Еще несколько лет назад вопрос об особенностях воспитательной функции преподавателя начальных курсов высшей школырассматривалсясовершенноиначе. Более того, многие не без оснований считали, что воспитывать человека, получившегоаттестатзрелости, поздноинезачем. К тому же, ни одна учебная программа ни ранее, нисейчаснеотводитвременинаподобнуюработу. Посуществу, воспитательная роль преподавателя начальных курсов «в лучшие времена» заключалась в адаптации вчерашнего школьника к вузовским реалиям. В большинстве случаев этого действительно хватало. В последние годы всевыглядитсовершенноиначе [1, 2].
Причина, прежде всего в том, что нынешний среднестатистический российский выпускник средней школы не готов к восприятию вузовской программы по целому ряду причин. При этом качество и количество его знаний (хотя, зачастую и они вызывают серьезные вопросы) тутвовсенеглавное. Всамомобщемвиде проблема заключается в том, что современный первокурсник не умеет учиться. Именно этому его в первую очередь надо научить. Причем, максимально быстро, поскольку не умеющий учиться студент, не в состоянии усваивать знания. Как следствие, к тому моменту, когда необходимые навыки будут привиты, объем накопленных задолженностей может стать критичным.
Попробуем более конкретно сформулировать все аспекты этого явления и вытекающие из них обязанности преподавателя.
1. Студент, пришедший в вузовскую аудиторию со школьной скамьи, не готов к тому, что нужно заниматься самоподготовкой, т.е. самостоятельно работать во внеучебное время.
В последние годы наше среднее образование ориентировано на то, чтобы максимально ограничить учебный процесс стенами школы. Исходя из того, что современный школьник излишне перегружен, «на дом» задается либо минимум необходимого, либо вообще ничего. Таким образом, у обучаемых формируется стойкий стереотип: за пределами учебного заведения учеба заканчивается. Современные первокурсники в основной массе просто не выполняют домашние задания. Они уверены, чтоэтогоиненужно делать.
Преподаватель вуза должен как можно быстрее убедить студентов в необходимости самостоятельной работы. Для этого нужно не только задавать домашние задания, но и проверять их выполнение. Один из авторов долгое время был убежденным противником подобного контроля за «взрослыми людьми». Но в современных реалиях без него не обойтись. При этом следует наглядно демонстрировать, насколько облегчает учебный процесс самостоятельная работа с материалом. Только убедив студента в ее необходимости, можно переходить к следующему этапу – формированию у обучаемых устойчивого навыка самостоятельной работы с учебным материалом. Особенно это важно для медицинских вузов, поскольку врач, который перестает учиться, перестает быть врачом.
2. Современный студент не умеет задавать вопросы и не ощущает необходимости это делать.
Школьная программа в силу понятных ограничений всегда формировалась набазедавноустоявшихся «бесспорных» знаний. Поэтому новоявленному студентутрудносвыкнутьсястем, чтодалеконе все в науке уже известно, а на одну проблему иногда существует несколько вполне правомочных точек зрения.
Преподаватель должен привить обучаемым постоянное желание задавать вопросы. Иглавныйизних: почему? Почемупроисходитто илииноеявление? Откуда взялась та или иная формула? Ничто не должно приниматься на веру. Все должно ставиться под сомнение. Это не только облегчит процесс учебы – ведь известно, что осознанное знание закрепляется куда эффективнее. Более важно, что потребность задавать вопросы – неотъемлемое качество врача. Доктор, не понимающий, почему человек болеет, вряд ли сможет ему по-настоящему помочь.
3. Нынешний первокурсник не в состоянии объективно оценивать уровень своих знаний.
Приходится признать, что средний уровень знаний современного первокурсника значительно уступает таковому у его предшественников. При этом год от года наблюдается тенденция скорее к увеличению этого разрыва, чем к его сокращению. Вряд ли стоит останавливаться здесь на причинах этого явления. Упомянемлишь одну. Школа, изначально ориентированная на среднего ученика, с падением уровня его подготовленности к учебе, заинтересованности в ней, вынуждена снижать уровень требований. В высшей школе такой возможности нет. Конечно, вузы тоже вынуждены, подчиняясь объективным реалиям, упрощать учебные программы. Программу курса химии Военно-медицинской академии десятилетней давности смогло бы усвоить не более 10 процентов первокурсников 2012 года. Однако в вузе у этого процесса есть пределы. Сокращая объем материала, упрощаязадания контрольныхмероприятий, нельзяопуститьсянижечерты, за которой получивший диплом специалист не сможет работать по профессии. В школе такой «красной черты» нет. В итоге разрыв между уровнем знаний школьного выпускника и минимальными требованиями к абитуриенту растет на глазах.
