Методика
Повышение требований к качеству человеческого капитала в целом обуславливает и возрастание требований, в первую очередь, к педагогической деятельности, к качеству учителей школ, профессорско-преподавательского состава вузов, их профессионализации в течение всей жизни.
Макросоциальные вызовы и тенденции, такие как становление «знаниевого» общества, рост ценности и престижности образования, технологизация труда, востребованность специалистов интенсивных технологий определяют сложность и ответственность деятельности современного педагога.
Быть педагогом – это великое дело, к сожалению, среди абитуриентов мало тех, кто приходит к этой профессии по зову сердца. Ахмет Байтурсынов говорил: «Душа школы – это учитель. Каков учитель, такова и школа. То есть, если учитель образован, то и дети получат много знаний. И поэтому, школе нужен, в первую очередь, образованный, имеющий представление о педагогике и методике, хорошо подающий учебный материал учитель» [3]. Актуальность этих слов сегодня только усиливается.
В статье 50 «Статус педагогического работника» Закона РК «Об образовании» указано, что «педагогические работники государственных организаций образования являются гражданскими служащими. Государство признает особый статус педагогических работников в обществе и создает условия для осуществления профессиональной деятельности» [4].
В республике все чаще затрагиваются вопросы создания адекватной законодательной базы и системы материального и морального стимулирования труда педагога, повышения его социального статуса. Большой акцент на повышение статуса педагога сделан в «Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы» [5]. Без преувеличения, школа и учитель определяют будущее нации, поэтому такое пристальное внимание со стороны государства и общества к профессии педагога, его социальному статусу.
Одно из наиболее важных продвижений в вопросе повышения статуса педагога связано с начатым коренным преобразованием системы повышения квалификации учителей. «Важно повышать качество педагогического состава. Надо усилить стандарты базового педагогического образования, требования к повышению квалификации преподавателей школ и вузов. В каждом регионе должны действовать интегрированные центры повышения квалификации педагогов», – заявил Глава государства в Послании народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» [6]. В настоящее время в стране созданы принципиально новые базовые комплексы этой системы: Национальный центр повышения квалификации педагогов с интегрированными центрами в регионах, Центры педагогического мастерства при «Назарбаев Интеллектуальных школах», специальные обучающие программы которых соответствуют лучшим международным практикам.
Основная часть
Профессия педагога подразумевает большие творческие и психические нагрузки, требующие, прежде всего, поддержания высокого уровня профессионализма. Настоящий учитель во все века остается учителем. Требования и пожелания к учителям остаются всеобщими. Современный учитель должен владеть системой знаний о природе и человеке, воспитывать духовно-нравственные ценности, уметь строить инновационную образовательную среду, а также оценивать результаты образования на личностном, предметном и метапредметном уровнях. Помимо преподавания своего предмета, должен формировать взгляды, социальное мировоззрение, отношение обучающихся к жизни.
В связи с задачей становления нового интеллектуально-культурного типа личности, можно выделить определенные требования к учителю:
Во-первых, учитель должен быть профессионалом с высокой культурой:
1.1 Должен обладать высокой предметной и методической подготовкой и демонстрировать предметные знания, включая элементы передовых знаний в данной области, мастерство владения современными инновационными методиками, уметь так выстроить целевое поле учебной деятельности по своему предмету, чтобы посредством проблемно-поисковых методов способствовать не столько узнаванию и отражению, сколько осмыслению мира, что предполагает помимо простого присвоения дополнение знания в собственном измерении обучающегося, поскольку новый тип интеллектуальной личности, характеризуется активностью, самостоятельностью, способностью проявлять «интеллектуальную инициативу», принимать решения и оценивать моральное значение действий и выбора.
1.2 Должен обладать системными знаниями по истории народа и всеобщей истории, уметь дать правильную оценку событиям, провести анализ конкретной ситуации, объяснить учащимся предпосылки, причины и следствия исторических событий, раскрыть силу духа предков, которую они проявили в борьбе за независимость, описать их чаяния и надежды, высокие помыслы и плоды деятельности выдающихся представителей народа в целях воспитания у подрастающего поколения чувства патриотизма, гордости за свой народ.
1.3 Глубоко понимать народную ментальность, на конкретных примерах уметь анализировать свойственный казахскому народу тип мышления и формирования суждений и представлений, объяснять причины появления убеждений и представлений народа о зарождении человечества, связанных с космосом и галактикой и др.
