Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ДИАЛОГ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПРИОБРЕТЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ

Артамонова Т.Ф. Уварова И.В.
1.Библер В.С. На гранях логики культуры. – М., 1997.
2.Крылова Н.Б. Культурология образования. – М., 2000.
3.Ортега-и-Гассет Х. Философия культуры. – М., 1991.
4.Современныйэнциклопедический словарь. – М., 1999.
5.Философский словарь. – М., 2001.

Философский энциклопедический словарь определяет диалог как информативное и экзистенциальное взаимодействие между коммунифицирующими сторонами, посредством которого происходит понимание. В силу этого принципиально важным для раскрытия проблемы исследования является анализ диалогических форм образования.

Природа диалога сложна. Его размеры теоретически безграничны, хотя каждыйдиалогимеетначалоиконец. Его единство в смысле, теме, содержании. Этосредствовыражениялогическойцепи взаимосвязанных по содержанию сочетаний мыслей-суждений, где каждая характеризуется тематической цельностью. В ходе сложного, многослойного диалога культур происходит формирование общечеловеческих ценностей.

С педагогической точки зрения, диалог как константу современного знания можно назвать разговором, в котором стремление приобрести новое знание возникает и прокладывает себе дорогу сквозьразличныеформыиметодыобучения. В идеальном диалоге все участники прислушиваются друг к другу, но ведущая роль принадлежит тому, кто меньше всего к этомустремится, кто негоритжеланием утвердитьсвоесложившееся раннее мнение.

Творческое использование диалога культур в образовательном процессе становится залогом его эффективности и создает благоприятные условия для его дальнейшего развития и использования в современном обществе.

Глобализация в современном мире актуализирует процесс, который можно назвать диалогом культур в сфере образования. Это константа, которая предполагает восприятие признания знания в различных сферах образования и просвещения, атакжеучетособенностей, традиций, обычаев разных народов для того, чтобы понять общее и различное между ними в этом процессе. Часто глубина диалога зависит от тех, кто помогает узнать истинные культурные ценности того или иного народа, восприниматьихкаксобственные. Это позволяет сделать диалог плодотворным, аучастиевнем интересным.

Важная роль в организации диалога в процессе образования принадлежит преподавателям учебных заведений всех уровней, начиная от школы и заканчивая послевузовским образованием.

В педагогической науке диалог считают первичной, естественной формой языкового общения, восходящей к устноразговорной сфере. Он представляет собой сложную организационную структуру, создаваемуюсовместнойдеятельностьюкоммуникантов. Диалог – форма вербального общения, состоящего из обмена высказываниями двух взаимодействующих сторон илипартнеров. Напрактикеонпредставляет собой обмен взаимными репликами собеседников, которые, всвоюочередь, являются ответом на побуждения беседующего или реакцией на происходящее вокруг.

Как константа образования диалог культурвсегдапривлекалвниманиеисследователей (С. Артановский, С. Арутюнов, Б. Ерасов, Л. Ионин, С.Н. Иконников, К. Леви-Стросс, Г. Хершковец и др.). Обоснование содержания диалога культур складывается на основе анализа взглядов, концепций, теорийпоповодуегоразвития. Использование данного концепта в образовании определяется не столько правилами языкового поведения людей, сколько канонами человеческого общения и индивидуальными особенностями восприятия знания. Согласно классической традиции, мысли не привносятся в диалог извне, а рождаются в диалоге, являются продуктомнеотдельновзятогоума, арезультатом коммуникации, способствующей развитию коллективной мыследеятельности.

Проблему диалога в современном знании актуализируют изменившиеся условияжизни. Онявляетсятеоретическойи практической базой для межличностного общения, оживляет мысль, нацеливает на созидание. В результате диалога формируетсясознаниечеловека, повышаетсяего образовательный и культурный уровень.

Развитие образовательного процесса в современном обществе основано на поликультурализме, который охватывает пятьуровнейразвитияличности: уровень человеческих взаимоотношений (межличностное общение, работа в группах, совместное принятие решений), уровень культурного самосознания (осмысление понятия «культура», понимание того, что каждый человек – носитель той или иной культуры, и что разнообразие культур обогащает общество), уровень поликультурного сознания (преодоление предрассудков и стереотипов, ознакомление с историей и культурой различных этнических сообществ, уважение ко всем людям независимо от их национальности, расы, пола, способность оценивать современные и исторические события с позиций различных культурных групп), уровень межкультурного опыта (личный контакт спредставителямиразличныхсообществ, опыт адаптации к сравнительной оценки достижений, их ценности и вероятности заимствования). На характер диалога культуроказываетвлияниенетолькоуровень развития каждой из них, но и конкретныесоциально-историческиеусловия, а также поведенческий аспект, основывающийся на возможной неадекватности положения представителей каждой из взаимодействующих культур.

По Библеру, идея диалога культур предполагает некое своего рода «ничейноеполе», черезкотороеидетперекличка культур. Онтологической основой культуры выступает не просто бытие живой речи, а диалог личностей. Диалог со взаимопревращением логик осуществляется как внутри философской культуры каждой эпохи, так и между философскими культурами одной эпохи.

Современное образование глубоко диалогично. В его пространстве происходит осознание культурных процессов, проникновение их в глубинные взаимосвязи явленийкультур, чтоведеткактивномуотражениюдинамикиилогикиобразовательногопроцесса, цельюкоторого, вконечном счете, является создание человеком самого себя, формирование умения объективно оценивать противоречивые тенденции и перспективы культурного развития.

Диалог культур в образовании приводит к углублению культурного саморазвития, к взаимообогащению за счет иного культурногоопытакакврамкахопределенных культур, так и в масштабах мировой культуры. Можно утверждать, что здесь наличие диалога культур способствует воспитанию и образованию человека.

Диалог культур во многом определяет сущностную сторону образования. Прежде всего возникают взаимоотношения междупреподавателемиучеником, гдепервый «распредметчивает» и интерпретирует смыслконкретноготекста, авторойвоспринимаетеготак, какпозволяетемувоображение, интеллект, культура и т.д. Факторами, соучаствующимивданнойситуации, становятся духовный мир личности и система ее ценностей, восприятие духавремени, места в истории, осмысление повседневности «с точки зрения вечности» ит.д.

Нужно отметить, что сам процесс обучения также является диалогом – диалогом мастера (педагога) с окружающей его аудиторией, с которой он вступает в отношения, носящие диалоговый характер. В процессе взаимодействия культур выделяется два вида диалога: прямой и косвенный. Прямой диалог предполагает взаимодействие культур друг с другом благодаря компетентности ее носителей на уровне языка. Косвенный диалог происходит внутри культур, в составе ее собственных структур. Кроме того, диалог с другими культурами невозможен без определенных образов культуры.

Ни один народ не может существовать и развиваться изолированно друг от друга. А культурные контакты между народамивсегдабылимощнымстимулом процесса исторического развития, важным фактором в регулировании межэтнических отношений.


Библиографическая ссылка

Артамонова Т.Ф., Уварова И.В. ДИАЛОГ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПРИОБРЕТЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 4. – С. 25-27;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4689 (дата обращения: 23.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674