Как следствие, самой распространенной оценкой на первых курсах становится оценка «удовлетворительно». Это вызывает серьезный дискомфорт у студентов, привыкших к тому, что при том же уровне ответственности, при тех же усилиях, затраченных на учебу, в школе они получали как минимум «хорошо». В этих условиях гораздо легче искать причины не в себе, а «необъективном» преподавателе. Поэтому преподаватель высшей школы должен максимально подробно разъяснять обучаемым критерии, по которым ими получена та или иная оценка. Убедитьстудентав том, что его знания действительно недостаточны
– первый этап на пути к решению проблемы. Драма сегодняшнего дня не в том, что студенты мало знают. Они не знают, что это действительно так. И это куда серьезнее.
4. Культ знаний сменился культом незнания. В нынешних вузах, особенно на первых курсах, отличники стали «штучным товаром». Это привело к тому, что «не знать», «не учиться» перестало быть стыдным, вызывать дискомфорт. Еслираньшедвоечник, поменьшеймере, чувствовал себя неуютно в окружении более успевающих сверстников, то сейчаснеуютночувствуетсебяскорееотличник, очутившийсявположениитого, кому «большевсехнадо». Целеустремленному, талантливому студенту подчас требуется большая сила воли для того, чтобы не растворитьсявобщеймассе, нестать«как все». Поэтомузадача преподавателя-воспитателя – создать лучшим студентам максимально комфортные условия, не забывать поощрять отличные и хорошие знания, наглядно демонстрировать, что они всегда будут оценены по достоинству, а в будущем обеспечат их обладателю серьезные преимущества в карьерном росте.
На фоне вышеперечисленных проблем следующие две могут показаться не столь существенными, но с ними тоже приходится считаться.
-
- Очевидной проблемой является то, что абитуриенты медицинских вузов (и не только они) не обладают необходимым минимумом математических знаний. Зачастую студент-первокурсник, лишенный мобильного телефона, не в состоянии самостоятельно выполнить простейшие арифметические действия. При этом речь не идет о студентах, которые ничего не знают и не хотят знать. Речь о тех, кто искренне хочет учиться. Даже опытному преподавателю бывает трудно понять: задача не решена не потому, что студент не знаеттему, апотому, что, владея материалом, он просто не в состоянии вычислить окончательный ответ.
- Преподаватель, заинтересованный в успешности своих учеников, должен убедить их в том, что необходимый минимум математических знаний обязан иметь каждый человек, претендующий на высшее образование, внезависимостиотизбранной профессии.
- Очевидной проблемой является то, что абитуриенты медицинских вузов (и не только они) не обладают необходимым минимумом математических знаний. Зачастую студент-первокурсник, лишенный мобильного телефона, не в состоянии самостоятельно выполнить простейшие арифметические действия. При этом речь не идет о студентах, которые ничего не знают и не хотят знать. Речь о тех, кто искренне хочет учиться. Даже опытному преподавателю бывает трудно понять: задача не решена не потому, что студент не знаеттему, апотому, что, владея материалом, он просто не в состоянии вычислить окончательный ответ.
- Ранняя специализация учащихся старшихклассов, делениеимиизучаемых предметовна«нужные» длябудущейпрофессии и «ненужные» привело к резкому снижению кругозора первокурсников, уровня их общей культуры.
Казалось бы, эта проблема не имеет отношения к успеваемости студента, скажем, похимии. Однако, этонетак. Несекрет, что основные открытия в современной науке делаются на стыке дисциплин. Что же касается медицины, то практикующий врач должен уметь рассматривать проблему своего больного в комплексе, с учетом много образия всех факторов, определяющих здоровье человека.
Начальные курсы, когда учебная программаещенестольперегруженаспециальнымидисциплинами, лучшеевремя для того, чтобы студент смог сформироваться не только как профессионал, но и как личность. Пример преподавателя, его внутренняя убежденность в этом совершенно необходимы.
Такимобразом, нужноотметить, что в современных условиях преподаватель начальных курсов высшей школы обязан быть не только грамотным специалистом в своей профессии, но и умелым воспитателем. Если же рассчитывать на то, что студент – взрослый человек и, коли того заслуживает, выплывет сам – таким преподавателям в лучшем случае станет некого обучать. А в худшем – в самом скором времени им придется непосредственно столкнуться с подготовленными «профессионалами», будьто врач или пилот самолета, и лично испытать качество их подготовки.
Библиографическая ссылка
Алексеев В.В., Солод О.В. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РОЛИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КУРСОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 4. – С. 22-25;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4688 (дата обращения: 22.11.2024).