1.4 Правильно анализировать состояние и тенденции развития языка и литературы в контексте мировых литературно-художественных и лингво-культурологических процессов, уметь определить наиболее значимые культурно-художественные достижения казахских авторов, их смыслы и духовные компоненты, знать творения, создающие позитивный имидж казахского народа для других народов.
1.5 Уметь пробудить чувство гордости за культурное наследие и культуру своего народа, иметь четкое представление о видах культур, знать древние и современные артефакты, обладающие духовной, эстетической или художественной ценностью.
Во-вторых, учитель должен уметь дать оценку социально-экономическому развитию страны, его особенностей, иметь четкое представление о том, какое экономическое, политическое место страна занимает на международной арене, какие глобальные вызовы XXI века стоят перед страной.
В-третьих, специфика формирования самосознания личности ученика сегодня предъявляет повышенные требования к личности самого учителя, его человеческим качествам. В условиях трансформации ценностей со стороны общества наблюдается рост ожиданий воспитательного эффекта от деятельности учителя, помимо преподавания своего предмета, он должен формировать взгляды, социальное мировоззрение, отношение детей к жизни. Чтобы быть для ученика не только учителем, но и старшим другом, которому можно доверять, делиться с ним сокровенными мыслями, нужно обладать богатым внутренним миром, быть добросердечным, гуманным человеком. Кроме того, время диктует необходимость использования современных технологий психолого-педагогического сопровождения учащихся со стороны учителя, например, через свою страничку на каком-либо ресурсе (в социальных сетях или сайте своего образовательного учреждения и т.п.), т.е. учитель должен быть высококвалифицированным пользователем компьютера.
В-четвертых, повышаются требования, предъявляемые к профессиональной квалификации учителя, что обязывает его постоянно расширять базовые знания сведениями о новых научных открытиях в соответствующей сфере. Современный учитель должен строить инновационную образовательную среду, в первую очередь сам обладать интеллектуальными и креативными способностями, критическим мышлением, способностью ориентироваться в информационных потоках. На продуктивность профессиональной деятельности современного педагога влияет уровень его владения информационно-коммуникационными технологиями, а также фактор должного технического обеспечения учебного процесса, поскольку творческие успехи сегодня связываются с возможностью использовать достижения информатизации в учебно-воспитательном процессе.
В-пятых, учитель должен быть разносторонне развитым человеком, обладающим лидерскими качествами, на которого хотели бы равняться учащиеся. На каждом уроке учитель должен демонстрировать знания, широкую эрудицию и компетентность не только по своему предмету, но и в любой сфере, с учетом межпредметных связей включать в учебный материал дополнительную информацию об интересных фактах, последних достижениях мировой науки, их роли в развитии цивилизации. Чтобы играть достойную роль в становлении социальной зрелости учеников, он должен хорошо ориентироваться во всех социальных процессах, которые окружают современного ученика, проявлять личную социальную активность в видах деятельности, не имеющих отношения к профессии, и личным примером способствовать воспитанию активной, образованной и нацеленной на успех личности.
В-шестых, нужно превратить школу во дворец знаний и культуры. Этот вопрос требует особенного внимания со стороны государственных и общественных институтов.
В-седьмых, обучение и воспитание обучающихся, избравших путь учителя, должны отличаться спецификой подготовки социально значимых специалистов. Должны быть расширены возможности педагогического вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников, например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера. Необходимо совершенствование социально-воспитательного компонента учебного процесса, социокультурной среды, создание условий, необходимых для всестороннего развития личности будущего педагога.
Совершенствованию педагогического образования способствуют:
7.1. Создание политических и социальных условий (реформирование системы оплаты труда работников организаций образования, социальные гарантии). Так, уровень заработной платы, в сельской местности – дом, бытовые условия жизни учителя должны быть образцом, примером поддержки государством особого статуса учителя.
7.2. Модернизация учебных заведений педагогического профиля до уровня лучших мировых образцов.
7.3. Подготовка и подбор высококонкурентного профессорско-преподавательского состава.
7.4. Заработная плата: к базовой заработной плате должны быть установлены выплаты стимулирующего характера, повышающие коэффициенты в зависимости от режима работы, квалификации, стажа работы. Основой экономических расчетов должно сделать не минимальный размер оплаты труда и прожиточный минимум, на который прожить невозможно, а социальный стандарт потребления, куда включены расходы не только на питание и предметы первой необходимости, но и на воспитание детей, содержание жилья, лечение, образование, отдых.
7.5. К делу воспитания подрастающего поколения важно привлечь учителей-мужчин, поскольку в плане реального воспитания важнее реальная микросреда вокруг ребёнка. Как отмечено в «Государственной программе развития образования РК на 2011-2020 годы», «наблюдается гендерная непропорциональность, феминизация профессии (81,3% учителей – женщины)» [7].
