Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

Абжан Г.М. 1 Абылханова Г.А. 1
1 РГП на ПВХ «Казахский национальный педагогический университет имени Абая»
Педагогическое проектирование модели формирования правовой культуры важно осуществлять на основе целостной организации целевого, структурно-содержательного, организационно-процессуального и контрольно-оценочного компонентов модели формирования правовой культуры, которые охватывают формы ее организации. Это образует как-единый вектор формирования правовой культуры педагога в условиях профессионально-педагогического образования личности, который позволяет ей одновременно быть участником социально-активной жизни, профессионально-направленной творческой деятельности и субъектом собственного духовно-мировоззренческого саморазвития. В процессе формирования правовой культуры педагога профессионального обучения реализуется разработанный комплекс педагогических условий в составе: системное структурирование целей и задач формирования правовой культуры; отбор формирующего правовую культуру содержания образования; разработка технологии, способствующей достижению целей формирования правовой культуры и включающей ценностно-ориентационный, содержательно-моделирующий и рефлексивно-творческий этапы.
педагогика
воспитание
формирование педагогов
культура
педагогическая культура.
1. Базаева Ф.У. Дидактические условия самореализации будущего учителя в процессе его подготовки в вузе: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. – Волгоград, 2006. – 159 с.
2. Воспитание будущего учителя: идеи, ценности, ориентации: учеб. пособие / под ред. Л.B. Загрековой, В.В. Николиной, В.А. Фортунатовой. – Н.Новгород: НГПУ, 2001. – 106 с.
3. Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. – Москва-Белгород, 1993. – 219 с.
4. Пралиев С.Ж., Ермаганбетов М.Е., Косов В.Н., Нуриев М.А., Кузнецов Е.А., Сейсенбаева Ж.А., Якупова А.Н., Цыренжапова Г.Г., Симтиков Ж.К., Кириллова Г.Р., Скиба М.А., Мухитова Р.Б. Образование Казахстана в годы независимости (1991-2011гг.) / под общей редакцией Министра образования и науки РК, академика Жумагулова Б.Т. – Алматы: КазНПУ имени Абая, Издательство «Ұлағат», 2011. – 176 с.
5. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat. – URL: http://www.dissercat.com/con tent/formirovanie-pravovoi-kultury-pedagoga-profes sionalnogo-obucheniya#ixzz2nuz7Ig8d
6. Сейсенбаева Ж.А. Научное обоснование основных факторов формирования интеллектуальной нации в условиях высшей школы Республики Казахстан. – URL: http://www.science-education.ru/105-7242.

Формирование личности – процесс развития и становления личности под влиянием внешних воздействий социальной среды, воспитания, обучения; целенаправленное развитие личности или каких-либо её сторон, качеств под влиянием воспитания и обучения, процесс становления человека как субъекта и объекта общественных отношений.

В настоящее время происходит углубление противоречий между требованиями, предъявляемыми к личности и деятельности учителя, и фактическим уровнем готовности выпускников педагогических учебных заведений к выполнению ими своих профессиональных функций; между типовой системой подготовки учителя и индивидуально-творческим характером его деятельности. Неизбежным следствием технократического и экстенсивного подходов в педагогическом образовании стало отчуждение учителя от общества и национальных культур, от школы и ученика. Это привело к резкому снижению социального статуса и престижа педагогической профессии, несоответствию системы подготовки учителя общественным потребностям и обострению образовательных проблем [1].

Необходимость формирования правовой культуры педагогов профессионального обучения обусловлена системными изменениями, происходящими в сфере социальных и духовных ценностей казахстанского общества, процессами интеграции, происходящими в современном мире и образовании, вызвана возросшим значением роли права и требований законности в совершенствовании правовой основы государственной и общественной жизни общества, а также модернизацией высшего профессионального образования. Она также состоит в смене приоритетов, когда в центре внимания становится личность будущего педагога, его культура, профессионализм, а знания и умения, которыми он обладает, превращаются из самоцели обучения в средство его профессионального развития и самосовершенствования.

Высокий уровень профессиональной культуры характеризуется развитой способностью к решению профессиональных задач, т.е. развитым профессиональным мышлением. Однако развитое профессиональное мышление может превратиться в свою противоположность, когда оно поглощает другие проявления личности, нарушая ее целостность и всесторонность. Отражая противоречивый, диалектический характер человеческой деятельности, профессиональная культура есть определенная степень овладения членами профессиональной группы приемами и способами решения специальных профессиональных задач [2].

Понятие «педагогическая культура» давно включено в практику педагогической деятельности, целостное теоретическое изучение которого стало возможным относительно недавно.

