Введение
Конвергенция (от английского convergence – схождение в одной точке), понимаемая как объединение, взаимопроникновение наук и технологий [2], базируется на НБИК-технологиях, где Н – это нано-, Б – био-, И – информационные технологии, К – когнитивные технологии [3].
По всей видимости, формирование путем конвергенции новых технологий и наук должно быть основано на мультидисциплинарном (междисциплинарном и наддисциплинарном) подходе в научных исследованиях и в создании технологий. В частности, должно быть достигнуто целостное единство моделей технологий научных исследований и технологий практического производства на основе полученных научных знаний.
Одной из возможностей мультидисциплинарного подхода является применение комплетики – философии, теории и практики целостных решений, науки о целостном и целом [5].
Комплетический подход основан на целостном методе комплетики [9] и позволяет создавать целостное единство исследуемых и проектируемых предметов и явлений мира и человеческой деятельности.
Целью настоящей работы является разработка единых основ построения целостных технологий научных теоретических и экспериментальных исследований и технологий применения их результатов в народном хозяйстве.
Для упрощения изложения будем рассматривать применение нового научного знания для решения проблем выживания, сохранения и развития предприятий. Полученные здесь результаты могут быть применены и в учреждениях, организациях, отраслях, сферах народного хозяйства, а также в народном хозяйстве, региональном, мировом хозяйстве с соответствующими уточнениями.
В современном представлении вновь технология, также как и в XVIII в., во времена ее основателя И. Бекмана [1,10], но в новом формате научного и практического знания, объединяет в себе почти все то, что относится к производству общественно полезного продукта – знания, товара, услуги. Создаются технологии научных исследований – технологии производства научного знания, технологии производства товаров и услуг, технологии экологические, политические, социальные, сельскохозяйственные и т.д.
Определение технологии научной деятельности
Определим технологию научной деятельности как искусство продуктивного осуществления такой научной деятельности, которая гарантированно приводит к получению полезного нового научного знания с заданными свойствами, формой, состоянием.
Результатами технологий научной деятельности являются новые научные знания о предмете, явлении мира и человеческой деятельности.
Полезность нового научного знания – это степень удовлетворения потребностей юридических или физических лиц, которую они получают при потреблении нового научного знания либо ведении какой-либо деятельности с применением нового научного знания.
Полезность научного знания возникает в силу пользы знания – положительного, благотворного влияния знания на деятельность потребителя. Полезность знания может быть измерена и явиться мерой пользы знания. Мы будем разделять полезность и пользу знания на его полезность и пользу для потребителя знания и на полезность и пользу знания для создателя знания.
Для формирования основ теоретической технологии научной деятельности используем комплетический подход, позволяющий рассмотреть в целостном единстве структуру, процессы и результаты-знания технологии научной деятельности, а также полезности и пользы знания для потребителя знания и для создателя технологии научной деятельности [5].
Используя фундаментальный Принцип целостности комплетики [6], Принцип целостности технологии [8], Принцип целостности профессиональной деятельности [7] и Принцип целостности инноваций [4], сформулируем Принцип целостности технологии научной деятельности как целостного целого, описывающий модель технологии-триады «объект-субъект-результат».
Принцип целостности технологии научной деятельности
С позиций комплетики технология научной деятельности, как целое, представляет собой complete-триаду «объект-субъект-результат» – комплетическую технологию-триаду «объект-субъект-результат» научной деятельности.
В комплетической технологии-триаде научной деятельности:
- объект технологии-триады научной деятельности осуществляет непосредственное производство научной деятельности,
- субъект технологии-триады научной деятельности осуществляет координацию технологии производства результата научной деятельности и состояния результата научной деятельности,
- результат технологии-триады научной деятельности формируется в процессе совместной деятельности объекта и субъекта технологии-триады научной деятельности в виде нового научного знания.
Принцип целостности технологии научной деятельности может быть изложен в виде теоремы.
Теорема целостности «об общей модели комплетической технологии-триады целостной научной деятельности»:
для формирования и реализации целостной технологии научной деятельности необходимо соответствие технологии научной деятельности общей модели целостной complete-триады «объект-субъект-результат», отвечающей комплексу задач технологизации научной деятельности.
Перейдем к описанию компонент комплетической технологии-триады целостной научной деятельности «объект-субъект-результат технологизации научной деятельности», кратко – технологии-триады научной деятельности.
Результат технологии-триады научной деятельности
Результат технологии-триады научной деятельности в процессе своего жизненного цикла под преобразующим влиянием объекта и субъекта технологии-триады научной деятельности проходит следующие циклы:
1-й цикл: замысел – образ, «контур» нового знания,
2-й цикл: идея (основной принцип устройства) и конструкция нового знания,
3-й цикл: проект применения нового знания,
4-й цикл: готовое к внедрению новое знание, напр., промышленный образец,
5-й цикл: проект изменения производства, в котором внедряется новое знание,
6-й цикл: польза от внедрения нового знания для производства, в котором внедрено новое знание,
7-й цикл: польза от внедрения нового знания для его создателей.
Главной целью комплетической технологии-триады целостной научной деятельности является получение и преобразование замысла (начальное состояние нового знания) в конечный результат в виде пользы для создателя нового знания (конечное состояние нового знания).
