Введение
Процессы этнического обновления и возрождения в Российской Федерации тесно переплетаются с процессами суверенизации народов. Сегодня возрождается разрушенная татаро–мусульманская культура. В условиях современной России тема взаимодействия и возрождения национальных культур приобретает доминантное значение, и на протяжении столетий на территории нынешней России контактировали различные этносферы, в т.ч. славяно–православная и тюрко–мусульманская. В результате Россия всегда была системой смешанных цивилизаций и культур.
Культура татарского народа сформировалась в смешанном этническом окружении. Одной из особенностей исторического развития татарского народа было то, что они были присоединены к Московскому государству намного раньше других народов Востока. Татары должны были адаптироваться к новым условиям. Национальная культура татар, которая развивалась на основе мусульманских традиций являлась по своему генезису восточной. Она демонстрирует восприимчивость европейского влияния [1].
Поэтому, на современном этапе возрастает актуальность исследований и оценка культурного наследия прошлого. Целью данной работы является раскрыть особенности формирования татарской национальной культуры молодежи, где на территории Поволжья и на протяжении многих веков сосуществовали фрагменты двух мировых религий и цивилизаций, народы различных языковых групп и традиций. Регион Поволжья это уникальная лаборатория поиска и обретения не только способа сожительства, сколько развития через взаимодействия национальных культур [4].
Важным направлением в государственной культурной политике Республике Татарстан является обращение к народному творчеству. Основную работу по возрождению истоков культуры проводит сегодня Государственный центр народного творчества. Большое место в программе ГЦНТ отведено возрождению традиционной национальной музыкальной культуры. Эту работу координируют сегодня отдел межнациональных отношений при Президенте Республики Татарстан, национальный культурной центр и другие государственные и общественные структуры.
Обычаи и обряды, народные праздники, неся в себе печать этнической специфики, одновременно отражают типологическую общность социальной среды, общечеловеческой культуры в целом, передаваемые от поколения к поколению они становятся действенной и саморазвивающейся силой [2].
Одним из факторов, этнокультурного возрождения народов, является музыка. Если сейчас в обществе наблюдается разгул преступности, то источник этих явлений надо искать в уровне культуры и, в частности, в музыке.
Задача нашего проведенного исследования заключалась в изучение музыкальных вкусов школьной молодежи (7-17 лет). Исследование проводилось в летних оздоровительных лагерях г. Казани, Набережных Челнов, Лениногорска Республики Татарстан. В этих оздоровительных лагерях отдыхали представители многих школ города. Изучение мнения подростков позволила понять, каким музыкальным вкусом обладают школьники разных городов, что общего и в чем различия.
Структура респондентов была представлена следующим образом: наибольшее количество респондентов было в возрасте 11-14 лет (68%), одна пятая часть участников опроса в возрасте 7-10 лет, 9,6% – старшеклассники в возрасте 15-17 лет.
В число социально демографических признаков, дифференцирующих музыкальные интересы, нами был включен в анкету пол подростка. Различия между юношами и девушками, несомненно, сказываются на их музыкальных потребностях и вкусах. Именно это обстоятельство было принято во внимание, когда выделили пол респондентов. Распределение участников опроса по полу представлены следующим образом: юноши – 41%, девушки – 59%. Также в анкету был включен вопрос, касающийся национальности: татары – 44%, русские – 49%, другие – 7% .
Таким образом, нами были выделены четыре основных признака, детерминирующих музыкальный вкус подростка в данном исследовании – город (место жительство), возраст, пол, национальность.
Как показывают результаты исследования 2012 года почти половина всех опрошенных школьников городов Казани (44,3%), Набережных Челнов (43,6%), Лениногорска (48,6%) предпочитают эстрадную музыку, точнее отечественного производства, так как она «понятна» и «интересна»; зарубежную эстраду предпочитают – 28 % школьников трех городов; классическую музыку слушают в г. Казани – 12,7 % учащихся, в г. Набережные Челны – 11,1 %, в г. Лениногорск – 21,1% . Анализ данных показал, что, чем дальше находится город от столицы (на периферии) – г. Лениногорск, тем большую роль в предпочтении школьники отводят классической музыке, т. к. в малых городах отсутствуют большие концертные залы для привлечения популярных артистов. 5,8 % респондентов из г. Казани предпочитают народную музыку и 7,5 % – воздержались от ответа; в г. Набережные Челны – 1,7 % выбирает народную музыку, 10,5% – воздержались; в г. Лениногорск – 2% отдают предпочтение народной, 0,3 % – воздержались от ответа. Анализ соотношения предпочтений всех возрастов респондентов показал, что развлекательная музыка занимает ведущее место у сегодняшнего школьника. Дети в младшем школьном возрасте предпочитают классическую музыку: в начальных классах на уроках звучит много музыкальной классики. С возрастом музыкальные приоритеты подростков меняются в сторону увлечения музыкой развлекательного характера, поэтому необходимо преодолевать односторонность выбора молодежи, т. е. «коэффициент однообразия» музыкальной культуры.
Изучение содержания татарского фольклора позволяет нам утверждать, что он является уникальным средством возрождения духовно – этнических традиций: любви к своему народу, эстетического вкуса, физического совершенства, мировоззрения, оптимизма. Проблему формирование татарской национальной культуры молодежи можно рассматривать через тематический план изучения национальной культуры в школе на уроках:
- поэзия;
- игровой фольклор;
- праздники.
Поэзия, как одна из литературных сокровищниц народного искусства, в сочетании с музыкой по-прежнему остается наиболее действенным механизмом формирования культуры школьников, где происходит знакомство с различными национальными скороговорками, загадками, сказками. «Игровой фольклор» включает изучение хороводных песен, сценок. «Праздники» вводят детей в мир национальных обрядов и традиций. Учащиеся могут разучить различные обряды, играть на национальных инструментах.
