Вопрос о тестировании, о его методике приобрел особую актуальность в современном образовании. С 2002 года в Казахстане введено ЕНТ (единое национальное тестирование) вместо выпускных экзаменов в школах и вступительных экзаменов в вузы. В связи с важностью данного вопроса учеными рассматриваются методология и технология создания тестов, интенсивно работают методические центры, создающие, апробирующие, обрабатывающие тесты. Несмотря на изобилие научных трудов по данной проблеме, при практической проработке данного вопроса возникают те или иные вопросы. В рамках данной статьи мы попытаемся ответить на наиболее распространенные из них и поделиться опытом использования тестов в практике преподавания дисциплины «Русский язык» в медицинском университете.
Что значит тестирование? Тестирование – форма диагностики учебных достижений обучаемых. Оно проводится для контроля уровня усвоенных знаний и умений, прогнозирования, обучения и самоконтроля.
Какие требования предъявляются к тестовым заданиям? Правильно составленными тестами считаются малозатратные по времени; однозначные, не допускающие произвольного толкования задания; краткие, требующие сжатых ответов; пригодные для быстрой математической обработки результатов; стандартные (для широкого практического использования) тесты [6].
Особый интерес представляет вопрос о формулировании тестового задания. А.Н. Майоров, В.Ю. Переверзев считают, что тестовые задания должны формулироваться в виде вопросительного предложения. По мнению В.С. Аванесова, В.М. Кадневского, В.С. Кима, М.Б. Челышковой и др., с которыми мы солидарны, логическая форма содержания тестового задания в виде утверждения является оптимальным средством восприятия и выражения мысли. По В.М. Кадневскому, преимущество такого задания «заключается в возможности естественного превращения утверждения после ответа тестируемого в форму истинного или ложного высказывания» [3, 103].
Тесты применяются на всех этапах дидактического процесса. Вследствие этого тесты делятся на предварительный, текущий, тематический и итоговый.
Тесты для предварительного (базисного, или исходного) контроля проводятся в начале учебного года. Это позволяет педагогу на основе пропедевтического диагностирования проектировать учебный процесс. В конце всего курса обучения по результатам входного и итогового тестирования можно судить о приросте знаний. Данный вид тестирования мы рекомендуем проводить и перед изучением раздела для диагностики имеющихся знаний студентов. На основе предварительного контроля преподаватель может подкорректировать знания студентов, восполнить пробелы.
Тесты для текущего контроля необходимы для диагностики дидактического процесса. Они позволяют своевременно выявлять пробелы в знаниях студентов, а его результаты стимулируют деятельность преподавателей и студентов по их устранению. Для эффективности процесса необходимо проводить анализ допущенных типичных ошибок.
Тесты для тематического контроля подразумевают проверку знаний и умений обучаемых по отдельным темам и разделам, которые в идеале должны восприниматься как система, объединяющая элементы одной общей совокупности.
Тесты для итогового контроля проводятся в конце курса обучения. Количественное соотношение тестовых заданий по различным темам должно совпадать во всех вариантах. В практике Карагандинского государственного медицинского университета итоговое тестирование сопровождается технической поддержкой. Это позволяет большому количеству студентов за 50 минут ответить на вопросы по дисциплине, узнать результаты.
Какие формы тестов существуют? В.М. Кадневский условно делит тестовые задания на четыре основные разновидности: «…задания с выборами правильных ответов (или задания закрытой формы), задания для дачи конструируемых ответов (открытая форма), задания на установление правильной последовательности (что за чем, или кто за кем следует) и задания на установление соответствия (что чему соответствует)» [3, с. 118].
1. Задания с выборами правильных ответов (или задания закрытой формы). Наибольшее количество вопросов возникает по количеству правильных ответов. Например, допустимо ли на один вопрос давать 2-3 правильных ответа? Ответ: да, допустимо, более того, это оптимальный вариант тестовых заданий. При проведении дисциплины «Русский язык» в КГМУ широко используются задания, к которым даются готовые ответы на выбор. Количество правильных ответов может варьировать от 1 до 3-4 при стандартных 5 ответах. Данные виды тестовых заданий называются заданиями «с выбором одного правильного ответа» и «с выбором нескольких правильных ответов». Реже применяется иной вариант этих форм «с выбором одного, наиболее правильного ответа»
А. Тесты с одним правильным ответом. Например, к одному термину предлагается 5 вариантов ответа с одним верным ответом.
Глаукомой называют …
А. болезнь печени;
Б. болезнь глаз;
В. опухоль мозга;
Г. опухоль бедра;
Д. опухоль печени.
Наоборот, дефиниция и 5 терминов для определения единственно правильного варианта.
Желто-зеленая жидкость, выделяемая печенью, называется…
А. желчью;
Б. кровью;
В. слизью;
Г. уриной;
Д. лимфой.
Опознавательные тесты на определение объекта по краткой характеристике.