Между всеми циклами преобразования результата технологии-триады от результата-замысла нового знания (начальное состояние) до результата-пользы от нового знания (конечное состояние) комплетическая технология-триада целостной научной деятельности обеспечивает прямые и обратные связи, позволяющие взаимосвязано улучшать результаты всех циклов научной деятельности.
Также под влиянием комплетической технологии-триады целостной научной деятельности все виды результата технологии-триады научной деятельности в цепи циклов преобразования органично переходят «один в другой», являясь, по сути, целостной цельностью, complete-целым. Единство всех состояний результата комплетической технологии-триады целостной научной деятельности обеспечивает ее ядро-код целого – объект интеллектуальной собственности, выбранный на первом цикле, а также структура целостного подхода к формированию и внедрению нового знания.
Объект технологии-триады научной деятельности осуществляет собственно технологию производства нового знания, состоящую из следующих циклов:
1-й цикл: аналитическое производство – производство замысла результата научной деятельности в виде аналитического проекта;
2-й цикл: исследовательское производство – производство идеи результата научной деятельности (основного принципа устройства нового знания) в виде исследовательского проекта;
3-й цикл: проектно-конструкторское производство – производство проекта физической реализации нового знания;
4-й цикл: опытно-экспериментальное производство для апробации нового знания – производство, напр., промышленного образца;
5-й цикл: внедренческое проектное производство – производство проекта внедрения нового знания;
6-й цикл: внедренческое производство – производство внедрения нового знания на предприятии, получение предприятием пользы от внедрения нового знания;
7-й цикл: производство пользы от внедрения нового знания на предприятии для создателей нового знания комплетической технологии-триады целостной научной деятельности;
8-й цикл: архивное производство – хранение в информационной и физической форме технологии-триады научной деятельности во всех семи описанных состояниях, предоставление информации для использования при создании новых технологий-триад научной деятельности.
Производственной целью комплетической технологии-триады целостной научной деятельности является преобразование объекта технологии-триады от начального состояния в виде аналитического производства до конечного состояния в виде производства пользы для создателей нового знания и архивного производства, через прохождение объектом технологии-триады всех промежуточных состояний.
Для достижения данной цели между всеми циклами преобразования производственного объекта технологии-триады (от аналитического производства до производства пользы и архивного производства) технология-триада обеспечивает прямые и обратные связи, позволяющие взаимосвязано улучшать все производственные циклы целостной научной деятельности.
Все виды объекта комплетической технологии-триады целостной научной деятельности в цепи циклов преобразования органично переходят «один в другой», являясь, по сути, целостной цельностью, complete-целым. Единство всех состояний производственного объекта комплетической технологии-триады целостной научной деятельности обеспечивает ядро-код целого производства – соответствующий объект интеллектуальной собственности, выбранный на первом цикле, а также структура целостного подхода к формированию и внедрению нового знания.
Субъект комплетической технологии-триады научной деятельности осуществляет координацию последовательных преобразований как технологии-триады, так и ее составляющих для обеспечения их цельности и целостности.
Координационный процесс субъекта комплетической технологии-триады содержит четыре общих цикла координации:
1-й цикл: мониторинг состояния результата, объекта технологии-триады и собственно технологии-триады научной деятельности в целом для последующего принятия решений в процессах экспертизы, разрешения (лицензирования), управления научной деятельностью;
2-й цикл: экспертиза состояния результата, объекта технологии-триады и собственно технологии-триады научной деятельности;
3-й цикл: разрешение (лицензирование) состояния результата, объекта технологии-триады научной деятельности и собственно технологии-триады научной деятельности;
4-й цикл: управление состоянием результата, объекта технологии-триады научной деятельности и собственно технологии-триады научной деятельности.
Координационной целью комплетической технологии-триады целостной научной деятельности является создание условий для целостного осуществления субъектом комплетической технологии-триады всей совокупности функций координатора.
Применение комплетического подхода позволяет в цепи циклов преобразований субъекта технологии-триады научной деятельности обеспечить органичный переход всех видов субъекта «один в другой». Это позволяет субъекту технологии-триады быть, по сути, единым целым субъектом комплетической технологии-триады научной деятельности. Единство всех состояний субъекта комплетической технологии-триады научной деятельности обеспечивает ядро-код цельного координатора научной деятельности – соответствующий объект интеллектуальной собственности, а также структура целостного подхода к формированию, внедрению научного знания.
3аключение
Применение комплетического подхода позволило сформулировать Принцип целостности технологии научной деятельности и создать общую модель технологии для единого описания комплекса всех технологий, имеющихся и создаваемых для определенной научной деятельности, начиная от технологий формирования замысла и завершая технологиями формирования полезности и пользы для создателей технологии научной деятельности.
Предложенная общая модель технологии научной деятельности применима также и для детального описания каждой из технологий комплекса технологий научной деятельности и каждой части этих технологий.
Применима она также и в целях построения комплетического НБИК-комплекса технологий для конвергенции, как целостного объединения, взаимопроникновения НБИК-наук и НБИК-технологий в НБИК-комплекс технологий, а также для единого описания каждой технологии НБИК-комплекса.
Библиографическая ссылка
Телемтаев М.М. КОМПЛЕТИЧЕCКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 1-2. – С. 119-122;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4569 (дата обращения: 21.11.2024).