-знания технологии научной деятельности, а также полезности и пользы знания для потребителя знания и для создателя технологии научной деятельности [5].

Используя фундаментальный Принцип целостности комплетики [6], Принцип целостности технологии [8], Принцип целостности профессиональной деятельности [7] и Принцип целостности инноваций [4], сформулируем Принцип целостности технологии научной деятельности как целостного целого, описывающий модель технологии-триады «объект-субъект-результат».

Принцип целостности технологии научной деятельности

С позиций комплетики технология научной деятельности, как целое, представляет собой complete-триаду «объект-субъект-результат» – комплетическую технологию-триаду «объект-субъект-результат» научной деятельности.

В комплетической технологии-триаде научной деятельности:

  • объект технологии-триады научной деятельности осуществляет непосредственное производство научной деятельности,
  • субъект технологии-триады научной деятельности осуществляет координацию технологии производства результата научной деятельности и состояния результата научной деятельности,
  • результат технологии-триады научной деятельности формируется в процессе совместной деятельности объекта и субъекта технологии-триады научной деятельности в виде нового научного знания.

Принцип целостности технологии научной деятельности может быть изложен в виде теоремы.

Теорема целостности «об общей модели комплетической технологии-триады целостной научной деятельности»:

для формирования и реализации целостной технологии научной деятельности необходимо соответствие технологии научной деятельности общей модели целостной complete-триады «объект-субъект-результат», отвечающей комплексу задач технологизации научной деятельности.

Перейдем к описанию компонент комплетической технологии-триады целостной научной деятельности «объект-субъект-результат технологизации научной деятельности», кратко – технологии-триады научной деятельности.

Результат технологии-триады научной деятельности

Результат технологии-триады научной деятельности в процессе своего жизненного цикла под преобразующим влиянием объекта и субъекта технологии-триады научной деятельности проходит следующие циклы:

1-й цикл: замысел – образ, «контур» нового знания,

2-й цикл: идея (основной принцип устройства) и конструкция нового знания,

3-й цикл: проект применения нового знания,

4-й цикл: готовое к внедрению новое знание, напр., промышленный образец,

5-й цикл: проект изменения производства, в котором внедряется новое знание,

6-й цикл: польза от внедрения нового знания для производства, в котором внедрено новое знание,

7-й цикл: польза от внедрения нового знания для его создателей.

Главной целью комплетической технологии-триады целостной научной деятельности является получение и преобразование замысла (начальное состояние нового знания) в конечный результат в виде пользы для создателя нового знания (конечное состояние нового знания).

Между всеми циклами преобразования результата технологии-триады от результата-замысла нового знания (начальное состояние) до результата-пользы от нового знания (конечное состояние) комплетическая технология-триада целостной научной деятельности обеспечивает прямые и обратные связи, позволяющие взаимосвязано улучшать результаты всех циклов научной деятельности.

Также под влиянием комплетической технологии-триады целостной научной деятельности все виды результата технологии-триады научной деятельности в цепи циклов преобразования органично переходят «один в другой», являясь, по сути, целостной цельностью, complete-целым. Единство всех состояний результата комплетической технологии-триады целостной научной деятельности обеспечивает ее ядро-код целого – объект интеллектуальной собственности, выбранный на первом цикле, а также структура целостного подхода к формированию и внедрению нового знания.

Объект технологии-триады научной деятельности осуществляет собственно технологию производства нового знания, состоящую из следующих циклов:

1-й цикл: аналитическое производство – производство замысла результата научной деятельности в виде аналитического проекта;

2-й цикл: исследовательское производство – производство идеи результата научной деятельности (основного принципа устройства нового знания) в виде исследовательского проекта;

3-й цикл: проектно-конструкторское производство – производство проекта физической реализации нового знания;

4-й цикл: опытно-экспериментальное производство для апробации нового знания – производство, напр., промышленного образца;

5-й цикл: внедренческое проектное производство – производство проекта внедрения нового знания;

6-й цикл: внедренческое производство – производство внедрения нового знания на предприятии, получение предприятием пользы от внедрения нового знания;

7-й цикл: производство пользы от внедрения нового знания на предприятии для создателей нового знания комплетической технологии-триады целостной научной деятельности;

8-й цикл: архивное производство – хранение в информационной и физической форме технологии-триады научной деятельности во всех семи описанных состояниях, предоставление информации для использования при создании новых технологий-триад научной деятельности.