Сложные предложения, части которых равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами:
А. СПП;
Б. ПП;
В. БСП;
Г. ССП.
Тесты по нахождению «лишнего» объекта.
Выделите «лишнее» слово.
А. бюллетень;
Б. анамнез;
В. справка;
Г. глаукома;
Д. история болезни.
Определение объекта по списку других объектов
Определите название заболевания по симптомам: лихорадка, сыпь, воспаление глаз, воспаление полости рта, воспаление дыхательных путей
А. краснуха;
Б. корь;
В. аппендицит;
Г. крапивница;
Д. коклюш.
Б. Тесты с несколькими правильными ответами. Нам импонирует вариант с несколькими правильными ответами. Важным моментом в пользу тестов с несколькими правильными ответами является установленная учеными закономерность того, что при необходимости определения 2 правильных ответов имеется 50% возможность угадывания, при 3 – 33,3%, 4 – 25%. Разработка таких заданий должна начинаться с инструкции: выберите все правильные ответы. Учитывая сложность заданий такой формы, В.М. Кадневский рекомендует оценивать следующим образом: «3 балла – за все правильные ответы; 2 балла – за одну ошибку; 1 балл – за 2 ошибки; 0 баллов – за три и больше ошибок» [2, с. 123].
Тесты с указанием количества правильных ответов.
Укажите два СПП с придаточными определительными.
А. Если в организм поступает мало витаминов, снижается его сопротивляемость к различным инфекционным заболеваниям;
Б. Ученые-физиологи установили, что акт жевания у человека действует не только на систему пищеварительных органов, но и на ряд других систем;
В. Если мысленно разделить грудную клетку строго посередине, то большая часть сердца окажется в левой половине;
Г. Затем наступает передышка, во время которой полости сердца заполняются кровью;
Д. Генетика – раздел биологии, который изучает развитие организмов и наследственность.
Тесты, имеющие несколько правильных ответов, построенные по принципу выделения правильных ответов.
Укажите названия заболеваний:
А. гемоглобин;
Б. гельминтоз;
В. вспышка;
Г. дерматит.
Тесты, в которых все ответы правильны.
Заживление – это…
А. затягивание;
Б. срастание;
В. залечивание;
Г. все ответы правильны.
Тесты, построенные по принципу выделения неправильных ответов.
Укажите термины, не обозначающие органы.
А. глаз;
Б. глазница;
В. глаукома;
Г. резекция;
Д. почки.
2. Задания для дачи конструируемых ответов (открытая форма).
Тест-определение объекта по другим объектам без вариантов ответа.
Определите категорию вида следующих глаголов: прооперировать, вылечить, удалить, вывихнуть, воспалиться.
Тесты, связанные с заполнением таблиц без вариантов ответа.
Заполните таблицу
словосочетание |
тип словосочетания |
вид словосочетания |
примыкание |
||
прием натощак |
||
глагольное |
3. Задания на установление соответствия (что чему соответствует). Приведите в соответствие словосочетания и их типы:
1. согласование
2. управление
3. примыкание
А. восстановление здоровья
Б. медленное восстановление
В. восстанавливаться медленно
Тесты-классификаторы.
Разделите следующие слова на три группы: оперируя, диагностировать, исследующий, изобретший, влияя, вылечив, назначать, воспалившись, лечивший, воспаленный, перевязывать, шунтировать.
А. деепричастие
Б. глагол
В. причастие
Тесты, связанные с заполнением таблиц с вариантами ответов.
Заполните таблицу, используя предложенные слова
словосочетание |
тип словосочетания |
вид словосочетания |
совершенно верно |
||
именное |
||
управление |
Варианты ответов: опухоль печени, легочная артерия, именное, глагольное, наречное, согласование, управление, примыкание.
4. Задания на установление правильной последовательности (что за чем, или кто за кем следует).
Укажите последовательность образования слова перечитывание:
А. читать;
Б. перечитывание;
В. перечитать;
Г. перечитывать.
Укажите последовательность строк с наибольшим количеством глаголов совершенного вида по убыванию.
А. лечить, диагностировать, дезинфицировать;
Б. оперировать, изолировать, привить;
В. прозондировать, забинтовать, направить;
Г. анатомировать, переболеть, проколоть.
Таким образом, тесты являются неотъемлемой частью современного образования. Мы рекомендуем использовать на различных этапах как обучения в целом дисциплины, так и на различных этапах собственно отдельного занятия. Постоянный контроль знаний приводит студентов в состояние «вынужденной активности». Но нельзя судить об уровне знаний и умений студентов по результатам тестирования. Тестирование должно сочетаться с другими видами контроля, при которых студенты могли бы развернуто высказать свои мысли, приводить примеры в пользу своего утверждения.
Библиографическая ссылка
Ускенбаева С.Т. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК» В МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 3-1. – С. 54-57;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4661 (дата обращения: 21.11.2024).