Для понимания сущности профессионально-педагогической культуры необходимо иметь в виду следующие положения, раскрывающие связь общей и профессиональной культуры, ее специфические особенности:

  • профессионально-педагогическая культура – это универсальная характеристика педагогической реальности, проявляющаяся в разных формах существования;
  • профессионально-педагогическая культура представляет собой интериоризированную общую культуру и выполняет функцию специфического проектирования общей культуры в сферу педагогической деятельности;
  • профессионально-педагогическая культура – это системное образование, включающее в себя ряд структурно-функциональных компонентов, имеющее собственную организацию, избирательно взаимодействующее с окружающей средой и обладающее интегративным свойством целого, не сводимого к свойствам отдельных частей;
  • единицей анализа профессионально-педагогической культуры выступает творческая по своей природе педагогическая деятельность;
  • особенности реализации и формирования профессионально-педагогической культуры учителя обусловливаются индивидуально-творческими, психофизиологическими и возрастными характеристиками, сложившимся социально-педагогическим опытом личности [3].

Формирование профессионально-педагогической направленности личности будущего педагога происходит в результате целостного подхода к педагогическому процессу, единства сознания, поведения и отношений; уровнегого подхода к формированию профессионально-педагогической направленности личности; включения в учебный процесс различных видов познавательной деятельности, активного участия в них студентов; ценностных познавательных ориентаций, связанных с будущей профессиональной деятельностью; наличия опыта социальных отношений; уровня развития познавательных интересов, потребностей, мотивов, установок, убеждений . Подготовка специалиста не может соответствовать современным требованиям, если он овладел только знаниями и умениями, но не развил потребности в творческой познавательной и профессиональной деятельности. Следовательно, условием качественной подготовки специалиста является формирование и развитие профессионально-познавательных потребностей, увеличение их удельного веса в структуре мотивации, превращение их в ведущий мотив, в черту личности специалиста.

Формирование познавательно-профессиональных потребностей у студентов в процессе обучения требует предварительного анализа состояния этой проблемы в практике работы вузов и колледжей, выявления потребностей и определения педагогических условий, путей и средств успешного формирования профессионально-педагогической направленности личности [4].

К психологическим факторам формирования познавательных потребностей студентов относятся:

  1. Наличие цели и установки на развитие познавательной самостоятельности студентов;
  2. Уровень развития ценностных мотиваций и потребностей в познавательной самостоятельности;
  3. Сформированность ориентации в познавательных ценностях;
  4. Включение студентов в самостоятельную познавательную деятельность.

Психологи отмечают два приема формирования самооценки. Первый состоит в том, чтобы соотнести уровень своих притязаний с достигнутым результатом, а второй – в социальном сравнении, сопоставлении мнений о себе окружающих. Но при использовании этих приемов не всегда вырабатывается адекватная самооценка. Невысокие притязания могут привести к формированию завышенной самооценки, так как затруднения в работе обычно имеют лишь те воспитатели, которые ставят перед собой высокие задачи. Не может удовлетворить творчески работающего учителя и прием формирования самооценки через сравнение себя и своих результатов с результатами коллег. Основной способ формирования самооценки учителя (в том числе будущего) – соизмерение своих результатов с идеалом личности и деятельности учителя-воспитателя, и такая работа должна начинаться как можно раньше, с первого курса. Самый простой и в то же время самый надежный способ формирования профессионального идеала – чтение специальной литературы, знакомство с жизнью и педагогическим творчеством выдающихся педагогов. Правильно сформированный идеал учителя – условие эффективности его самовоспитания [5].

К внешним факторам, стимулирующим процесс самовоспитания, относят педагогический коллектив, стиль руководства школой и фактор свободного времени.

Процесс профессионального самовоспитания чрезвычайно индивидуален. Однако в нем всегда можно выделить три взаимосвязанных этапа: самопознание, самопрограммирование и самовоздействие.

Научное педагогическое мышление выражается в свободном оперировании педагогическими фактами, их разложении на составляющие компоненты с целью проникновения в их сущность, установлении аналогий, сходства и различия в педагогических явлениях. Для этого будущий учитель должен научиться классифицировать факты и явления, устанавливать причины и выявлять мотивы поведения и деятельности участников социального взаимодействия, решать аналитические, прогностические и проективные задачи [6].

Профессиональное самовоспитание, как и любая другая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов и источников активности. Обычно движущей силой и источником самовоспитания будущего педагога называют потребность в самоизменении и самосовершенствовании. Однако сама эта потребность не вырастает автоматически из необходимости разрешить противоречия между требованиями, предъявленными обществом к педагогу, и наличным уровнем его развития как личности и профессионала. Внешние источники активности (требование и ожидание общества) либо стимулируют работу над собой, либо вынуждают будущего педагога идти на всевозможные ухищрения, снимающие эти противоречия, во всяком случае, в его сознании.

Проблема формирования правовой культуры является одной из актуальных в профессиональном становлении педагога профессионального обучения, особенно в условиях гуманизации системы образования и выдвигает проблему реализации гуманистической функции права. Анализ теоретических исследований по проблеме правовой культуры личности и ее формирования позволяет сделать вывод о том, что она является неотъемлемой составной частью педагогической культуры, важной профессионально-личностной характеристикой педагога профессионального обучения. Правовая культура педагога представляет собой компонент профессионально-педагогической культуры, ее высокий уровень выступает важным условием эффективной профессиональной деятельности.


Библиографическая ссылка

Абжан Г.М., Абылханова Г.А. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 3-1. – С. 11-13;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4651 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674