Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ЕГЭ – 2012-2013, ОПЫТ, РАЗМЫШЛЕНИЯ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Лугин В.Г. 1
1 г. Юбилейный
Проблемы индивидуальной подготовки по математике и физике, единого государственного экзамена (ЕГЭ) рассматриваются в последнее время чиновниками, журналистами, обывателями, учителями. Предлагаются различные противоречивые меры по модернизации ЕГЭ, вплоть до полной его отмены и восстановления традиционной формы экзаменов. При этом зачастую все проблемы школьного образования подменяются проблемами контроля знаний.
единый государственный экзамен
математика
физика
уровень знаний
приём экзаменов.
1. Лугин В.Г. Об индивидуальных занятиях по математике и физике // Ассоциация репетиторов. – URL: http://www.repetit.ru/article.aspx?id=1(дата обращения: 19.12.13).
2. Лугин В.Г. Об опыте подготовки и едином государственном экзамене по математике в 2010 году // Научно-технический центр «Технопрестиж-21 век». – URL: http://lugin.ru/scientific-article.html (дата обращения: 19.12.13).
3. Лугин В.Г. Размышления по поводу опыта подготовки к ЕГЭ по математике в 2008 году // Научно-технический центр «Технопрестиж-21 век». – URL: http://lugin.ru/scientific-article.html (дата обращения: 19.12.13).

В данной статье приведена точка зрения частного преподавателя с большим опытом работы [1-3]. Главным впечатлением последних лет является осознание ускорения падения уровня элементарных знаний. Незнание таблицы умножения, неумение складывать, обычные и даже десятичные дроби, умножать и делить в столбик, решать простейшие линейные уравнения для наших старшеклассников – суровая реальность. Часто приходится сталкиваться с анекдотическими случаями, например, выпускник, готовящийся к ЕГЭ по физике, предполагал, что Ньютон, это железная гиря, а девушка (также выпускница) с невиданным упорством отстаивала, что 17х4=32. Или уравнение 4х=4, решалось в виде х=0. Предлагаю читателю догадаться, как у неё получались такие ответы.

Но данную статью я хочу посвятить не столько констатации катастрофы в нашей школе, сколько своим размышлениям на тему ЕГЭ по математике и физике.

1. Из-за чего вообще появился ЕГЭ. Если не брать в расчёт естественную необходимость занять чиновников от образования каким-то делом, чтобы «служба мёдом не казалась», то другие причины выглядят странно и неубедительно. Например, довод о том, что провинциальные абитуриенты иначе не получат доступ к московским ВУЗам отдаёт большим лукавством, т.к. если у родителей не хватает денег на билет в Москву, то трудно понять, как же они собираются оплачивать существование своего чада во время учёбы, хотя бы на 1-2-м курсе. Вопрос о большей или меньшей коррумпированности поступления с ЕГЭ или без него далеко не однозначный, и ломая на этот счёт копья с какой-либо позиции, трудно всех убедить в своей правоте.

2. Главным достоинством ЕГЭ, по моему мнению, является его обязательность по русскому языку и математике с дополнительными экзаменами по выбору, что обязывает почти всех выпускников, хоть как-то учиться и что-то учить. На основе результатов ЕГЭ можно легко, даже с учётом засекречивания, манипуляций, обмана и передёргивания чиновников, определить текущее состояние и катастрофическое непрерывное ускоренное падение уровня образования. Взять хотя бы уровень сложности заданий по математике сейчас и 5 лет назад, это небо и земля.

3. Требования на тройку по математике в последние годы выглядят вообще вопиюще низкими, пять очень лёгких задач на уровне элементарного здравого смысла. Однако более 36-ти тысяч чел. не справились с такими требованиями в 2012г. и почти 50 тыс. чел. в 2013г. Лично моё мнение, им не следует выдавать права на управление автомобилем и доверять исполнение ряда должностей до сдачи ЕГЭ.

4. Утечки информации о содержании экзаменационных вариантов ЕГЭ в 2013 г. носили беспрецедентный характер. Мало того, что они совершались по всем без исключения предметам, так ещё об их существовании сообщалось в источниках массовой информации вплоть до центральных каналов ТВ накануне экзаменов. Складывалось впечатление, что эти утечки имели организованный характер и осуществлялись по указанию главных экзаменаторов.