Производственной целью комплетической технологии-триады целостной научной деятельности является преобразование объекта технологии-триады от начального состояния в виде аналитического производства до конечного состояния в виде производства пользы для создателей нового знания и архивного производства, через прохождение объектом технологии-триады всех промежуточных состояний.

Для достижения данной цели между всеми циклами преобразования производственного объекта технологии-триады (от аналитического производства до производства пользы и архивного производства) технология-триада обеспечивает прямые и обратные связи, позволяющие взаимосвязано улучшать все производственные циклы целостной научной деятельности.

Все виды объекта комплетической технологии-триады целостной научной деятельности в цепи циклов преобразования органично переходят «один в другой», являясь, по сути, целостной цельностью, complete-целым. Единство всех состояний производственного объекта комплетической технологии-триады целостной научной деятельности обеспечивает ядро-код целого производства – соответствующий объект интеллектуальной собственности, выбранный на первом цикле, а также структура целостного подхода к формированию и внедрению нового знания.

Субъект комплетической технологии-триады научной деятельности осуществляет координацию последовательных преобразований как технологии-триады, так и ее составляющих для обеспечения их цельности и целостности.

Координационный процесс субъекта комплетической технологии-триады содержит четыре общих цикла координации:

1-й цикл: мониторинг состояния результата, объекта технологии-триады и собственно технологии-триады научной деятельности в целом для последующего принятия решений в процессах экспертизы, разрешения (лицензирования), управления научной деятельностью;

2-й цикл: экспертиза состояния результата, объекта технологии-триады и собственно технологии-триады научной деятельности;

3-й цикл: разрешение (лицензирование) состояния результата, объекта технологии-триады научной деятельности и собственно технологии-триады научной деятельности;

4-й цикл: управление состоянием результата, объекта технологии-триады научной деятельности и собственно технологии-триады научной деятельности.

Координационной целью комплетической технологии-триады целостной научной деятельности является создание условий для целостного осуществления субъектом комплетической технологии-триады всей совокупности функций координатора.

Применение комплетического подхода позволяет в цепи циклов преобразований субъекта технологии-триады научной деятельности обеспечить органичный переход всех видов субъекта «один в другой». Это позволяет субъекту технологии-триады быть, по сути, единым целым субъектом комплетической технологии-триады научной деятельности. Единство всех состояний субъекта комплетической технологии-триады научной деятельности обеспечивает ядро-код цельного координатора научной деятельности – соответствующий объект интеллектуальной собственности, а также структура целостного подхода к формированию, внедрению научного знания.

3аключение

Применение комплетического подхода позволило сформулировать Принцип целостности технологии научной деятельности и создать общую модель технологии для единого описания комплекса всех технологий, имеющихся и создаваемых для определенной научной деятельности, начиная от технологий формирования замысла и завершая технологиями формирования полезности и пользы для создателей технологии научной деятельности.

Предложенная общая модель технологии научной деятельности применима также и для детального описания каждой из технологий комплекса технологий научной деятельности и каждой части этих технологий.

Применима она также и в целях построения комплетического НБИК-комплекса технологий для конвергенции, как целостного объединения, взаимопроникновения НБИК-наук и НБИК-технологий в НБИК-комплекс технологий, а также для единого описания каждой технологии НБИК-комплекса.


Библиографическая ссылка

Телемтаев М.М. КОМПЛЕТИЧЕCКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 1-2. – С. 119-122;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4569 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674