Современный этап развития Агропромышленного комплекса страны и высшего сельскохозяйственного образования без натяжки можно назвать переломным. Россия входит в мировую экономическую и европейскую образовательную систему.
Выход страны на передовые позиции в мире будет во многом связан с успешным вхождением в ВТО и присоединением к Болонскому процессу, переходом к двухуровневой системе высшего образования. Болонской декларацией в первую очередь предусматривается применение системы легко понимаемых и сопоставимых ученых степеней, введение Приложения к диплому. Последнее должно содействовать повышению возможностей трудоустройства европейских граждан на рынке труда и конкурентоспособности европейской системы высшего образования в мире [2].
В 2014 г. на факультетах «Агротехнологический» и «Перерабатывающие технологии и товароведение», с которыми многие годы тесно связана моя преподавательская деятельность, завершится переход к двухуровневой системе образования, предусматривающей преддипломную (undergraduate) и постдипломную (postgraduate) подготовку. Первый цикл, продолжительностью не менее трех лет, рассчитан на подготовку бакалавров, а второй даст возможность выпускникам ВУЗа получить степень магистра. В Европе, в отличие от России, ученая степень кандидата наук, как известно, не предусмотрена, поэтому там можно получить не только степень магистра, но и (или) доктора.
В основу организации образовательного процесса в настоящее время положен компетентностный подход, который является ведущим принципом в стандартах нового (третьего) поколения. В связи с этим, в современных реформах четко просматривается возрастание требований к уровню интеллектуального и нравственного развития выпускника ВУЗа, к его социальной и профессиональной готовности работать в сложных, полных стрессов условиях, особенно в сельской местности. Следовательно, для того, чтобы быть востребованными на рынке труда, выпускники аграрных ВУЗов должны в первую очередь обладать глубокими профессиональными знаниями, способностью и стремлением к постоянному их обновлению, как за счет дополнительного образования, так и самообразования. К тому же, как показали результаты анкетирования, не только перечисленные выше профессиональные качества оказались в числе наиболее востребованных на рынке труда. Более высокие коэффициенты значимости получили такие компетенции как аналитическое мышление, умение быстро осваивать новую информацию, работать в стрессовой ситуации, владеть компьютером, включая Интернет, и другие [1].
Сложившуюся в России систему высшего профессионального образования (ВПО) некоторые авторы пока оценивают как не отвечающую современным требованиям, а специалистов сельского хозяйства не конкурентоспособными на рынке труда. Они ссылаются и на мнения других исследователей, считающих, что отдача от ВПО в России в среднем в 2 раза ниже, чем в США. Большинство работодателей воспринимают бакалавров как специалистов с незаконченным высшим образованием. При приеме на работу их больше интересуют не оценки в Приложении к диплому, а стаж работы, чтобы не доучивать выпускников через систему повышения квалификации или корпоративное обучение.
Готовить высокопрофессиональное кадры для АПК в нынешних экономических условиях нелегко. Усугубляет проблему пониженный вступительный балл абитуриентов сельскохозяйственных ВУЗов, а также потребность у большинства студентов в подработке, причем нередко в ущерб учебе.
При непростых реалиях подготовки хороших специалистов пришла пора распрощаться с устаревшей пассивной системой обучения информационного типа с передачей знаний студентам преподавателем в готовом виде. Сейчас востребована система образования, в которой знания создаются в процессе обучения за счет активной систематической работы обучающихся, включая и самостоятельную.
В нынешних учебных планах на самостоятельную работу студентов очников приходится примерно половина учебного времени, а у сокращенников и заочников до 75-80%.
На кафедре «Растениеводство и кормопроизводство» агротехнологического факультета в последние годы подготовлен ряд солидных учебно-методических пособий и учебников, причем большая часть их имеет и электронные версии: «Практикум по растениеводству», «Практикум по семеноведению», «Практикум по бахчеводству», «Бахчеводство», «Луговодство», «Кормопроизводство». С использованием уже функционирующей в университете дистанционной системы «Прометей», базирующейся на применении новой методологии обучения, компьютерных обучающих и контролирующих программ, мультимедийных установок, это поднимет эффективность самостоятельной работы бакалавров и магистров, так же, как и подготовку кадров высшей квалификации в целом на качественно новый уровень.
Большую роль в подготовке бакалавров играет научно-агрономическая и преддипломная практика на опытном поле Учебно-научного производственного центра университета и в базовых хозяйствах. Для многих студентов она напрямую связана с проведением совместно с магистрами и аспирантами или самостоятельно под руководством профессорско-преподавательского состава научных исследований и сбором данных для написания выпускных квалификационных работ. Особую привлекательность представляют собой практики в базовых хозяйствах университета — крупных холдингах и передовых фермерских хозяйствах, где испытываются инновационные влаго-почво-ресурсосберегающие технологии возделывания сельскохозяйственных культур с применением энергонасыщенных трактов, широкозахватных посевных комплексов и опрыскивателей, оборудованных приборами космической связи (GPS) для точного земледелия, современных комбайнов новых поколений. В выигрыше остаются не только студенты, но и руководители хозяйств, имеющие возможность пригласить на работу лучших студентов.
Трудно переоценить значение в подготовке высококвалифицированных кадров международных связей. В последние годы многие бакалавры выезжали в ближнее и дальнее зарубежье (чаще в Германию), где приобретали практический опыт выращивания сельскохозяйственных культур по современным технологиям и работы на новой технике. Значительно чаще стали выезжать за границу также магистры, аспиранты и профессора в краткосрочные или среднесрочные командировки.
В заключение следует сказать, что готовить хорошо подготовленных бакалавров университет безусловно может. Но для того, чтобы бакалавров не называли недоучками и чтобы их пришлось меньше доучивать, следует, на наш взгляд, пересмотреть учебные планы и существенно увеличить количество часов по специальным дисциплинам за счет их сокращения по элективным курсам и общеобразовательным дисциплинам.
Библиографическая ссылка
Иванов В.М. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ДЛЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 1-2. – С. 164-166;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4585 (дата обращения: 21.11.2024).