Аспекты реальной феминизации образования явно негативные: в детских садах количество мужчин равно 0, в начальной школе – практически 0 (например, во Франции – одна треть), оставшиеся (преимущественно – представители старшего поколения) уходят из среднего и старшего звена (по возрасту). Сегодня мужчина, носитель мужского мировоззрения в казахстанских школах – редкость. Так, одним из факторов успешного формирования интеллектуальной нации является привлечение мужчин к делу обучения и воспитания подрастающего поколения.
Амбициозная, необходимая и достойная задача инновационной индустриализации Казахстана, благодаря которой будут созданы условия для дальнейшего улучшения благосостояния казахстанцев, предъявляет высокие требования к качеству человеческого капитала. «Без значительных инвестиций в человеческий капитал никакая экономика не сможет успешно развиваться. Еще в 1943 году Уинстон Черчилль говорил, что империями будущего будут империи ума», – подчеркивает Н.А. Назарбаев [8]. Так, будущее страны, напрямую зависит от уровня развития нации, от ее конкурентоспособности в интеллектуальном, культурном, моральном плане.
Научные разработки в области исследования социально-экономических процессов показывают, что в условиях информационного общества человеческий капитал является важнейшим фактором воспроизводства национального богатства, а достаточное инвестирование в него является абсолютно необходимым приоритетом для любой национальной экономики.
По данным Всемирного Банка, основанным на изучении экономик 192 стран, только 16% экономического роста обусловлены физическим капиталом, 20% – природным, а 64% – человеческим. В начале XXI века развитые государства, лидеры глобализации, фактически стали информационным обществом, а их экономика превратилась преимущественно в экономику знаний. Развитие этих тенденций в ближайшие 10-15 лет приведет к созданию общества и экономики, состояние которых будет определяться степенью развития интеллектуальных и нравственных ценностей.
Выводы
Мировой опыт показывает, что для экономического подъема наряду с инвестициями в физический капитал необходимы крупномасштабные инвестиции в образование, здоровье, культуру и прочие компоненты человеческого капитала. Человек, его потенциал в ХХI веке становятся главной движущей силой развития экономики, концентрированным выражением национального и государственного могущества. Интеллектуальная нация – значит здоровая нация с высоким генетическим потенциалом. Поэтому все инвестиции в человека, его интеллект и здоровье – физическое и духовное – становятся заранее выгодными для государства и общества.
«... Народы не конкурируют только товарами и услугами, но также конкурируют своими социальными ценностями и системой образования... В современной экономике основная нагрузка приходится не на товары и услуги, а на интеллектуальный потенциал» [9]. Интеллектуальный потенциал представляет собой накопленный обществом совокупный интеллектуальный ресурс, который является главным условием эффективного инновационного развития. В качестве элементов, характеризующих интеллектуальный потенциал страны, рассматриваются образовательный и научный потенциал, индексы глобальной конкурентоспособности и инновационного развития. В интеллектуальный потенциал страны и общества также включают образование, здравоохранение, науку, культуру, демографию, уровень жизни.
Формирование интеллектуальной личности должно рассматриваться по уровням, например, таким как семья, дошкольное воспитание, школьное профессиональное и вузовское. Разноуровневость в системе образования формирует правильное направление в формировании личности. На основе принципов глобализации, тесно взаимосвязанных с наукой, системой образования и инновацией обеспечивается высокая компетентность, квалифицированность [10]. Интеллектуальное общество намного более конкурентоспособно, чем любое другое известное нам общество. Значит, образование является центром интеллектуального общества, а высшая школа несет ответственность за формирование интеллектуальной нации и дальнейшее инновационное развитие страны [11].
Суверенное будущее нашей страны должно быть в руках одаренной, образованной, пытливой и здоровой молодежи. Для создания инновационной экономики нужна решительная, целеустремленная нация. Очень важно воспитать будущее поколение, которое обладало бы не только конкурентоспособными знаниями, креативностью и энергичностью мышления, но и высокими гражданскими и нравственными принципами, чувством патриотизма и социальной ответственности. В условиях глобального мира важно сохранить национальную самобытность, национальное самосознание, исконные традиции и обычаи, передающиеся из поколения в поколение.
Библиографическая ссылка
Мырзаханова И.А., Садыкова А.Е., Советканова Д.М. РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В РАЗВИТИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО И ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДЕЖИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 3-1. – С. 35-39;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4658 (дата обращения: 21.11.2024).