На основании вышеизложенного, можно выделить следующие направления по формированию татарской национальной культуры молодежи Татарстана посредством музыкальной культуры:
- На основе музыкальных традиций народа формировать положительные черты, качества и свойства личности.
- Воспитывать любовь к музыкальной культуре своего народа через потребность в общении с ней путем активного, глубокого проникновения, осознанного восприятия.
- Прививать любовь к фольклорной музыке как источнику народной мудрости, красоты и источнику вдохновения композиторов и исполнителей.
- Бережное отношение к культуре других народов на основе развития исполнительско-творческих навыков школьников с учетом психолого-возрастных особенностей.
Однако школа нуждается в помощи научно-методического характера и в обеспечении музыкальным репертуаром, в работе с которым решаются воспитательные задачи. Музыкальный репертуар является тем средством музыкально-эстетического развития учащихся, который способствует формированию духовно–этнических традиций народов через музыкальную культуру. К его подбору необходимо предъявлять самые высокие требования. Произведения, звучащие на уроках музыки, должны быть не только идейно выдержанными, высокохудожественными и доступными детскому восприятию как по содержанию, так и по форме, но и обязательно должны усложняться от урока к уроку. Репертуар должен отражать широкий круг явлений и событий в жизни. Таким образом, проблема высокохудожественного и, вместе с тем, методически обоснованного репертуара представляется нам одной из сложнейших, требующей постоянных усилий и внимания со стороны всех заинтересованных лиц.
Благоприятным условием возрождения духовно – этнических традиций народа является культурная среда, в которой сплетаются и взаимодействуют традиционные элементы культурно-художественных традиций семей, дошкольных учреждений, школ и культурно-досуговых заведений.
Значение этого трудно переоценить. Оно обусловливается тем, что в современной ситуации наблюдается тенденция к разрушению, размыванию культурной среды, сведению к некой «общенародной»; в которой исчезает самобытность и содержание традиционных, национальных культур. Понятию престижа и сохранению национальных традиций способствует народный фольклор. Исторический опыт становления и развития народного творчества, праздников и обычаев Татарстана подтверждает, что семейные культурно-художественные традиции были основным средством передачи нравственного опыта и способом формирования общечеловеческих ценностей в обществе. Эти традиции регулировали отношения поколений и в разных социальных группах, стимулировали самодеятельное творчество. Культурно-досуговая сфера поможет в деле возрождения фольклорного искусства, где активизируются национально-патриотические факторы воспитания в формировании общечеловеческих ценностей у современной молодежи, которые становятся силой, способной противостоять распространению скептицизма, безверию, цинизма. А через национальное идет путь к интернациональному. Так, проведение в Татарстане праздников на основе народной культуры – «Моя малая Родина», «Сабантуй», «Навруз», «Корбан-байрам» и др., вечеров баитов и мунаджатов, конкурсов «Гыйффет Туташ», «Праздник семьи», «День города» – способствуют укреплению сплоченности и единства народа.
Организующим и координирующим центром фольклорного движения в Республике Татарстан является Центр фольклора при Министерстве культуры РТ. Основные задачи и функции Центра связаны с мировоззренческим, нравственным и художественным развитием подрастающего поколения. В этих целях работает клуб интересных встреч, знакомящий молодое поколение с деятелями искусства татарского народа, проводятся фестивали, конкурсы исполнителей песен на татарском языке:
- «Жырлысы килэ» – приобщает самых юных детей к татарской песне;
- «Ягымлы яз» – праздник народной песни, где традиционно участвуют студенты и профессионалы;
- «Сандугач керде кунелгэ» – фестиваль для старшеклассников;
- «Джазовая капель» – участвуют школьники и студенты.
Организаторами фестиваля привлекаются конкурсанты из разных районов и городов.
Особую заботу по формированию духовного развития молодежи оказывают подростковые клубы на селе. Например, в Нижнекамском районе, где молодежь составляет 41,2 % населения, проводят культурно-досуговые мероприятия. Только за последний год по району прошло 50 таких мероприятий. На селе гораздо живучи национальные обычаи и традиции, почитание народных и религиозных праздников, стало традицией празднование Рамазана, которое проводится совместно с Соборной мечетью г. Нижнекамска. Эти праздники возвращают молодежи его нравственные, исторические каноны, несут духовность, возрождают почитание старших, знакомят молодежь с религиозными и народными национальными традициями, которые формируют у современной молодежи общечеловеческие ценности. В Пестречинском районе, где в школах обучается 5231 учащихся, созданы благоприятные условия для всестороннего развития личности. В 1997 году был открыт Дом детского творчества, в котором разместились спортивная школа и школа искусств, где, развивая спортивные и музыкальные способности, пестречинцы удачно выступают на соревнованиях и в конкурсах [3].
Сегодня татарский народ переживает новое этнокультурные возрождение в условиях трансформационного общества, что проявляется в:
- положительном решении вопросов о государственно – правовом статусе РТ в составе РФ;
- росте национального самосознания татар и в их стремлении к национальной консолидации;
- духовных исканиях народа, направленных на выработку новой парадигмы национальной идентичности.
Знание и уважение национальных особенностей народов, их культуры, обычаев и обрядов, очень актуальны сегодня – в период укрепления государственности. Они могут сыграть заметную роль сохранения и развития дружбы и сотрудничества между народами Российской Федерации.
Библиографическая ссылка
Исхакова Н.Р., Сафиуллина Н.З. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТАТАРСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 3-1. – С. 26-29;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4655 (дата обращения: 03.12.2024).