Диапазон научной информации в средствах массовой информации достаточно широк. Причем речь идет как о традиционных областях знания (гуманитарные, естественные науки), так и тех направлений, которые появляются в рамках этих наук в последние десятилетия, например, экология, микробиология, новые материалы и др. Речь может идти и об отдельных научных исследованиях, результаты которых внедряются в практику (генномодифицированные продукты, нанотехнологии, стволовые клетки и т.п.). Многие технологии и технические новшества становятся атрибутами нашей жизни, ежедневно преображают ее. Появился даже термин «функциональная грамотность», который обозначает, что без постоянного обновления своих знаний в столь быстро изменяющемся мире человек вряд ли может выжить. Мы учимся пользоваться мобильными телефонами и компьютерами, и тут же осваиваем богатства сети. На смену уже привычным компьютерам приходят «планшеты». Первую модель iPad уже презентовала корпорация Apple Inc. «По мнению экспертов, - пишет газета «Время», - новейший гаджет, открывающий появление волны так называемых Tablet PC , завоюет большую популярность во всем мире»[2].
Таким образом, речь идет не только о тематической насыщенности средств массовой информации научной информацией, но и о способах ее доставки аудитории. Они в последние годы существенно преобразились, что позволяет нам говорить о традиционных (печать, радио, телевидение) и новых (Интернет-медиа, мобильная телефония) медиа. «Особенности развития современного информационного общества в век мобильного телефона, - пишет Я.Н. Засурский, - связаны с возрастающей ролью знаний, и прежде всего новых знаний на этом этапе. Новая фаза информационного общества - общество знаний опирается на индивидуализацию демассификацию коммуникации, связанную с развитием Интернета и мобильной телефонии, усиливается личный фактор получения новых знаний в научных коллективах и постоянного их обновления»[3].
Сегодня эти идеи как никогда актуальны, так как объединение Интернета и мобильного телефона, а затем и появление мобильного Интернета освободило человека от ограничений пространства и времени, создало глобальную систему обмена информацией и, главное - ее хранения. Более того, она стала более доступна широким слоям населения, а не только представителям научного мира, что позволило «еще дальше продвинуться в преодолении пространства, времени и развитии личности человека»[4].
Примером могут служить публикации о нанотехнологиях, появившиеся в Интернете в течение последних лет. Еще до недавнего времени мало кто знал, кроме узкого круга исследователей, что нанотехнологии - это технологии изготовления сверхмикроскопических конструкций из мельчайших частиц материи. Тем более, только специалисты могли объяснить, что название происходит от слова "нанометр" - миллионная часть метра. И тем более, большинство наших сограждан могли видеть в нанотехнологиях возможность создавать и модифицировать объекты, включающие компоненты с размерами менее 100 нм, принципиально нового качества. Следовательно, и разговор о ценности таких систем, который состоит в том, что возможна их интеграция в полноценно функционирующие системы макромасштаба, мало кого интересовал.
Проведенное нами исследование позволяет утверждать, что первоначально эта информация располагалась в основном на профильных Интернет-ресурсах и ею пользовался узкий круг лиц, пока не появилась в 2004 г. «Концепции развития в Российской Федерации работ в области нанотехнологий на период до 2010 года».
Став первополосной темой для журналистов, она заняла лидирующее место в средствах массовой информации, но, что касается традиционных СМИ, это длилось недолго. Совершенно иная ситуация сложилась в Интернете. Число ресурсов, включающихся в обсуждение этой междисциплинарной области фундаментальной и прикладной науки и техники, имеющей дело с совокупностью теоретического обоснования, практических методов исследования, анализа и синтеза, а также методов производства и применения продуктов с заданной атомарной структурой путём контролируемого манипулирования отдельными атомами и молекулами, только увеличивается. Доказательством тому может служить собранная нами база данных по этой тематике.
Анализ ее позволяет утверждать, что она «характеризуется все более специлизирующимися и индивидуализирующимися потребностями пользователей информации»[5].
При этом она выполняет и образовательные функции, позволяя все большему числу граждан понять, что нанотехнологии качественно отличаются от традиционных дисциплин. Поскольку на таких масштабах привычные, макроскопические, технологии обращения с материей часто неприменимы, а микроскопические явления, пренебрежительно слабые на привычных масштабах, становятся намного значительнее: свойства и взаимодействия отдельных атомов и молекул или агрегатов молекул, квантовые эффекты.
Таким образом, в повестку дня современного общества знаний встает еще «одна из ключевых проблем современной науки - связь образования, культуры и СМИ, причем связь двусторонняя и многослойная. С одной стороны, определены механизмы и характер воздействия культуры на систему образования, с другой - показаны те возможности, которыми располагает образование, чтобы достойно ответить с помощью СМИ на вызовы современной цивилизации. Если эта связь утрачивается, образование лишается своих публичных и сущностных функций»[6].
Чтобы она не утратилась, и функционирует научная журналистика, освоившая Интернет, мобильную телефонию и симбиоз этих технологий - мобильный Интернет. Успехи ее в овладении нового информационного пространства достаточно убедительно подтверждает база данных по теме «нанотехнологии» и число пользователей, которые благодаря Интернет-ресурсам имеют представление об этом новом научном направлении, стремящемся изменить нашу жизнь.
[1] Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. - М., Изд-во МГУ. С74.
[2] Кочелягин Н., Денисов А. «Таблетка» счастья // Время. № 56, 5 апреля 2010 г.
[3] Засурский Я.Н. СМ И вступает в эпоху мобильной коммуникации // К мобильному обществу: утопии и реальность Под ред. Я.Н. Засурского. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2009. - С. 37.
[4]Засурский Я.Н. СМ И вступает в эпоху мобильной коммуникации // К мобильному обществу: утопии и реальность Под ред. Я.Н. Засурского. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2009. - С. 32.
[5]Засурский Я.Н. СМ И вступает в эпоху мобильной коммуникации // К мобильному обществу: утопии и реальность Под ред. Я.Н. Засурского. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2009. - С. 10.
[6] Егоров В.В. На пути к информационному обществу. - М.: ИПК работников телевидения и радиовещания, 2006. С. 32.
Библиографическая ссылка
Коханова Л.А., Штепа В.И. НАУЧНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА ЗНАНИЙ // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 7. – С. 105-106;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=469 (дата обращения: 03.12.2024).