5. Общественный резонанс вокруг ЕГЭ отвлекает от фундаментальных проблем школьного образования, которое рушится на глазах. Вместо бессмысленных споров о методах оценивания следует заняться поиском причин обвала и путей улучшения ситуации. По моему мнению, наиболее радикальными мерами должны быть следующие две: повышение социального статуса учителя с кардинальным увеличением заработной платы в разы и восстановление элементарной требовательности к школьникам. Следует не бояться неудовлетворительных оценок, неполное среднее образование должно стать нормой, а среднее образование должны получать не все, а только те выпускники, уровень знания которых соответствует традиционным требованиям, например, советского периода.

6. Мне довелось быть общественным наблюдателем на непрофильном для меня экзамене по русскому языку. Что же довелось наблюдать. Во-первых, камеры, которые были установлены к выборам и по указанию Президента должны быть оставлены в школах, куда-то испарились. Выполнение функций общественного наблюдателя затруднено рядом обстоятельств, прежде всего следующим. Если наблюдатель заходит во время экзамена в какую-то аудиторию, то он там должен оставаться до конца экзамена, т.е. не имеет права зайти в несколько аудиторий и посмотреть, что там происходит. С другой стороны, существует очень простой способ для манипуляций. Когда школьник просит второй, третий и т.д. лист, к нему подходит старший по аудитории (обычно, учитель одной из школ города\района) и выполняет довольно длительную процедуру выдачи дополнительного листа. В это время он имеет возможность оказать существенную помощь, особенно в части, где достаточно вписать в бланк число.

7. Что делать?! Главное, отменить в ЕГЭ по математике и физике задания, где не надо записывать решение задачи! Я представляю, какое это вызовет противодействие чиновников, т.к. результаты резко снизятся, и всем станет понятно, в какой пропасти мы находимся, но это необходимо сделать. Так как писать ответ без решения в задачах по математике и физике нелепо, это противоречит всей логике учебного процесса и смыслу изучения этих предметов. Каюсь, я сам использую несколько приёмов натаскивания (без понимания смысла) на ответ в задачах части «В» по математике и части «А» по физике, но так быть НЕ ДОЛЖНО!

Если абитуриенты будут обязаны записывать решение, то резко снизится и влияние утечек, т.к. за короткое время до начала экзамена очень трудно хотя бы понять, смысл решения, например, в восьми вариантах ЕГЭ. А бездумное списывание сразу видно специалисту.

8. Следует расширить вариантность сдачи вступительных экзаменов: по ЕГЭ; результатам олимпиад; непосредственной сдаче экзаменов в ВУЗе. Дополнительно целесообразно организовать приём экзаменов ведущими московскими ВУЗами в областных центрах и крупных городах, чтобы обеспечить возможность поступления для толковых провинциальных ребят. Необходимо предусмотреть для провинциальных студентов существенно большую по размеру стипендию, чем для столичных ребят. Они должны быть в состоянии жить на эти деньги без помощи родителей, хотя бы лучшие из них. Именно этим будет достигнута всеобщая доступность качественного образования.

9. В последнее время значительно увеличилось количество олимпиад, которые засчитываются наравне со 100-бальным результатом по профильному предмету. Достоверно знаю, что коррупционная составляющая таких результатов значительно выше, чем в случае ЕГЭ, поэтому считаю совершенно обоснованным, что должно быть правило подтверждения результатов олимпиад определённым результатом ЕГЭ. Например, если по результату олимпиады абитуриент претендует на 100 баллов, то он должен иметь результат ЕГЭ не менее 90 баллов. Предвижу возражения насчёт нестандартного мышления олимпиадников, кот. способны решать сложные заковыристые задачи, а перед обычными задачами робеют и тушуются. С полной ответственностью заявляю, я таких школьников за долгие годы работы не встречал.

Самое главное, надо сместить центр общественного обсуждения со следствия (форм контроля знаний) к причинам (состоянию школьного образования)!


Библиографическая ссылка

Лугин В.Г. ЕГЭ – 2012-2013, ОПЫТ, РАЗМЫШЛЕНИЯ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 3-1. – С. 30-31;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4656 (дата обращения: 03.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674